Университет гражданской защиты

Егор Кузнецов: «Развитие системы дистанционного образования в условиях современной индифферентности»

Егор Кузнецов: «Развитие системы дистанционного образования в условиях современной индифферентности»

Егор Кузнецов: «Развитие системы дистанционного образования в условиях современной индифферентности»

Егор Кузнецов: «Развитие системы дистанционного образования в условиях современной индифферентности»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд на динамику развития и возможные перспективы системы дистанционного образования начальника отдела стандартизации учебно-методического центра Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Егора Кузнецова.

Очевидно, что меняющиеся условия жизни требуют изменений и в принципах, и в методах обучения. Развитие информационных технологий и расширение технических возможностей, появление новых разработок и их тесное вхождение в нашу повседневную жизнь обязывает преподавателей и создателей образовательной среды учитывать все это в своей работе, в том числе и для повышения интереса обучающихся к процессу обучения.

Нередко при этом возникает вопрос о ценности и доступности информации. Если раньше присутствие на лекции предполагало запись того, на что самостоятельно мог быть потрачен не один день, то сейчас это означает запись того, что в Интернете можно найти за 5 – 10 минут. Раньше информация в стенах учебного заведения была труднодоступной, а потому ценилась высоко. Важно было пойти на лекцию, записать и запомнить. Однако, с течением времени, надиктованный текст лекций утратил прежнюю ценность. Поэтому сегодня одна из задач преподавателя – адаптировать учебные мероприятия к современным условиям, то есть сделать их ценными и важными.

Происходящее на занятиях должно привлекать практической ценностью, чем-то таким, что нельзя вот так просто найти в Интернете. И пусть это будут диалоги, совместное создание нового, что позволяет получить уникальный, практический опыт, который уже завтра можно будет применить при решении поставленной задачи. Задача преподавателя – победить в конкуренции за внимание обучающегося и сделать образование таким, чтобы оно не было чистой формальностью, а знания, полученные за 4 – 5 лет в учреждении образования, не нужно было актуализировать сразу по окончании. Для этого важно видеть и векторы развития образования и направления развития современного общества, человека и образа его мышления.

В сферу образования прочно, на правах легитимной образовательной стратегии, входит понятие электронного обучения. Преподаватели высшей школы, эксперты и аналитики пока не договорились о терминах – как лучше называть новое явление: электронное обучение, дистанционное обучение, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных технологий. Поэтому английский термин «е-learning» (сокращенное от Electronic Lеarning), несмотря на его непривычность для нас, является в настоящее время предпочтительным для профессионального сообщества. По определению ЮНЕСКО: «е-learning – обучение с помощью Интернета и мультимедиа». Впервые (в профессиональной среде) термин                 e-learning (электронное обучение) был употреблен в октябре 1999 г.
в Лос-Анджелесе на семинаре CBT Systems.

Электронное обучение или е-learning – общее обозначение, используемое для описания широкого диапазона применяемых электронных технологий (телевидение, радио, компакт-диск, мобильный телефон, Интернет и т.д.) в образовании с особым акцентом на обучение через Интернет.

 Анализ публикаций, описывающих электронные технологии, позволяет сформировать список терминов, которые характеризуют «электронное обучение»: Интернет-образование, дистанционное образование, сетевое образование, компьютерно-опосредованные коммуникации, компьютерное обучение, е-learning, виртуальные классы, информационно-коммуникационные технологии, открытое обучение, телеобучение, распределенное обучение, веб-обучение, виртуальное обучение.

 Многие исследователи в области образования, как правило, используют понятия «электронное обучение» и «дистанционное обучение» как взаимозаменяемые, определяя е-learning как новое поколение дистанционного образования. Ряд авторов акцентируют внимание на том, что «дистанционное обучение может существовать без обучения в режиме онлайн и онлайн-обучение – не обязательно дистанционное обучение». В целом дистанционное обучение и электронное обучение имеют общие точки пересечения, но все-таки это не слова синонимы. Дистанционное обучение существует уже не одно десятилетие, в то время как электронное обучение является относительно новым явлением, связанным с развитием Интернета. Дистанционное обучение – это образовательный процесс, при котором преподаватель и обучающийся разделены временем и расстоянием.

E-learning зарождалась как система поддержки дистанционного образования. Глобальная сеть являлась тогда единственным коммуникативным средством между обучающимся и вузом, поэтому сегодня многие называют электронное обучение дистанционным. Но надо иметь в виду, что e-learning не просто удаленное получение знаний. Оно предполагает использование учебного материала и обязательное общение обучающегося и преподавателя через Интернет (как в форме видеоконференции в режиме on-line, так и интерактивным способом). Электронное образование – это возможность смешанного обучения (объединяющего очный и виртуальный сценарии), которое стало основной формой взаимодействия преподавателя и обучающегося. В данном случае присутствует электронная компонента образования (компьютер, Интернет, информационные технологии) и то, что непосредственно поддерживается общением человека с человеком.

