Университет гражданской защиты

Фонтан на миллион (журнал «Промышленная безопасность №1/2022»)

Фонтан на миллион (журнал «Промышленная безопасность №1/2022»)

Фонтан на миллион (журнал «Промышленная безопасность №1/2022»)

Фонтан на миллион (журнал «Промышленная безопасность №1/2022»)

Белорусский военизированный отряд по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов ПО «Белоруснефть» (БВО) готовится отметить круглую дату. На протяжении 55 лет спасатели-противофонтанщики осуществляют контроль за безопасным строительством и эксплуатацией скважин, обеспечивают инженерно-технологическое сопровождение процессов при бурении стволов, их капитальном и подземном ремонте. В случае возникновения угрозы техногенной катастрофы оперативные группы отряда в полной боевой готовности в кратчайшие сроки обязаны прибыть на место для проведения разведки и ликвидации опасных ситуаций, последствия которых могут быть сравнимы со взрывом бомбы.

Ответственная и опасная служба осуществляется силами всего 46 бойцов, однако экономический эффект от деятельности небольшого подразделения огромен – на кону бесперебойная работа нефтегазовой отрасли республики и, конечно же, жизни людей. В преддверии Дня спасателя и юбилейной даты сотрудник редакции посетила командный пункт БВО в Речице – городе белорусских нефтяников.

Объективная необходимость

Как только в феврале 1966 года министром неф­тяной промышленности СССР был подписан приказ о создании государственного нефтегазодобывающего объединения «Белоруснефть», сразу же встал вопрос об обеспечении газовой безопасности и создании противофонтанной службы. В советское время вся промышленная территория, на которой добывалась нефть, делилась на регионы. В каждом присутствовали свои аварийно-спасательные (или, как говорили тогда, противофонтанные) службы. Речицкая боевая единица относилась к Полтавской части Украинского промышленного района.

– Раньше такие подразделения были независимыми, – делится историей формирования Юрий Гришкевич, командир отряда. – Сегодня на правах обособленного субъекта Белорусский военизированный отряд входит в состав ПО «Белоруснефть». Наши специалисты обслуживают все предприятия компании: Нефтегазодобывающее управление «Речицанефть», Светлогорское управление буровых работ, Управление повышения нефтеотдачи пластов и ремонта скважин, Белорусский газоперерабатывающий завод, а также РУП «Белгеология».

Возрождаемое наследие

В 60-х годах прошлого века на границе с Украиной существовало южное направление, включавшее Ельский, Наровлянский, Мозырский районы Гомельской области. Бурение скважин там осуществлялось, однако они считались бесперспективными в силу отсутствия технологий добычи нефти, доступных современным нефтяникам. В 80-х картину еще больше подпортил Чернобыль. После аварии 1986 года земли включили в зону отселения. Сегодня принято решение о возобновлении разработки этих месторождений с учетом полного комплекса мер радиологической защиты.

– Нашему отряду отводится там главенствующая роль по обеспечению безопасности, – говорит Юрий Гришкевич. – Мы уже приобрели личные дозиметры, идет подбор персонала. Еще один взвод находится на Белорусском газоперерабатывающем заводе, где наши специалисты производят контроль воздушной среды в цехах и на территории предприятия, осуществляют круглосуточное сопровождение газоопасных и огневых работ, профилактику. В их задачу входит обход с газоанализаторами всех газопроводов. В случае утечки объявляется тревога, проводятся мероприятия по устранению разгерметизации.

Зависимо и пристрастно

За состоянием оборудования на предприятиях осуществляется тщательный контроль. Без специального допуска ни бурильщики, ни даже мастера к работам на скважинах не допускаются.

– Фонтан легче предупредить, чем ликвидировать, – констатирует командир отряда. – На ликвидацию тратятся очень большие ресурсы, не только денежные, но и людские. Немалый урон наносится окружающей среде. На каждое направление у нас выделены люди, которые занимаются исключительно профилактической работой по обследованию бригад и оборудования. Без разрешения этой службы не производится ни вскрытие пластов, ни ремонт скважин! Ничего! Даже я не имею права вмешаться. Инженер по профилактике несет личную ответственность за все принимаемые им решения.

Уполномоченный специалист предварительно выезжает на производственный объект, обследует и опрессовывает оборудование, дает добро на его дальнейшую эксплуатацию. В случае выявления неисправностей выписывает запрещение. В последующем, при условии полного устранения нарушений, тот же сотрудник выдает разрешение.

Цена халатности

К счастью, выезды по боевой тревоге – редкость. По свидетельству Юрия Гришкевича, последняя авария произошла в конце 2016 года в ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» в Прибугском подземном хранилище газа (ПХГ).

