Университет гражданской защиты

«Мы понимали, куда мы едем»: чернобыльская катастрофа глазами очевидца

«Мы понимали, куда мы едем»: чернобыльская катастрофа глазами очевидца

«Мы понимали, куда мы едем»: чернобыльская катастрофа глазами очевидца

«Мы понимали, куда мы едем»: чернобыльская катастрофа глазами очевидца

Сегодня исполнилось ровно 35 лет аварии на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла авария, которая по оценкам экспертов разных стран мира названа самой крупной техногенной катастрофой. 

Взрыв на Чернобыльской АЭС навсегда оставил след на белорусской земле и в судьбах её людей. По оценкам специалистов, большинство радиоактивных осадков выпало на территории Беларуси. Радиоактивному заражению подверглась почти треть территории страны. На загрязненной территории Беларуси в 1986 году проживало 2,2 млн человек, находилось около 3700 населенных пунктов. Жители 479 населенных пунктов были отселены.

За прошедшие с тех пор годы страна потратила колоссальные средства на то, чтобы помочь людям, которые пострадали от аварии. Чтобы вернуть жизнь в юго-восточные регионы. 

Сегодня мы поговорили с участником тех страшных событий, с ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС – Борисом Казаковым, преподавателем кафедры специальной подготовки филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты МЧС.


— В апреле 1986 года я, как и все курсанты Тамбовского высшего военного краснознаменного командного училища химической защиты, готовился к сессии. Но в СМИ появилась информация об аварии на Чернобыльской АЭС и проводимых работах по устранению ее последствий, что, в общем-то, не давало поводов для беспокойства, – вспоминает Борис Казаков. — А затем, в мае, пришло указание по подготовке нашего курса к отправке в район ЧАЭС. И это уже было основанием сделать вывод о радиоактивном загрязнении территории, произошедшем в результате аварии.


По данным Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь, в результате выбросов на ЧАЭС радиоактивное загрязнение затронуло значительную часть территории республики. В его зону попали более 2,7 тыс. населенных пунктов. Загрязнение территории не было равномерным. На его характер повлияли в том числе особенности метеорологических условий в период с 26 апреля по 10 мая 1986 года. В результате в Беларуси выделилось несколько основных пятен. Первое - это 30-километровая зона вокруг станции, где уровни загрязнения почвы цезием-137 были чрезвычайно высоки. Затем так называемый северо-западный след, к которому относятся южная и юго-западная часть Гомельской области, центральные части Брестской, Гродненской и Минской областей. Уровни загрязнения в этом следе существенно ниже, чем в ближней зоне Чернобыльской АЭС. Третье пятно находилось на севере Гомельской и центральной части Могилевской области.

— Мы понимали, куда мы едем, с чем нам предстоит столкнуться, и как могут повлиять опасные факторы возможных последствий радиационной аварии на нас - молодых людей. Тем не менее, все написали рапорта с просьбой отправить в район аварии. Для меня лично это было важно потому, что мои родители и другие родственники находились в это время в Беларуси, – продолжил свой рассказ ликвидатор. — От мамы, которая работала в поликлинике города Могилева, я узнал о том, что к ним за медицинской помощью стали обращаться люди с ожогами слизистой оболочки горла после самостоятельного приема раствора йода в целях защиты от воздействия радиации. Это говорило об обеспокоенности населения и недостатке информации, необходимой после аварии.

С первых дней после катастрофы на ЧАЭС правительство Беларуси начало проводить мероприятия, направленные на защиту населения, проживающего в непосредственной близости к станции. Сразу после аварии было принято решение об эвакуации населения с территории, где мощность экспозиционной дозы превышала 25 мР/ч (территория приблизительно в радиусе 10 км от ЧАЭС). В белорусской части этой зоны эвакуация населения фактически началась 2 мая. Затем было принято решение снизить дозовый предел до 5 мР/ч, что примерно соответствовало 30-километровой зоне. В течение 1986 года из белорусской зоны аварии было эвакуировано 24,7 тыс. жителей из 107 наиболее пострадавших населенных пунктов. Началось отселение из других загрязненных территорий, где проживали сотни тысяч человек.

— Направили меня для участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, к моему сожалению, не в Беларусь, а в бригаду химической защиты, полевой лагерь которой располагался в Иваньковском районе Киевской области на границе 30-и километровой зоны. По прибытию в лагерь в глаза бросались четкий воинский порядок и высокий уровень бытовых условий, которые соблюдались, не смотря на полевые условия. При этом отмечались и некоторые особенности, например - систематическая поливка водой территории лагеря в целях пылеподавления. Это уже потом, получив приборы радиационного контроля, мы смогли убедиться в том, что мы находимся на радиоактивно загрязненной местности.

