Закупки

Все закупки
Сергей Бордак: «Органы управления ГО района (города): целеполагание, функции и задачи»

Сергей Бордак: «Органы управления ГО района (города): целеполагание, функции и задачи»

Сергей Бордак: «Органы управления ГО района (города): целеполагание, функции и задачи»

Сергей Бордак: «Органы управления ГО района (города): целеполагание, функции и задачи»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд старшего преподавателя кафедры гражданской защиты Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Сергея Бордака.  На основе анализа опыта функционирования органов управления гражданской обороны, а также анализа требований, содержащихся в отечественных нормативных правовых актах в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, автор сформулировал функции и задачи, возлагаемые на органы управления гражданской обороны местного уровня. Выявил противоречия и обозначил перспективные направления дальнейших исследований в рассматриваемой области.

Введение. Специфика ведения гражданской обороны (ГО) в населенных пунктах, характеризуется тем, что зачастую в ходе военных конфликтов объектами ударов на их территориях становятся гражданская инфраструктура, объекты жизнеобеспечения и другие объекты, необходимые для выживания населения и устойчивого функционирования экономики. Анализ военных конфликтов последних десятилетий показывает систематические нарушения существующих норм международного гуманитарного права. Поэтому защита мирного населения как одна из основных задач ГО становится все более актуальной.

В соответствии с Законом Республики Беларусь [1] ГО является составной частью оборонных мероприятий Республики Беларусь по обеспечению военной безопасности. Действующим законодательством предусмотрено, что подготовка государства к ведению ГО должна осуществляться заблаговременно в мирное время с учетом совершенствования, с одной стороны, средств вооруженной борьбы, с другой – средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий. Так, в Военной доктрине Республики Беларусь отмечается: «…одной из мер по обеспечению военной безопасности государства в мирное время является поддержание системы ГО в готовности к развертыванию в установленные сроки и эффективное выполнение задач по предназначению». В связи с этим в ряду подготовительных мероприятий особое значение приобретает перевод ГО на работу в условиях военного времени, который должен обеспечить своевременное приведение в готовность объектов, сил и средств ГО, необходимую защиту населения, объектов, имеющих важное оборонное и экономическое значение, а также объектов, необходимых для жизнеобеспечения населения в условиях ведения военных действий.

Другими словами, уже сейчас должен быть спланирован и реализован ряд мероприятий по подготовке органов управления ГО, созданы формирования, входящие в состав сил ГО, резервы материальных ресурсов, необходимые для ликвидации ЧС, подготовлены объекты ГО и др. Учитывая требования, изложенные в [1–3], подготовку мероприятий ГО возлагают на органы управления по ЧС, а их выполнение в период нарастания военной угрозы (ПНВУ) и военное время – на органы управления ГО.

Цель исследования – определить функции и задачи, возлагаемые на органы управления гражданской обороны местного уровня

Противоречия в системе управления ГО. С момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения (ВП) для обеспечения защиты населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий, спланирован комплекс мероприятий уже в рамках ГО (рис. 1).

При перечисленных в Законе Республики Беларусь [1] условиях система законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС трансформируется и дополнительно включает в себя систему законодательства в области ГО, т. к. комплекс мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от ЧС в военное время, в том числе от опасностей, возникающих (возникших) при ведении или вследствие военных действий, реализуется в рамках проведения мероприятий ГО страны. В работе [4] детализируется переход органов управления и элементов государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в ГО на различных уровнях, приводится сравнительная таблица.


Ведение ГО, согласно Закону Республики Беларусь [1], осуществляется в соответствии с планами ГО. Там же указывается, что «…планы ГО могут вводиться в действие на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях полностью или частично». Вместе с этим, согласно Закону Республики Беларусь «О военном положении», ВП может быть введено одновременно на всей территории Республики Беларусь. Отсюда следует, что и планы ГО должны вводиться на всей территории страны. Поэтому необходимо устранить юридическую коллизию между нормативными правовыми актами и уточнить вопрос о введении в действие планов ГО в отдельных местностях, а также их частичного введения.