– Наш специалист по профилактике там присутствовал и, поскольку бригада не была готова к демонтажу планшайбы, наложил запрет на проведение работ, – вспоминает командир отряда. – После его отъезда, игнорируя установленные правила, рабочие все-таки приступили к их выполнению по распоряжению непосредственного руководства. Через определенное время произошел открытый газовый фонтан мощностью около 100 атмосфер – довольно крупный выброс, сравнимый по мощности с энергией реактивного двигателя.

По составу газ на 90 % состоял из метана, который в быту присутствует в газовых плитах. Малейшая искра и взрыв был бы неминуем. Кроме того, любой ценой необходимо было избежать людских потерь.

– Мы заглушили скважину и демонтировали аварийное оборудование. Были мобилизованы все областные пожарные части, которые произвели орошение – ввели струю воды в фонтан, он увлажнился и воспламеняемость уменьшалась, – рассказывает командир отряда.

Обучая других, учиться самому!

Кроме нефтегазовых фонтанов, отряд также занимается ликвидацией выбросов нефтепродуктов на водной поверхности и на земле. В распоряжении имеется специализированное оборудование (нефтесборщики). По всем специализированным направлениям деятельности на постоянной основе проводятся зимние и летние учения.

– Последние зимние учения состоялись в феврале 2021 года, – говорит Юрий Гришкевич. – Зимы сейчас мягкие, лед не крепкий, что значительно осложняет тренировки. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, с задачей мы справились. Были прорезаны проруби, в них установили боновые заграждения и нефтесборщики. На учениях присутствовали представители Гомельского областного управления МЧС, ПО  «Белоруснефть». Бойцы отряда заработали оценку «отлично». В летний период мы оттачивали профессиональное мастерство на Восточно-Первомайском месторождении. По замыслу имело место возгорание скважины. После тушения мы производили наведение оборудования и герметизацию устья скважины. Такие учения (особенно с огнем) на самой территории месторождений запрещены, поскольку это пожароопасный объект. В нашем распоряжении имеется специальная стенд-скважина. Мы ее вывозим на место проведения тренировки, устанавливаем и монтируем, отрабатываем необходимые навыки.

В учебно-производственном комбинате ПО «Белоруснефть» специалисты отряда принимают участие в процессе теоретического и практического обучения по противофонтанной безопасности рабочего персонала, а также специалистов обособленных подразделений, производящих работы в области обеспечения процессов добычи, строительства и ремонта скважин.

Я б в спасатели пошел!

В Советском Союзе функционировали специализированные противофонтанные школы. После распада СССР подготовку спасателей-противофонтанщиков пришлось осуществлять собственными силами.

– Наша профессия состоит из двух специализаций – «спасатель» и «противофонтанщик», – разъясняет командир отряда. – Подготовка проходит в филиале ИППК УГЗ МЧС. В соавторстве с ними разработана программа обучения под нашу специфику. Сотрудники института приезжают в отряд для проведения занятий, поскольку здесь находится наша тренировочная база. Все наши бойцы – выходцы из нефтедобывающей отрасли. Многие сами по нескольку лет отработали на буровой. Кто, как не они, знают особенности такой работы и риски, связанные с ней!

Ежечасно на КПП присутствуют два сотрудника – спасателя-противофонтанщика. Дежурство организовано по 12 часов согласно графику. Предусмотрена взаимозаменяемость. Резервная группа находится дома, но люди остаются в режиме досягаемости. В случае аварии бойцы должны быть готовы выехать по тревоге и прибыть в отряд в течение получаса. Поскольку одинаковых аварий не бывает, оперативное звено выдвигается первым для проведения разведки. Следом подтягивается резерв с подготовленным оборудованием. Часто приходится участвовать в проведении неотложных сложных работ, таких, например, как сверление под давлением.

Претенденты на должность в отряде – люди, имеющие среднее техническое образование, опыт работы в МЧС или нефтяной промышленности. Примерный возраст специалистов отряда – 44 года, хотя руководитель формирования не скрывает, что хотелось бы привлечь больше молодежи.

– Для того, чтобы сдать нормативы по физической подготовке в комиссии Гомельского областного управления МЧС, необходимо обладать крепким здоровьем, быть тренированным, – уверен Юрий Гришкевич. – Там только две оценки «да» или «нет». Как говорят наши коллеги в МЧС, «удовлетворительных» спасателей быть не должно!

Полина ПАШКОВСКАЯ, «ПБ»
Фото автора и из архивов БВО

Галерея

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5