Университет гражданской защиты

Людмила Чиж: «Формирование профессионального мировоззрения спасателя»

Людмила Чиж: «Формирование профессионального мировоззрения спасателя»

Людмила Чиж: «Формирование профессионального мировоззрения спасателя»

Людмила Чиж: «Формирование профессионального мировоззрения спасателя»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд доцента кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС Людмилы Чиж на подготовку спасателей Беларуси посредством Фантомно-модульного комплекса, как средства натурного моделирования и имитации различных ЧС.

Первая помощь пострадавшим является одним из приоритетных направлений в ликвидации чрезвычайных ситуациях. Дисциплина «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является одной из важнейших специальных учебных дисциплин кафедры Ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, освоение которой направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности спасателя.

Фантомно-модульный комплекс как элемент профессиональной подготовки спасателя, создан для решения задач учебной дисциплины на приобретение   обучающимися глубоких практических навыков и умений по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, повышения творческой активности личности обучающегося; реализации мотивов и цели обучения, расширения спектра методов и средств коммуникативности.

Введение. 

Экстремальная сложность, интенсивность и глобализация процессов жизнедеятельности современного общества вызывают необходимость развития и внедрения в практику средств и методов обеспечения комплексной безопасности как социума в целом, так и каждого человека в отдельности. Данная проблема является мощным реальным стимулом к развитию системы профессиональной подготовки в сфере безопасности жизнедеятельности, призванной решать задачи быстрого реагирования на возникающие изменения в социально-экономической жизни, в том числе кризисного и чрезвычайного характера.

Одним из комплексных инструментов решения такого рода задач является Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, осуществляющий активную образовательную функцию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Деятельность университета гармонизирована с требованиями общества и государственной политики в области пожарной, промышленной и ядерной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и гражданской   обороны.

Стратегия Университета основана на максимальном использовании научно-образовательного, инновационного и кадрового потенциала, базирующегося на лучшем отечественном и мировом опыте, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов, способных эффективно организовать деятельность в органах и подразделениях по ЧС.

Первая помощь пострадавшим является одним из приоритетных направлений в ликвидации ЧС. Дисциплина «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является одной из важнейших специальных учебных дисциплин, освоение которой направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности спасателя. Целью изучения учебной дисциплины является формирование базиса культуры безопасности жизнедеятельности и готовности к профессиональной практической деятельности по решению задач экстренного реагирования и оказания первой помощи пострадавшим в ЧС. Для  решения задач учебной дисциплины на приобретение  обучающимися  глубоких практических навыков и  умений по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, повышения  творческой активности личности обучающегося; реализации мотивов и цели обучения в ходе профессиональной подготовки спасателя по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, выработке умения работать совместно, единой командой и индивидуально, на основе взаимозаменяемости, создан фантомно-модульный комплекс , как элемент повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности спасателя  с актуализацией  профессионального потенциала обучающихся по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС [1, 3].

Фантомно-модульный комплекс дает уникальную возможность эффективного и качественного обучения вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и является одним из факторов повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности спасателя, обеспечивает мотивацию, которая определяется стремлением к познанию, интересом и увлеченностью учебной деятельностью. Исходя из данного подхода, учебная деятельность понимается, как специфическая форма активности личности обучающегося, в которой реализуются мотивы и цели обучения алгоритмов первой помощи, пострадавших в ЧС с использованием элементов фантомно-модульного комплекса.   Мотивация, вызванная познавательным интересом, способна поддерживать повседневную учебную деятельность и направлена на достижение компетентности спасателя по направлению безопасности жизнедеятельности [1].

Информационно-образовательная среда Университета. 

На базе Университета создана информационно-образовательная среда инновационного типа, обладающая максимально высоким интеллектуальным потенциалом, способная к быстрым перенастройкам и импульсному режиму функционирования [2].