Особое место при реализации законодательства в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС отводится местным исполнительным и распорядительным органам (МИРО), которые на своем уровне регулируют общественные отношения в сфере защиты от ЧС и ГО на соответствующих территориях. При этом они осуществляют постоянное взаимодействие с органами военного управления, органами управления территориальной обороны (ТерО) при решении задач ГО на территории административной единицы. Однако сам порядок такого взаимодействия нормативными правовыми актами не регламентируется. Поэтому существует необходимость в его определении и прежде всего между органами управления ГО и ТерО. Это обусловлено территориальным принципом их построения, наличием общей задачи, а также тем, что они будут объединены общим руководителем в лице председателя районного (городского) исполнительного комитета, который на определенном этапе развития военно-политической обстановки является и начальником ГО, и начальником ТерО района.

Важную роль в системе управления, ее эффективности играют органы управления ГО. В соответствии с постановлением МЧС Республики Беларусь [5] для руководства ГО определены должностные лица и органы управления. Управление силами ГО на местном уровне осуществляется начальником ГО через подчиненный штаб ГО, который предназначается для непосредственного руководства деятельностью по защите от ЧС и опасностей, возникающих (возникших) при ведении или вследствие военных действий. В настоящее время в нормативных правовых актах [5–6] определены функции и задачи только для штабов ГО республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (госорганов). Вместе с тем наряду со штабами ГО госорганов Законом Республики Беларусь [1] установлено, что в военное время органами управления ГО на территориальном и местном уровне являются штабы ГО, создаваемые на базе областных и Минского городского управлений МЧС, а также районных (городских) отделов по чрезвычайным ситуациям областных и Минского городского управлений МЧС (ГРОЧС). При этом функции и задачи указанных штабов ГО не определены, что не позволяет унифицировать их организационно-штатную структуру и организовать работу по предназначению.

Проведенный анализ в работе [7] показывает, что для управления ликвидацией ЧС мирного времени ряд нормативных правовых актов регламентирует создание различных управленческих структур. Так, в настоящее время на местном уровне при возникновении ЧС основным органом, координирующим деятельность по защите от ЧС мирного времени, является комиссия по ЧС (КЧС). Для обеспечения работы КЧС в ее состав входит рабочий орган, формируемый из должностных лиц ГРОЧС. От КЧС для организации управления непосредственно на месте ЧС может назначаться (и как правило, назначается) оперативная группа в которую также входят работники ГРОЧС. Оперативное управление и информационное обеспечение осуществляется посредством информационно-управляющей системы ГСЧС. Помимо этого при возникновении ЧС на местном уровне создается районный ситуационный штаб ликвидации ЧС, а в отдельных ГРОЧС для непосредственного управления боевыми подразделениями функционируют оперативные штабы ликвидации ЧС. В каждом отделе организовано еженедельное дежурство нештатных оперативных групп. На местном уровне это приводит к дублированию функций. Кроме того, в ряде случаев в указанные управленческие структуры входят одни и те же должностные лица ГРОЧС. Все это обуславливает необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности создания указанных управленческих структур на местном уровне и создание единого органа управления для ликвидации последствий применения противником оружия и ЧС. В целом обозначены проблемные вопросы, обуславливающие оптимизацию структуру органов управления ГО. Для их решения обратимся к военно-историческому опыту.

Анализ опыта организации органов управления ГО в советское время. Изучение теории и практики ведения ГО в советское время показывает, что она строилась с учетом существующих взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия. ГО входила в состав Вооруженных Сил СССР. В основу планирования ГО была положена вероятная модель будущей войны, предусматривающая, что непосредственному ведению боевых действий предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Предполагалась, что его продолжительность составит от нескольких дней до нескольких месяцев. В соответствии с этим все мероприятия ГО делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в ПНВУ; в третью группу –мероприятия, проводимые в военное время. На основе опыта функционирования местной противовоздушной обороны для реализации мероприятий ГО в городах создавались соответствующие службы: связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.

Руководство ГО в административно-территориальных единицах, государственных органах, объектах экономики осуществлялось непосредственно через штабы и службы ГО. Штабы ГО были основными органами управления. Штаб ГО имел строгую организационно-штатную структуру, которая соответствовала службам ГО. Должностные лица, входящие в состав штаба, имели конкретные обязанности и алгоритмы работы, пункты управления оборудовались необходимыми техническими средствами. Были нормативно определены временные показатели выполнения мероприятий штабом ГО, которые разделялись на три группы в зависимости от складывающейся военно-политической обстановки.

ГО СССР была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавал и ряд зарубежных специалистов. Была создана государственная всенародная система. Четкая организационная структура и всенародный характер ГО ‒ ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.

