Университет гражданской защиты

Егор Кузнецов: «Развитие системы дистанционного образования в условиях современной индифферентности»

Егор Кузнецов: «Развитие системы дистанционного образования в условиях современной индифферентности»

Егор Кузнецов: «Развитие системы дистанционного образования в условиях современной индифферентности»

Егор Кузнецов: «Развитие системы дистанционного образования в условиях современной индифферентности»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд на динамику развития и возможные перспективы системы дистанционного образования начальника отдела стандартизации учебно-методического центра Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Егора Кузнецова.

Очевидно, что меняющиеся условия жизни требуют изменений и в принципах, и в методах обучения. Развитие информационных технологий и расширение технических возможностей, появление новых разработок и их тесное вхождение в нашу повседневную жизнь обязывает преподавателей и создателей образовательной среды учитывать все это в своей работе, в том числе и для повышения интереса обучающихся к процессу обучения.

Нередко при этом возникает вопрос о ценности и доступности информации. Если раньше присутствие на лекции предполагало запись того, на что самостоятельно мог быть потрачен не один день, то сейчас это означает запись того, что в Интернете можно найти за 5 – 10 минут. Раньше информация в стенах учебного заведения была труднодоступной, а потому ценилась высоко. Важно было пойти на лекцию, записать и запомнить. Однако, с течением времени, надиктованный текст лекций утратил прежнюю ценность. Поэтому сегодня одна из задач преподавателя – адаптировать учебные мероприятия к современным условиям, то есть сделать их ценными и важными.

Происходящее на занятиях должно привлекать практической ценностью, чем-то таким, что нельзя вот так просто найти в Интернете. И пусть это будут диалоги, совместное создание нового, что позволяет получить уникальный, практический опыт, который уже завтра можно будет применить при решении поставленной задачи. Задача преподавателя – победить в конкуренции за внимание обучающегося и сделать образование таким, чтобы оно не было чистой формальностью, а знания, полученные за 4 – 5 лет в учреждении образования, не нужно было актуализировать сразу по окончании. Для этого важно видеть и векторы развития образования и направления развития современного общества, человека и образа его мышления.

В сферу образования прочно, на правах легитимной образовательной стратегии, входит понятие электронного обучения. Преподаватели высшей школы, эксперты и аналитики пока не договорились о терминах – как лучше называть новое явление: электронное обучение, дистанционное обучение, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных технологий. Поэтому английский термин «е-learning» (сокращенное от Electronic Lеarning), несмотря на его непривычность для нас, является в настоящее время предпочтительным для профессионального сообщества. По определению ЮНЕСКО: «е-learning – обучение с помощью Интернета и мультимедиа». Впервые (в профессиональной среде) термин                 e-learning (электронное обучение) был употреблен в октябре 1999 г.
в Лос-Анджелесе на семинаре CBT Systems.

Электронное обучение или е-learning – общее обозначение, используемое для описания широкого диапазона применяемых электронных технологий (телевидение, радио, компакт-диск, мобильный телефон, Интернет и т.д.) в образовании с особым акцентом на обучение через Интернет.

 Анализ публикаций, описывающих электронные технологии, позволяет сформировать список терминов, которые характеризуют «электронное обучение»: Интернет-образование, дистанционное образование, сетевое образование, компьютерно-опосредованные коммуникации, компьютерное обучение, е-learning, виртуальные классы, информационно-коммуникационные технологии, открытое обучение, телеобучение, распределенное обучение, веб-обучение, виртуальное обучение.

 Многие исследователи в области образования, как правило, используют понятия «электронное обучение» и «дистанционное обучение» как взаимозаменяемые, определяя е-learning как новое поколение дистанционного образования. Ряд авторов акцентируют внимание на том, что «дистанционное обучение может существовать без обучения в режиме онлайн и онлайн-обучение – не обязательно дистанционное обучение». В целом дистанционное обучение и электронное обучение имеют общие точки пересечения, но все-таки это не слова синонимы. Дистанционное обучение существует уже не одно десятилетие, в то время как электронное обучение является относительно новым явлением, связанным с развитием Интернета. Дистанционное обучение – это образовательный процесс, при котором преподаватель и обучающийся разделены временем и расстоянием.

E-learning зарождалась как система поддержки дистанционного образования. Глобальная сеть являлась тогда единственным коммуникативным средством между обучающимся и вузом, поэтому сегодня многие называют электронное обучение дистанционным. Но надо иметь в виду, что e-learning не просто удаленное получение знаний. Оно предполагает использование учебного материала и обязательное общение обучающегося и преподавателя через Интернет (как в форме видеоконференции в режиме on-line, так и интерактивным способом). Электронное образование – это возможность смешанного обучения (объединяющего очный и виртуальный сценарии), которое стало основной формой взаимодействия преподавателя и обучающегося. В данном случае присутствует электронная компонента образования (компьютер, Интернет, информационные технологии) и то, что непосредственно поддерживается общением человека с человеком.