Исследователями Каталонского университета предложено рассматривать e-learning как образовательную парадигму. Они определяют e-learning как «инновационный подход в обучении, применяемый для того, чтобы предоставить хорошо продуманную интерактивную среду обучения любому обучающемуся, в любом месте и в любое время, используя ресурсы различных цифровых технологий наряду с другими формами учебных материалов, которые подходят для открытой среды обучения. E-learning осуществляет переход от системы управления данными к системе управления знаниями».

Для успешного развития e-learning в университете необходимо решить три основные задачи: обеспечить доступность, компетенции и мотивации e-learning. Доступность определяется наличием у обучающихся и преподавателей свободного доступа в Интернет, компетенция – умением пользоваться информационными ресурсами, расположенными на многочисленных сайтах, а мотивация – желанием и стремлением участников образовательного процесса эти ресурсы использовать. В современных условиях и на достаточно приемлемом уровне в университете решена только одна задача – доступность.

Современные обучающиеся (курсанты, студенты и школьники) – в основном «сетевое поколение», для которого электронный способ получения информации является нормальной составляющей жизни. Информационные коммуникационные технологии давно уже стали их рабочим инструментом. В то же время по другую сторону академического барьера далеко не все готовы сразу начинать осваивать новые форматы передачи знаний. Новая ступень развития информационно-коммуникационных технологии повышает уровень требований к преподавателям и степень ответственности тех, кто транслирует знания онлайн-методами в виртуальном пространстве. При этом широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбрать оптимальный именно с точки зрения преподавателя сценарий коммуникации с обучающимися, применять различные режимы тьюторства, намечать новые и прогрессивные педагогические стратегии. E-learning открывает для обучающихся возможность получения консультаций, советов, оценок у удаленного (территориально) эксперта-преподавателя. Предоставляет преподавателю возможность дистанционного взаимодействия. Создаются также предпосылки для освоения и популяризации инновационных педагогических технологий и передачи их преподавателям.

Участники образовательного процесса благодаря технологиям e-learning могут выбирать удобное место и время для обучения, осуществлять постоянный контакт с учетом индивидуального графика. И это лишь некоторые из преимуществ электронного обучения. Совершенно очевидно, что электронное обучение – лишь одно из направлений более широкого класса информационно-телекоммуникационных технологий в высшем образовании. 

На современном этапе развития высшей школы высококачественное образование представляется как оптимальное сочетание так называемых традиционных методов обучения (чтения лекций, проведение практических и семинарских занятий, курсовое проектирование, консультации и др.) и средств
e-learning (использование электронных учебников, компьютерных тренажеров, тестов, гиперссылок и т.д.). Важно учитывать, что крайности оказывают негативное влияние на образовательный процесс, а это и полное игнорирование возможностей электронных средств обучения, и чрезмерное увлечение компьютерными средствами, когда преподавателя исключают из образовательного процесса. При этом соотношение доли традиционных средств обучения и средств е-learning в реализуемом учебном процессе нельзя заранее однозначно определить. Это соотношение зависит от характера изучаемой дисциплины, формы получения образования (очная, заочная), личных особенностей преподавателей и студентов и других обстоятельств.

Е-learning в настоящее время – одна из самых динамично развивающихся областей образования. Эффективность любой образовательной технологии соотносится со временем, которое в рамках этой технологии отводится для общения преподавателя и обучающегося. В этом смысле е-learning – технологии занимают промежуточное положение между традиционным очным и заочным получением образования. За счет использования электронных средств коммуникации и интернет-технологий объем информации, передаваемой от преподавателя к обучающемуся, значительно возрастает по сравнению со всеми вариантами иных заочных образовательных технологий. Это происходит за счет использования интерактивных элементов в электронном учебном курсе: задания, тесты, форумы, чаты и т.д. Характерно, что эти элементы обеспечивают не только диалог между преподавателем и обучающимся, но и общение между обучающимися одной специальности. Именно наличие интерактивных элементов в курсе стимулирует самостоятельную работу обучающихся, что не только позволяет, но и делает весьма желательным использование е-learning технологий во всех формах получения образования.