Таким образом, опыт организации органов управления ГО в советское время показывает: для решения задач ГО видится обоснованным, что в случае введения ВП управленческую функцию при реализации мероприятий ГО должен выполнять единый орган управления – штаб ГО. Состав и структура штаба должны быть такими, чтобы в полном объеме обеспечить управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами (АСДНР) в зонах возможных ЧС и ликвидацию последствий применения противником оружия. Перечисленные рабочие органы, ситуационные штабы, оперативные группы и другие структуры с формированием штаба ГО должны быть интегрированы в единый орган управления, как уже получившие опыт практических действий при ликвидации ЧС мирного времени. В свою очередь штаб ГО должен находиться в постоянной готовности, иметь строгую организационно-штатную структуру, высокую степень живучести, быть способным обеспечить непрерывное и устойчивое управление ГО при выполнении поставленных задач.

Анализ зарубежного опыта организации органов управления ГО. В целях защиты от ЧС государств Европейского союза (ЕС), выполнения мероприятий ГО в 2001 году создан Механизм гражданской защиты ЕС. Он охватывает 32 государства-участника, в том числе все страны Европейской экономической зоны, а также Хорватию и Бывшую югославскую Республику Македонию. Основным органом управления Механизма гражданской защиты ЕС является Центр координации чрезвычайного реагирования (ЦКЧР). Он располагает всеми средствами для обеспечения мониторинга и координации реагирования на стихийные бедствия 24 часа в сутки 7 дней в неделю. ЦКЧР занимается сбором информации в реальном масштабе времени и информации о раннем предупреждении о стихийных бедствиях, проводит мониторинг факторов риска ЧС, разрабатывает планы по развертыванию сил и средств, задействованию необходимых ресурсов. ЦКЧР осуществляет координацию деятельности органов управления в зоне ЧС. Непосредственное управление на месте ЧС, координация действий спасателей и властей пострадавшей страны осуществляется международной командой экспертов. Данная команда формируется из реестра экспертов (добровольный пул) в области гражданской защиты. Команда экспертов выдвигается на место ЧС и свою работу осуществляет в полевом штабе.

Наряду с общими подходами по координации и управлению ликвидацией последствий ЧС в европейских странах существуют и национальные особенности. В Германии, например, для оперативного реагирования на ЧС развертываются кризисные штабы. Кризисный штаб включает в себя представителей местных органов власти, аварийных и спасательных служб, других специалистов и экспертов. В зависимости от масштаба ЧС кризисный штаб может осуществлять управление ликвидацией ЧС от федерального до местного уровня. Основную роль в кризисных штабах выполняют местные органы власти. Другие специалисты и эксперты министерств и ведомств направляются в кризисный штаб по запросу местных властей для обеспечения оперативного взаимодействия.

В США управление ГО осуществляет подразделение Министерства внутренней безопасности – Федеральное агентство по управлению в ЧС (FEMA), на базе которого развертываются органы управления, схожие по кругу решаемых задач с ситуационными штабами Республики Беларусь.

Организация органов управления гражданской защиты в западных государствах осуществляется на различных уровнях. Для этого в отдельных странах предусматривается деление их территорий на округа, подокруга, зоны, сектора, районы и участки. В США имеется 10 округов (в каждом от 4 до 8 штатов), в Канаде – 10 округов чрезвычайной готовности (по числу провинций), в Германии – 15 округов (по количеству земель).

Во всех рассматриваемых странах созданы и функционируют органы управления гражданской защиты, системы связи и оповещения, защитные сооружения, разработаны планы эвакуации и рассредоточения населения, обеспечен запас средств защиты, ведется обучение личного состава сил гражданской защиты и населения, осуществляется информирование и взаимодействие с общественностью по вопросам защиты от ЧС.

Отдельная роль отводится планированию и координации деятельности всех служб, осуществляемой на уровне мэрий, которые реализуют наибольший объем защитных мероприятий в случае возникновения ЧС на местном уровне. Они обеспечивают подготовку планов, правовых документов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, осуществляют контроль готовности к выполнению задач всех элементов системы, что имеет некоторую схожесть в организационном плане с ГСЧС Республики Беларусь. В случае возникновения ЧС мэрии обеспечивают взаимодействие между спасательными, аварийными и силовыми службами, в том числе воинскими формированиями, находящимися на соответствующей территории для выполнения совместных аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Функции и задачи штабов ГО местного уровня. Главной целью работы штаба ГО в случае возникновения непосредственной военной угрозы будет являться оперативная выработка необходимых управленческих решений для реализации задач ГО. Исходя из этого для уточнения организационно-штатной структуры штаба ГО, формализации его алгоритма работы, обязанностей должностных лиц прежде всего необходимо определить его функции и задачи, которые следуют из задач и планируемых мероприятий ГО. Анализ законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, проведенный в рамках работ [7–9], показывает, что к мероприятиям ГО относятся:

