В последнее время в нашей стране стали уделять большое внимание сохранению раритетных транспортных средств различного назначения. Этим занимаются не только отдельные коллекционеры и реставраторы, но и различные государственные учреждения. Одним из лидеров данного движения в Республике Беларусь является Министерство по чрезвычайным ситуациям. Ежегодно работники МЧС возвращают к жизни такие ретро модели, которые эксплуатировались в данном силовом ведомстве в разные годы. Последние свои достижения они продемонстрировали на параде, посвященном 165-летию появления пожарной службы в Беларуси, проходившем в Минске в конце июля. В праздничной колонне авто и мототехники впервые проехал и мотоцикл Урал ИМЗ-8-103-10.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Трехколесный спортивный мотоцикл с боковым прицепом тяжелого класса Урал ИМЗ-8-103-10 –самая массовая модель Ирбитского моторного завода. Эта мототехника выпускалась на предприятии с 1986 по 1993 годы и предназначалась для поездок двух человек с багажом до 100 килограмм по дорогам без покрытия и бездорожью, по горным и лесным тропам.
ИСТОРИЯ ГОМЕЛЬСКОГО МОТОВЕТЕРАНА
Экземпляр, участвовавший в юбилейном параде в белорусской столице был выпущен в 1993 году и на протяжение нескольких десятилетий эксплуатировался в одном из подразделений Гомельского областного управления МЧС. Техника использовалась в основном для перевозки сотрудников пожарной охраны, а также для тушения мелких очагов возгорания в сельской местности. Потом ее сняли с боевого дежурства и перевели в разряд раритетной.
В начале нынешнего года спасателями принято решение о восстановление “заслуженного ветерана”. К этому моменту Урал ИМЗ-8-103-10 уже был не на ходу: на коляске и на баке имелись вмятины, на колясочном щитке образовались трещины, появились ржавчина на раме и колесах и другие дефекты в конструкции. За ремонт и восстановлении раритетного транспортного средства взялись работники Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, а точнее службы транспортного обеспечения. На специальном автомобиле его привезли в Минск, и в начале апреля приступили к работе.
Основная нагрузка легла “на плечи” начальника этой службы Александра Насановича и механика Максима Леоновича.
Узнав о предстоящем проекте, к нему присоединились и другие работники вуза МЧС. Помогали кто, как мог. Так, владельцы мотоциклов приносили узлы и детали от своей мототехники. В общей сложности, чтобы вернуть к жизни один экземпляр, потребовалось три “донора”.
Вначале модель полностью разобрали, устранили дефектные места, все загрунтовали и отпескоструили. Одной из главных проблем стало приведение в рабочее состояние двухцилиндрового, четырехтактного двигателя, объемом 649 куб.см. Сделали капитальный ремонт его. Для того, чтобы он вновь заработал, старые поршневые кольца и некоторые другие узлы пришлось заменить на новые.
На мотоцикле остались родные руль, переднее сидение, амортизаторы и пр. А вот в связи с плохим состоянием “мотоветерана” пришлось заменить поворотники, все стеклянные детали, лопнувшие от возраста шины, заднюю “сидушку”, ручки, карбюраторы, спидометр и пр. Был заключен договор с одной из белорусских организаций, которая занялась поиском и доставкой всего необходимого: в основном, из России, с завода – производителя в университет МЧС.
“Еще одной из сложностей процесса восстановления, с которой успешно справились мастера, явилась ручная подгонка всех деталей между собой”, – отметил заместитель начальника по материально-техническому обеспечению Университета МЧС, полковник внутренней службы Виталий Быльков.
Окраска мотоцикла в красный цвет, а изначально он был коричневым, производилась в филиале “Институт переподготовки и повышения квалификации” Университета гражданской защиты МЧС, расположенном в Минской области, в Борисовском районе.
Все работы завершились накануне юбилея, и их итогом стал успешный показ мототехники на параде. Она проехала в праздничной колонне без поломок.
Во время этого мероприятия в парке Максима Горького, где проходили основные торжества, произошел интересный случай.
О нем рассказал Виталий Быльков.
К мотоциклу подошли два человека. Осматривая его, посетители обратили внимание на спидометр. Он показывал пробег 50 км. “Они нам говорят, что это старый мотоцикл. По спидометру – новый”, – сказал один из них.
P.s. В настоящее время раритетный мотоцикл Урал ИМЗ-8-103-10 стоит в гараже Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. И в дальнейшем будет принимать участие в мероприятиях, проводимых спасателями Беларуси.
Еженедельное автомобильное издание "АВТО ДАЙДЖЕСТ"
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Университета гражданской защиты МЧС