Исследователями Каталонского университета предложено рассматривать e-learning как образовательную парадигму. Они определяют e-learning как «инновационный подход в обучении, применяемый для того, чтобы предоставить хорошо продуманную интерактивную среду обучения любому обучающемуся, в любом месте и в любое время, используя ресурсы различных цифровых технологий наряду с другими формами учебных материалов, которые подходят для открытой среды обучения. E-learning осуществляет переход от системы управления данными к системе управления знаниями».

Для успешного развития e-learning в университете необходимо решить три основные задачи: обеспечить доступность, компетенции и мотивации e-learning. Доступность определяется наличием у обучающихся и преподавателей свободного доступа в Интернет, компетенция – умением пользоваться информационными ресурсами, расположенными на многочисленных сайтах, а мотивация – желанием и стремлением участников образовательного процесса эти ресурсы использовать. В современных условиях и на достаточно приемлемом уровне в университете решена только одна задача – доступность.

Современные обучающиеся (курсанты, студенты и школьники) – в основном «сетевое поколение», для которого электронный способ получения информации является нормальной составляющей жизни. Информационные коммуникационные технологии давно уже стали их рабочим инструментом. В то же время по другую сторону академического барьера далеко не все готовы сразу начинать осваивать новые форматы передачи знаний. Новая ступень развития информационно-коммуникационных технологии повышает уровень требований к преподавателям и степень ответственности тех, кто транслирует знания онлайн-методами в виртуальном пространстве. При этом широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет выбрать оптимальный именно с точки зрения преподавателя сценарий коммуникации с обучающимися, применять различные режимы тьюторства, намечать новые и прогрессивные педагогические стратегии. E-learning открывает для обучающихся возможность получения консультаций, советов, оценок у удаленного (территориально) эксперта-преподавателя. Предоставляет преподавателю возможность дистанционного взаимодействия. Создаются также предпосылки для освоения и популяризации инновационных педагогических технологий и передачи их преподавателям.

Участники образовательного процесса благодаря технологиям e-learning могут выбирать удобное место и время для обучения, осуществлять постоянный контакт с учетом индивидуального графика. И это лишь некоторые из преимуществ электронного обучения. Совершенно очевидно, что электронное обучение – лишь одно из направлений более широкого класса информационно-телекоммуникационных технологий в высшем образовании. 

На современном этапе развития высшей школы высококачественное образование представляется как оптимальное сочетание так называемых традиционных методов обучения (чтения лекций, проведение практических и семинарских занятий, курсовое проектирование, консультации и др.) и средств
e-learning (использование электронных учебников, компьютерных тренажеров, тестов, гиперссылок и т.д.). Важно учитывать, что крайности оказывают негативное влияние на образовательный процесс, а это и полное игнорирование возможностей электронных средств обучения, и чрезмерное увлечение компьютерными средствами, когда преподавателя исключают из образовательного процесса. При этом соотношение доли традиционных средств обучения и средств е-learning в реализуемом учебном процессе нельзя заранее однозначно определить. Это соотношение зависит от характера изучаемой дисциплины, формы получения образования (очная, заочная), личных особенностей преподавателей и студентов и других обстоятельств.

Е-learning в настоящее время – одна из самых динамично развивающихся областей образования. Эффективность любой образовательной технологии соотносится со временем, которое в рамках этой технологии отводится для общения преподавателя и обучающегося. В этом смысле е-learning – технологии занимают промежуточное положение между традиционным очным и заочным получением образования. За счет использования электронных средств коммуникации и интернет-технологий объем информации, передаваемой от преподавателя к обучающемуся, значительно возрастает по сравнению со всеми вариантами иных заочных образовательных технологий. Это происходит за счет использования интерактивных элементов в электронном учебном курсе: задания, тесты, форумы, чаты и т.д. Характерно, что эти элементы обеспечивают не только диалог между преподавателем и обучающимся, но и общение между обучающимися одной специальности. Именно наличие интерактивных элементов в курсе стимулирует самостоятельную работу обучающихся, что не только позволяет, но и делает весьма желательным использование е-learning технологий во всех формах получения образования.

В области электронного контента новинки появляются чаще. Еще совсем недавно электронный курс, как правило, состоял из текстовой теоретической части и теста с различными типами вопросов. Сегодня в курсы современных учреждений образования включены, например, электронные тренажеры для отработки навыков, ситуационные игры с разбором конкретной ситуации или онлайн-тренинг.