– оперативное обнаружение угроз проявления источников ЧС. Использование совокупности систем наблюдения для анализа, оценки состояния и изменения, выявленных и потенциальных источников ЧС. Создание банка данных по источникам ЧС. Использование расчетных методик и программных средств для оценки складывающейся обстановки и прогнозирования ЧС;

– своевременное оповещение руководства ГО, должностных лиц органов управления ГО и других заинтересованных, а также информирование населения о способах защиты и необходимых действиях в складывающейся обстановке;

– приведение в готовность защитных сооружений ГО, сооружений двойного назначения и укрытие в них населения;

– мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;

– эвакуация из зон воздействия опасных факторов ЧС и зон применения противником оружия пострадавших в места временного размещения;

– оказание медицинской помощи пострадавшему населению, организация и осуществление его лечения, реализация комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, контроль состояния внешней среды при применении современных средств поражения;

– мониторинг радиационной и химической обстановки, проведение дозиметрического и химического контроля;

– обеспечение средствами индивидуальной защиты населения;

– осуществление мероприятий санитарной обработки людей, дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, средств защиты и одежды, обеззараживания (обезвреживания) территории и сооружений, продовольствия, воды, а также ветеринарной обработки животных;

– защита людей, зданий и сооружений от опасных факторов пожара. Тушение отдельных и массовых пожаров в населенных пунктах, подвергшихся воздействию современных средств поражения;

– организация и проведение АСР в зонах ЧС по спасанию людей, проводимые в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, для выполнения которых требуются специальная подготовка, экипировка и оснащение спасателей;

– проведение других неотложных работ по защите материальных и культурных ценностей, снижению размеров вреда, причиняемого окружающей среде, а также по локализации и ликвидации ЧС или уменьшению уровня воздействия ее опасных факторов;

– проведение информационных мероприятий, снабжение пострадавших водой, продуктами. Обеспечение их жильем, коммунально-бытовыми услугами;

– финансовое обеспечение мероприятий ГО.

Указанные мероприятия реализуются силами ГО, к которым относятся службы ГО, сеть наблюдений и лабораторного контроля ГО, гражданские формирования ГО. Кроме того, к выполнению мероприятий ГО в соответствии с компетенцией, определенной законодательством, привлекаются Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования [1].

Таким образом, опираясь на проведенный анализ национального законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, учитывая требования, изложенные в отечественных нормативных правовых актах, а также изученный опыт работы штабов ГО в советское время и опыт зарубежных стран по организации работы органов, осуществляющих управление в рассматриваемой области, для управления силами ГО и выполнения возложенных на ГО задач целесообразно к функциям штабов ГО районов, городов отнести следующие:

1. Разработка и представление соответствующему начальнику ГО:

– плана ГО;

– предложений по защите населения, сохранению материальных и историко-культурных ценностей на соответствующей территории;

– специальных донесений об угрозе или о возникновении ЧС, о ходе ликвидации ЧС, а также о завершении ликвидации ЧС;

решения на проведение АСДНР.

2. Координация:

– работы подчиненных штабов ГО;

– проведения АСДНР и выполнение других мероприятий ГО силами ГО.

3. Организация:

обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– оповещения населения об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– оперативного управления силами ГО и обеспечения их готовности к ликвидации ЧС, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– проведения мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов;

– системы управления силами ГО, ее охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления противником;

– изучения, обобщения и доведения боевого опыта до нижележащих штабов ГО, сил ГО;

– оперативного планирования мероприятий ГО;

– сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

– учета доз облучения личным составом сил ГО (при ликвидации ЧС, связанных с радиоактивным загрязнением);

– взаимодействия с органами военного управления, ТерО при выполнении мероприятий ГО.

4. Осуществление:

– обеспечения бесперебойной работы системы управления силами ГО;

– непрерывного добывания, сбора, изучения и оценки данных обстановки, подготовки необходимых расчетов и предложений для принятия решений начальником ГО;

– постановки задач силам ГО, подчиненным, приданным и поддерживающим подразделениям;

– поддержания постоянной готовности штаба, сил и средств специальных формирований и других подразделений по ЧС к действиям в случае возникновения ЧС;

– боевой и мобилизационной готовности подразделений по ЧС;

– ведения учета личного состава, вооружения, горючего и других материальных и технических средств, предназначенных или привлекаемых для выполнения мероприятий ГО.