Зона

— В первый же день мы были представлены командиру бригады подполковнику Белову М.И. (в последующем он был назначен на должность начальника нашего училища, присвоено звание «генерал-майор»), который поставил задачи на период нашей командировки. Все мы были назначены на должности командиров взводов. При инструктаже особое внимание было обращено на соблюдение мер радиационной безопасности и личную ответственность за сохранение здоровья своих подчиненных.

Основными мерами обеспечения безопасности были установлены: использование индивидуальных средств защиты и недопущение превышения доз облучения в сутки – 2 Р (20 мЗв) и за период выполнения работ – 20 Р (200 мЗв).


Фото из открытых интернет-источников

— Вместе с нами в бригаду прибывали и наши подчиненные – военнообязанные из запаса, причем, из разных областей России и разные по возрасту (от 25 до 45 лет). Так происходила плановая замена личного состава, который прибыл в район выполнения работ в первые дни после аварии и уже получил предельно допустимую дозу облучения. Мы же, командиры взводов, знакомились с прибывающим личным составом, проводили занятия по боевому слаживанию подразделений, организовывали и руководили работами на ЧАЭС, которые нам ставились вышестоящим командованием. Выезды личного состава на станцию осуществлялись и в две, и в три смены в сутки, но на каких объектах и какие предстоит выполнять работы узнавали непосредственно на АЭС при получении наряда-допуска.

Станция

— Чернобыльская АЭС в этот период напоминала большую стройку: большое количество людей направлялись ко всем зданиям станции, большое количество техники приезжало и выезжало с ее территории. Вот только многие автомобили были обвешаны листами свинца, - рассказал Борис Казаков. — В один из дней мне довелось побывать и на крыше одного из зданий станции. Личному составу моего подразделения была поставлена задача по снятию рубероидного покрытия. Радиоактивные материалы, которые вплавились в рубероид, создавали такое излучение, что дозу облучения 2 Р мы получали за десять минут пребывания на крыше. Но за это время я смог не только провести оценку радиационной обстановки, но и с высоты здания рассмотреть разрушенное здание 4-го реактора, и сверкающие окнами пустых квартир дома города Припять. Сознание резала разящая разница красоты окружающей природы и угрозы, исходящей из разрушенного здания. Но эта угроза была не ощутима людям, у которых не было такого прибора, как у меня. Больше трудностей им в это время доставляли жара и необходимость работать в средствах защиты.


Фото из открытых интернет-источников

— До сих пор я благодарен своим командирам за заботу и создание условий для проживания в 30-и километровой радиоактивно загрязненной зоне, а своим подчиненным за их добросовестное и самоотверженное выполнение работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Со дня катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции прошло уже 35 лет. Сегодня наш герой Борис Васильевич Казаков активно передает свой уникальный практический опыт по реагированию на радиационные инциденты не только специалистам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, но и иностранным слушателям филиала университета МЧС.


Справочно: Чернобыльская атомная электростанция (ЧАЭС) расположена на территории Украины, в 18 км от города Чернобыль, в 150 км от Киева и в 16 км от границы Беларуси. В 80-е годы XX столетия это была самая мощная в СССР атомная электростанция.

Четвертый энергоблок ЧАЭС был запущен в промышленную эксплуатацию в декабре 1983 года. На 25 апреля 1986 года на ЧАЭС было намечено проведение проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности на четвертом энергоблоке, после чего реактор планировалось остановить для проведения плановых ремонтных работ. Из-за диспетчерских ограничений остановка реактора несколько раз откладывалась, что вызвало определенные трудности с управлением мощностью реактора. 26 апреля в 1 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. В различных помещениях и на крыше начался пожар.

В результате аварии в атмосферу был выброшен практически весь спектр радионуклидов, которые накопились в реакторе к моменту взрыва, в том числе йода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 30 лет), стронция-90 (период полураспада 28-29 лет). В первые недели после аварии особую опасность для людей представлял радиоактивный йод, изотопы которого, поступив в организм, концентрируются в щитовидной железе и вызывают ее облучение. В долгосрочном плане основным дозообразующим радионуклидом на большей части чернобыльского следа явился цезий-137.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
20 21
22 23 24 25 26 28
29 30 1 2 3 4 5