Университет гражданской защиты

Андрей Бородако: «Обеспечение национальной безопасности Беларуси в контексте тенденций развития современного мира»

Андрей Бородако: «Обеспечение национальной безопасности Беларуси в контексте тенденций развития современного мира»

Андрей Бородако: «Обеспечение национальной безопасности Беларуси в контексте тенденций развития современного мира»

Андрей Бородако: «Обеспечение национальной безопасности Беларуси в контексте тенденций развития современного мира»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд начальника факультета подготовки руководящих кадров УГЗ Андрея Бородако, начальника кафедры управления защитой от чрезвычайных ситуаций Дмитрия Арестовича и доцента кафедры управления защитой от чрезвычайных ситуаций Ольги Маршалко на вопросы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в контексте тенденций развития современного мира.

В Республике Беларусь на регулярной основе разрабатываются и утверждаются Главой государства Концепции национальной безопасности, призванные сформировать методологическую основу для разработки документов стратегического планирования, совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, сохранения преемственности и единства подходов к формированию и реализации государственной политики по обеспечению национальной безопасности [1].

Следует подчеркнуть, что на основе принятых в 1995 и 2001 годах концепций национальной безопасности в Беларуси была сформирована в целом эффективная система защиты от внутренних и внешних угроз. Во многом итогом ее функционирования является тот непреложный факт, что Республика Беларусь – это состоявшееся, независимое, суверенное европейское государство [2].

9 ноября 2010 года Указом Президента Беларуси А. Лукашенко № 575 утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция).  В данной редакции Концепции рассматривается как состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз. Впервые в нормативном документе сформулирован тезис о защите именно национальных интересов, под которыми понимается совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь. Соответственно конкретизируется и понятие самой Концепции национальной безопасности, которая также впервые определяется как совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз [2].

События новейшей истории свидетельствуют, что отсутствие обеспечения баланса интересов приводит к неустойчивости макросоциальных систем и стимулирует необратимые процессы, вплоть до их разрушения.

Процесс обеспечения национальной безопасности на нынешнем этапе требует гибких подходов и новых решений. В силу своего геополитического положения и открытости экономики Беларусь подвержена воздействию практически всех процессов мировой глобализации.

Беларусь, находясь на геополитическом перекрестке и на духовном разломе европейского пространства, постоянно испытывает разнонаправленное цивилизационное давление [3]. Стремительная трансформация глобальных тенденций мирового развития, нарастание рисков, вызовов и угроз в различных сферах оказывают негативное влияние на обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь.

Геополитическая динамика обостряется экономической конкуренцией, множеством локальных военных конфликтов и гибридных методов, которые используются для продвижения своих интересов. Однако при этом ни одно государство в будущем не сможет добиться полного мирового доминирования. Наблюдается отступление глобализации и ее смещение с Запада на Восток, ослабление единства ЕС, ускорение трансформации существующего мироустройства и падение доверия к международным организациям. Отчетливо проявляется тенденция милитаризации мировой политики, демонтаж договорно-правовой системы в области контроля над вооружениями, что способствует дальнейшей эрозии международной системы безопасности и является последующим витком гонки вооружений, в том числе в космосе и киберпространстве. Сохраняется риск увеличения числа стран – обладателей ядерного оружия. В таких условиях попытки выстроить глобальную или региональную архитектуру безопасности на основе баланса сил будут малопродуктивны [4].

С помощью информационно-коммуникационных технологий оказывается всеобъемлющее влияние на общественные настроения, в первую очередь – молодежи. Кибербезопасность приобрела исключительное значение на уровне обеспечения национальной безопасности. Скоротечное внедрение передовых разработок по совершенствованию средств вооруженной борьбы отразится на способах и формах применения вооруженных сил, в том числе за счет их дальнейшей гибридизации [4].

Сочетание традиционных методов вооруженного противоборства со стратегиями комбинированного воздействия. Дополнительным инструментом выступает концепция «мягкой и умной силы», направленная на борьбу за умы населения и дестабилизацию общественных процессов [4].

Пандемия стала принципиально новым фактором международной безопасности, обострила имеющиеся разногласия и продолжает оказывать влияние на взаимодействие ведущих мировых государств. В реалиях угрозы очередных волн пандемии и мутаций вируса продолжается борьба за обладание действенным лекарством, что незамедлительно использовано ведущими мировыми игроками как шанс для укрепления своего влияния на мировые процессы. Значительные изменения, произошедшие в мировой экономике, и ограничительные меры привели к обесцениваю сырьевых ресурсов, снижению объемов международной торговли, росту безработицы, нарастанию инфляционных процессов и, как следствие, снижению уровня жизни людей [4].

Для успешной защиты белорусской государственности необходимо обновление механизмов противодействия новым вызовам и угрозам, что нашло отражение в новой редакции Концепции национальной безопасности (далее – проект Концепции). Разработанный по поручению Главы государства проект Концепции обновлен практически на 70%. При этом сохранена преемственность к существующему стратегическому документу. Проект Концепции дополняет его и развивает основные положения во всех сферах безопасности. Скорректированы понятия национальной безопасности, источника угрозы и угрозы. Впервые даны определения риска и вызова, что позволит более эффективно оценивать состояние национальной безопасности, а также принимать упреждающие меры реагирования. Учтены в документе и реалии современного мира, в которых нам приходится отстаивать свой суверенитет и независимость. В перечень стратегических национальных интересов впервые включены новые положения о необходимости всемерной защиты народа Беларуси как уникальной исторической общности и единственного источника государственной власти. Концептуальное закрепление получили такие национальные интересы, как благополучие и процветание, социальная ответственность граждан, а не только государства и другие.  Отражена в документе и новая сфера национальной безопасности – биологическая. Важная роль отведена функционированию системы обеспечения национальной безопасности в рамках антикризисного реагирования [5].

Таким образом, обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь является важнейшим фактором развития государства в современных условиях. В данном контексте проект Концепции следует рассматривать как адекватную реакцию государства на новые геополитические вызовы, когда государство осознает объективные угрозы безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства и своевременно закрепляет в законодательстве стратегические меры по их устранению.

Используемая литература:

1. Андрухов В.В. и др.Республика Беларусь – 25 лет созиданий и свершений. В 7 т. Т. 2. Безопасность граждан, общества и государства – Мн.: Беларуская навука, 2020. – С. 11–12.

2. Мальцев, Л.С. Концепция национальной безопасности – стратегия мира, согласия и созидания/ Л.С.Мальцев//Беларуская думка. – 2011. – No 3. – С. 3–5.

3. Голубничий, Д.А. Геостратегия Республики Беларусь: понятие, источники, структура, принципы. Беларуская думка, 2019. – No 9. – С 52–55.

4. Коваленя, А., Арчаков, В., Баньковский, А. Обеспечение национальной безопасности в контексте тенденций развития современного мира. Беларуская думка, 2021. – No 9. – С. 50–55.

5. Casus belli, польская угроза и вызовы для Беларуси: интервью Александра Вольфовича. Sputnic Беларусь, 30.12.2022 https://sputnik.by/20221230/casus-belli-polskaya-ugroza-i-vyzovy-dlya-belarusi-intervyu-aleksandra-v...

Факультеты и филиалы


8f62e7d2706b23356263c63383eff1da  

Календарь мероприятий

Январь 2023

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31
4 7 8
30 31 1 2 3 4 5