5. Контроль:

– проведения мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования организаций, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения;

– подготовки безопасных районов для размещения в них временно отселяемого населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей;

– отселения населения и предоставление ему временных жилых помещений,

– эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы;

– проведения мероприятий по первоочередному обеспечению пострадавшего населения;

– использования, восполнения соответствующих резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– выполнения поставленных задач силами ГО.

В соответствии с предлагаемыми функциями, возлагаемыми на штабы ГО районов, городов, целесообразно для их реализации определить следующие основные задачи:

– разработка оперативных, распорядительных и планирующих документов по вопросам ГО и организация их выполнения;

– управление силами ГО и обеспечение их готовности к ликвидации ЧС, проведению АСДНР;

– организация и осуществление защитных мероприятий;

– организация выполнения мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов промышленности и учреждений, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;

– организация сбора и представления оперативной информации об обстановке при угрозе и возникновении ЧС в военное время;

– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов;

– прогнозирование ЧС;

– контроль за созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– организация взаимодействия с органами военного управления, в том числе с органами управления ТерО по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС и ГО;

– организация и обеспечение мобилизационной готовности подчиненных подразделений;

– организация системы связи;

– ведение учета сил и средств в зоне ЧС, уточнение потребности в силах и средствах организаций, степени их готовности к ликвидации последствий ЧС, а также создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;

– выработка предложений для рассмотрения и принятия решений МСО подготовка к его заседаниям информационных материалов по ГО, принимаемых мерах по ликвидации последствий ЧС, а также представление оперативной информации в соответствии с законодательством;

– выполнение иных задач, возложенных на органы и подразделения по ЧС, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Заключение. Таким образом, в районных административных территориальных единицах с возникновением военной угрозы для обеспечения управления мероприятиями ГО, взаимодействия с другими элементами военной организации государства и оперативного решения задач по предназначению целесообразно формирование единого органа управления – штаба ГО. На основе ретроспективного анализа функционирования органов управления ГО, анализа законодательства в рассматриваемой области, сформулированы функции и задачи, возлагаемые на штабы ГО местного уровня. Это позволит унифицировать их организационно-штатную структуру, определить необходимые службы и должностных лиц, которые должны входить в их состав, исключить дублирование управленческих функций.

ЛИТЕРАТУРА

1.  О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 ноябр. 2006 г. № 183-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 дек. 2009 г. № 114-З // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 401-З // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3.  О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2001 г., № 495 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4. Бордак, С.С. Гражданская оборона в период нарастания военной угрозы / С.С. Бордак, М.Н. Субботин // Вестник Воен. академии Респ. Беларусь. – 2017. – № 2 (55). – С. 3–11.

5. Об утверждении Примерного положения о штабе гражданской обороны республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь: Постановление МЧС Респ. Беларусь, 28 мар. 2008 г., № 27 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 8/18576.

6. Положение о порядке создания штабов гражданской обороны: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 янв. 2008 г., № 135 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – 5/26721.

7. Оптимизация административно-процессуального законодательства и практики его применения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, о чрезвычайном и военном положении: отчет о НИР (заключ.) / Ун-т гражд. защиты МЧС Респ. Беларусь; рук. Е.Ю. Пасовец. – Минск, 2017. – 202 с. № ГР 20151090.

8. Разработать и внедрить в учебный процесс программное обеспечение для тактической подготовки членов комиссии по чрезвычайным ситуациям (модуль «Авария на химически опасном объекте, объекте ядерного топливного цикла, опасность биологического заражения»): отчет о НИР (заключ.) / Ун-т гражд. защиты МЧС Респ. Беларусь; рук. М.М. Тихонов. – Минск, 2017. – 116 с. № ГР 20163308.

9. Булва, А.Д. Рэтраспектыўны погляд на беларускую сістэму абароны ад надзвычайных сітуацый: генезіс і эвалюцыя / А.Д. Булва // Вестник Полесского гос. ун-та. Сер. об-венных и гуманитарных наук. – 2017. – № 1. – С. 3–12.


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Декабрь 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30
11 13 14 15
17 18 20 21 22 23
24 25 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by