Информационно-образовательная среда университета способствует выполнению ряда условий, от которых зависит формирование позитивных мотивов образовательной деятельности:

· профессиональная направленность и практическая значимость;

· осознание обучающимися ближайших, непосредственных и конечных целей обучения;

· эмоциональная насыщенность,

· познавательная ценность информации,

· доступная форма подачи учебного материала.

Одним из элементов информационно-образовательной среды является фантомно-модульный комплекс, как элемент уникальной возможности эффективного и качественного обучения вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и является одним из факторов повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности спасателя Исходя из данного подхода, учебная деятельность с использованием фантомно-модульного комплекса понимается, как специфическая форма активности личности обучающегося, в которой реализуются мотивы и цели обучения алгоритмам первой помощи пострадавшим в ЧС . Мотивация, вызванная познавательным интересом, способна поддерживать повседневную учебную деятельность обучающихся и направлена на достижение компетентности   спасателя.

 Фантомно-модульный комплекс создан и внедрен в образовательный процесс в 2008 году.


Рисунок 1 - Фантомно-модульный комплекс

Фантомно-модульный комплекс, как средство имитации и натурного моделирования ЧС дает уникальную возможность эффективного и качественного обучения вопросам оказания   первой помощи пострадавшим [1].

Фантомно-модульный комплекс представлен:

учебно-тренажерным комплексом по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП);

 извлечению пострадавшего из-под завалов при обрушении строительных конструкций и оказанию первой помощи пострадавшим при синдроме длительного сдавления;

извлечению пострадавших из подвалов разрушенных зданий при террористических актах с отработкой специальных методов и способов транспортировки, пострадавших в ЧС;

фантомными модулями с имитацией и натурным моделированием различных патологических состояний пострадавшего в ЧС;

учебной практикой на базе Минской областной клинической больницы с осуществлением специальной психологической подготовки;

иллюстрированными учебными пособиями.

Фантомные модули дают уникальную возможность имитации и натурного моделирования различных патологических состояний пострадавшего в ЧС и возможностью выполнения алгоритмов первой помощи пострадавшему с последующей транспортировкой пострадавшего с использованием табельных и подсобных средств или возможностью использования специальных методов и способов транспортировки:

фантомный модуль с возможностью изучения анатомии человека

 

Рисунок 2 - Фантомный модуль по анатомии человека

фантомные модули, предназначенные для проведения эффективного и качественного обучения приемам сердечно-легочной реанимации взрослых и детей, которые снабжены индикаторами контроля, обеспечивающими объективную информацию о правильности выполнения ключевых приемов реанимационной помощи пострадавшему.

Рисунок 3 - Фантомный модуль для обучения приемам сердечно-легочной реанимации взрослых

Рисунок 4 - Фантомный модуль для обучения приемам сердечно-легочной реанимации ребенка

фантомный модуль с имитацией повреждения грудной клетки и возможностью отработки алгоритмов первой помощи пострадавшим;

Рисунок 5 - Фантомный модуль с имитацией повреждения грудной клетки


фантомный модуль по удалению инородных тел из верхних дыхательных путей.


Рисунок 6 - Фантомный модуль по удалению инородных тел из верхних дыхательных путей


фантомный модуль по отработке элементов родовспоможения в ЧС

Рисунок 7 - Фантомный модуль по отработке элементов родовспоможения


Рисунок 8 - Фантомный модуль по отработке элементов родовспоможения

фантомные модули с имитацией инородных тел лица и полости рта,

 

Рисунок 9 - Фантомный модуль с имитацией инородных тел лица и полости рта

фантомные модули открытых и закрытых травматических повреждений верхних и нижних конечностей различной локализации,


Рисунок 10 - Фантомный модуль закрытых травматических повреждений верхних конечностей

Рисунок 11 - Фантомный модуль закрытых травматических повреждений нижних конечностей

фантомный модуль термических повреждений тела пострадавшего с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи


Рисунок 12 - Фантомный модуль термических повреждений тела пострадавшего

фантомный модуль с натурным моделированием и имитацией наружного артериального и венозного кровотечения и возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему


Рисунок 13 - Фантомный модуль с имитацией наружного артериального кровотечения верхних конечностей


Рисунок 14 - Фантомный модуль с имитацией наружного артериального кровотечения нижних конечностей

фантомный модуль черепно-мозговых травм с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему

 

Рисунок 15 - Фантомный модуль черепно-мозговых травм

фантомный модуль открытых повреждений верхних и нижних конечностей с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему,

Рисунок 16 - Фантомный модуль открытых повреждений нижних конечностей

Рисунок 17 - Фантомный модуль открытых повреждений верхних конечностей

фантомный модуль открытых повреждений живота с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему

Рисунок 18 - Фантомный модуль открытых повреждений живота

фантомный модуль травматической ампутации сегментов верхней и нижней конечности при обрушении строительных конструкций  с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему

Рисунок 19 - Фантомный модуль травматической ампутацией нижней конечности


Рисунок 20 - Фантомный модуль травматической ампутацией нижней конечности

Рисунок 21 - Фантомный модуль травматической ампутацией сегментов верхней конечности

 

Рисунок 22 - Фантомный модуль травматической ампутацией сегментов нижней конечности

фантомный модуль инородных тел верхних и нижних конечностей при обрушении строительных конструкций с отработкой алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему.

Рисунок 23 - Фантомный модуль инородных тел верхних конечностей

 Элементом фантомно-модульного комплекса является:

учебно-тренажерный комплекс по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;

извлечению пострадавшего из-под завалов при обрушении строительных конструкций и оказанию первой помощи пострадавшим при синдроме длительного сдавления;

извлечению пострадавших из подвалов разрушенных зданий при террористических актах,с отработкой специальных методов и способов транспортировки.

Учебно-тренажерный комплекс по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП представлен машиной, имитирующей различные виды ДТП и травматические повреждения пострадавших.


Рисунок 24 - Учебно-тренажерный комплекс по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП

С помощью выдвигающихся деталей автомобиля осуществляется уникальная возможность имитировать и натурно моделировать:

удар водителя о руль с имитацией остановки сердечной деятельности и возможностью отработки алгоритмов реанимационной помощи пострадавшим;


Рисунок 25 - Удар водителя о руль с имитацией остановки сердечной деятельности

имитацию открытых и закрытых повреждений нижних конечностей пострадавшего деталями автомобиля и возможностью отработки алгоритмов по оказанию первой помощи при травматических повреждениях;


Рисунок 26 - Имитация открытых и закрытых повреждений нижних конечностей пострадавшего деталями автомобиля


имитацию травматических повреждений головы пострадавшего, с возможностью отработки алгоритмов по оказанию первой помощи.

 

Рисунок 27 - Имитация травматических повреждений головы пострадавшего


имитацией наружного артериального и венозного кровотечения различных отделов тела пострадавшего и возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему;



Рисунок 28 - Имитация наружного артериального и венозного кровотечения различных отделов тела пострадавшего

Имитацию повреждения грудной клетки деталями автомобиля;

Рисунок 29 - Имитация повреждения грудной клетки деталями автомобиля

возможность отработки извлечения пострадавшего из автомобиля специальными методами и способами транспортировки;

 

Рисунок 30 - Извлечение пострадавшего из автомобиля с использованием специальных методов и способов транспортировки


с использованием табельных средств, подсобных средств и последующей возможностью транспортировки пострадавшего по назначению.

Рисунок 31 - Извлечение пострадавшего из автомобиля с использованием табельных средств

Элементом фантомно-модульного комплекта является фантом по извлечению пострадавшего из-под завалов при обрушении строительных конструкций с отработкой алгоритмов первой помощи пострадавшему с синдромом длительного сдавления.