В области электронного контента новинки появляются чаще. Еще совсем недавно электронный курс, как правило, состоял из текстовой теоретической части и теста с различными типами вопросов. Сегодня в курсы современных учреждений образования включены, например, электронные тренажеры для отработки навыков, ситуационные игры с разбором конкретной ситуации или онлайн-тренинг.

Электронный тренажер, как правило, имитирует работу оборудования либо программного обеспечения, что позволяет обучающемуся развить навыки работы на этом оборудовании. Обучение возможно, как через Интернет, так и в режиме офлайн. Электронный онлайн-тренинг – это тренинг, который осуществляет обучение в режиме онлайн, а также позволяет организовать взаимодействие с другими участниками обучения.

Сегодня при беспрецедентном ускорении прироста информации электронное обучение предоставляет возможность получить абсолютно актуальные знания. Использование e-learning позволяет обществу и университету принять вызовы современной глобализации. Образовательная парадигма меняется очень быстро. Возможность переноса знаний непосредственно к обучающемуся вне зависимости от географического положения достигается только применением электронного обучения. Существенное преимущество заключается еще и в том, что звук, графика, анимация, гипертекст, легкость их тиражирования, доставка и модернизация, контекстный поиск стимулируют раннее включение обучающегося в служебную деятельность, что позволяет реализовать направление одно из приоритетных направлений развития отечественной высшей школы – «Университет 3.0». Все это предоставляет такие преимущества как:

• организация самостоятельной работы с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, смарт-телевизора;

• получение консультаций, советов, оценок у удаленного (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

 • создание распределенного сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную образовательную деятельность;

 • своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;

 • разработка стандартов и спецификаций на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

 • формирование информационной культуры у участников образовательного процесса, освоение ими современных информационных технологий, повышение эффективности повседневной деятельности;

• освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

• возможность развивать учебные веб-ресурсы;

• возможность в любое время и месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

• сокращение времени на трансфер знаний и навыков из процесса обучения в реальную жизнь. При правильно спроектированном электронном курсе в процессе обучения у обучающегося появляется возможность получить не только знания, но и опыт применения инноваций на реалистичных и понятных примерах;

• пропорциональное распределение учебной нагрузки на обучающегося при котором преподаватель должен выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы не отсекать последних. При этом более способные студенты получают возможность учиться с полной нагрузкой;

• персонификация обучения, когда обучающийся может самостоятельно определить скорость изучения учебного материала, когда он хочет проходить обучение, какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить;

• возможность прохождения обучения без отрыва от выполнения служебных обязанностей;

• возможность комбинирования учебного контента для формирования разнообразных учебных программ, адаптированных под конкретного обучаемого;

 • получение большего объема информации преподавателем, необходимой ему для оценки знаний, навыков и умений, полученных в результате проведенного обучения;

 • мобильность в управлении образовательного процесса, в том числе использование более широкого диапазона разнообразных средств обучения. 

Серьезными препятствиями для развития и внедрения e-learning являются отсутствие законодательной базы и культурные барьеры. Наиболее перспективными в плане внедрения стоит считать корпоративный сектор (ОПЧС), государственные структуры и центры переподготовки.

Образовательный сектор, объединяющий специальности подготовки, также довольно интересен, правда, не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда обучающиеся очной формы будут изучать часть предметов дистанционно. На сегодняшний день технологии дистанционного образования могут быть применены практически в любой отрасли, для обучения, развития и аттестации персонала на разных специальностях. Успех внедрения закладывается на самой ранней стадии – необходимо провести анализ сложившейся ситуации, четко обозначить проблемы, решить которые планируется при внедрении дистанционного обучения. Возможно, на данном этапе развития можно будет ограничиться электронными курсами, а возможно необходим полноценный центр дистанционного образования с возможностью проведения видеоконференции, всевозможных опросов и онлайн тренингов.

Список использованных источников:

1. Пастухов С.М., Кузнецов Е.С. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в области промышленной безопасности в Университете гражданской защиты – 2020.

2. Сергеев А.Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение/ Монография – 2012. – С. 15 – 25, 39 – 41.

3. А. А. Ступин, Е. Е. Ступина  /Педагогический конструкционизм в образовательной робототехнике // Техническое творчество молодёжи № 3 (103) 2017 г. - с. 10-12.

4. Тихомирова Е. В. Каким должно быть современное образование / Е. В. Тихомирова. // Качество образования. – 2011. – № 7 – 8. – С. 38 – 43.

5. Галкин А. А., Карповский В. А. Проблемы выбора программного обеспечения для системы дистанционного обучения. // URL: http: (www.de.vlsu.ru/distant- sionnoe_obuchenie/publikatsii).

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30
23 24 25
26 27 29 30 31 1
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by