Электронный тренажер, как правило, имитирует работу оборудования либо программного обеспечения, что позволяет обучающемуся развить навыки работы на этом оборудовании. Обучение возможно, как через Интернет, так и в режиме офлайн. Электронный онлайн-тренинг – это тренинг, который осуществляет обучение в режиме онлайн, а также позволяет организовать взаимодействие с другими участниками обучения.

Сегодня при беспрецедентном ускорении прироста информации электронное обучение предоставляет возможность получить абсолютно актуальные знания. Использование e-learning позволяет обществу и университету принять вызовы современной глобализации. Образовательная парадигма меняется очень быстро. Возможность переноса знаний непосредственно к обучающемуся вне зависимости от географического положения достигается только применением электронного обучения. Существенное преимущество заключается еще и в том, что звук, графика, анимация, гипертекст, легкость их тиражирования, доставка и модернизация, контекстный поиск стимулируют раннее включение обучающегося в служебную деятельность, что позволяет реализовать направление одно из приоритетных направлений развития отечественной высшей школы – «Университет 3.0». Все это предоставляет такие преимущества как:

• организация самостоятельной работы с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, смарт-телевизора;

• получение консультаций, советов, оценок у удаленного (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

 • создание распределенного сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную образовательную деятельность;

 • своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;

 • разработка стандартов и спецификаций на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

 • формирование информационной культуры у участников образовательного процесса, освоение ими современных информационных технологий, повышение эффективности повседневной деятельности;

• освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

• возможность развивать учебные веб-ресурсы;

• возможность в любое время и месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

• сокращение времени на трансфер знаний и навыков из процесса обучения в реальную жизнь. При правильно спроектированном электронном курсе в процессе обучения у обучающегося появляется возможность получить не только знания, но и опыт применения инноваций на реалистичных и понятных примерах;

• пропорциональное распределение учебной нагрузки на обучающегося при котором преподаватель должен выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы не отсекать последних. При этом более способные студенты получают возможность учиться с полной нагрузкой;

• персонификация обучения, когда обучающийся может самостоятельно определить скорость изучения учебного материала, когда он хочет проходить обучение, какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить;

• возможность прохождения обучения без отрыва от выполнения служебных обязанностей;

• возможность комбинирования учебного контента для формирования разнообразных учебных программ, адаптированных под конкретного обучаемого;

 • получение большего объема информации преподавателем, необходимой ему для оценки знаний, навыков и умений, полученных в результате проведенного обучения;

 • мобильность в управлении образовательного процесса, в том числе использование более широкого диапазона разнообразных средств обучения. 

Серьезными препятствиями для развития и внедрения e-learning являются отсутствие законодательной базы и культурные барьеры. Наиболее перспективными в плане внедрения стоит считать корпоративный сектор (ОПЧС), государственные структуры и центры переподготовки.

Образовательный сектор, объединяющий специальности подготовки, также довольно интересен, правда, не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда обучающиеся очной формы будут изучать часть предметов дистанционно. На сегодняшний день технологии дистанционного образования могут быть применены практически в любой отрасли, для обучения, развития и аттестации персонала на разных специальностях. Успех внедрения закладывается на самой ранней стадии – необходимо провести анализ сложившейся ситуации, четко обозначить проблемы, решить которые планируется при внедрении дистанционного обучения. Возможно, на данном этапе развития можно будет ограничиться электронными курсами, а возможно необходим полноценный центр дистанционного образования с возможностью проведения видеоконференции, всевозможных опросов и онлайн тренингов.

Список использованных источников:

1. Пастухов С.М., Кузнецов Е.С. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в области промышленной безопасности в Университете гражданской защиты – 2020.

2. Сергеев А.Г., Жигалов И. Е., Баландина В. В. Введение в электронное обучение/ Монография – 2012. – С. 15 – 25, 39 – 41.

3. А. А. Ступин, Е. Е. Ступина  /Педагогический конструкционизм в образовательной робототехнике // Техническое творчество молодёжи № 3 (103) 2017 г. - с. 10-12.

4. Тихомирова Е. В. Каким должно быть современное образование / Е. В. Тихомирова. // Качество образования. – 2011. – № 7 – 8. – С. 38 – 43.

5. Галкин А. А., Карповский В. А. Проблемы выбора программного обеспечения для системы дистанционного обучения. // URL: http: (www.de.vlsu.ru/distant- sionnoe_obuchenie/publikatsii).


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Август 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31
13 14 15 16
17 18 20 21 22 23
24 25 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by