 

Рисунок 32 - Извлечение пострадавшего из-под завалов при обрушении строительных конструкций

Фантомно-модульный комплекс оснащен табельными и подручными средствами для оказания первой помощи и транспортировки пострадавших в ЧС.

Рисунок 33 - Табельные средства для оказания первой помощи пострадавших в ЧС

транспортировка пострадавших с использованием табельных средств для транспортировки пострадавших.

 

Рисунок 34 - Транспортировка с использованием табельных средств

транспортировка пострадавших с использованием подручных средств для транспортировки пострадавших. 

 
Рисунок 35 - Подручные средства для оказания первой помощи и транспортировки пострадавших в ЧС

Фантомно-модульный комплекс включает иллюстрированные учебные пособия: Первая помощь в чрезвычайных ситуациях (авторы: Л.В. Чиж, А.В. Воробей, И.И. Полевода – гриф Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь,2017 г), Экстренная медицинская помощь (авторы: Л.В. Чиж, А.В. Воробей, Г.Ф. Ласута – гриф Министерства образования Республики Беларусь,2011 г).

Рисунок 36 - Учебное пособие. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях


Рисунок 37 - Практикум. Экстренная медицинская помощь

Элементом фантомно-модульного комплекса в рамках изучения дисциплины «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является учебная практика обучающихся 3-го курса факультета «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» на базе Минской областной клинической больницы. Учебная практика организована и продолжает осуществляться с 2007 года по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.  Обучающиеся   проходят учебную практику в виде ночных дежурств в должности младшего медицинского персонала в отделениях реанимации, интенсивной терапии и анестезиологии, травматологии и ортопедии, приёмном отделении клиники. Во время прохождения учебной практики у обучающихся формируется своеобразное клиническое мышление, закрепляются навыки и умения выполнения алгоритмов первой помощи пострадавшим в ЧС [1, 3], осуществляется специальная психологическая подготовка к практическим действиям по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций. Специальная психологическая подготовка связана с особенностями выполнения боевых задач при ликвидации ЧС и осуществляется на базе морально-психологического воспитания обучающихся. Содержанием психологической подготовки во всех ее видах является выработка активной реакции личного состава подразделений на реальную обстановку ЧС.

Заключение.

Профессиональная подготовка спасателя в рамках дисциплины «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» охватывает всю структуру университета. Последовательное и успешное выполнение задач, поставленных при изучении дисциплины с использованием ФМК позволяют обучающему видеть собственные достижения, убеждают в целесообразности каждого шага деятельности на занятиях, способствуют постепенному пониманию не только близкой, но и дальней перспективы использования знаний по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Задачи специальной подготовки решаются в процессе тактико-специальных и комплексных учений с практическим использованием специальных знаний и средств фантомно-модульного комплекса в условиях максимально приближенных к обстановке реальной ЧС

Фантомно-модульный комплекс, как средство натурного моделирования и имитации различных патологических состояний организма пострадавшего в ЧС, актуализирует профессиональный потенциал обучающихся по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, расширяет спектр методов и средств коммуникативности, позволяет повысить творческую активность личности обучающегося, реализовать мотивы и цели обучения в ходе профессиональной подготовки спасателя.

Фантомно-модульный комплекс в рамках дисциплины «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является одной из основ профессиональной подготовки спасателя Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

ЛИТЕРАТУРА

1.   Чиж, Л.В. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Л.В. Чиж, А.В. Воробей, И.И. Полевода – Минск: Колорград, 2017. – 396 с.

2.   Лукьянец, В.Г. Информационно-образовательная среда непрерывного образования / В.Г. Лукьянец // Вышэйшая школа. – 2008. – № 6. – С. 14–20.

3.   Чиж, Л.В. Экстренная медицина. Практикум: учебное пособие / Л.В. Чиж, А.В. Воробей, Г.Ф. Ласута - Минск: РЦСиЭ, 2011. – 142 с.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5