Семен Сак: «Дистанционное обучение как форма подготовки специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности»

Семен Сак: «Дистанционное обучение как форма подготовки специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности»

Семен Сак: «Дистанционное обучение как форма подготовки специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности»

Семен Сак: «Дистанционное обучение как форма подготовки специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд представителей кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС: старшего преподавателя Семена Сака, доцента Людмилы Чиж, преподавателей Артема Морозова и Петра Ропота, а также начальника кабинета Андрея Гницевича на дистанционное обучение специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности. В статье поднимаются вопросы функционирования программного обеспечения тестирующего контроля «Тактическая подготовка руководителя тушения пожара», разработанного на кафедре, а также приводится анализ существующих тестирующих систем.

В настоящее время оценка качества реализации образовательной программы обучения работников Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь является актуальным направлением в силу возросшего числа требований, предъявляемых к специалисту в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одной из форм данной образовательной программы является самостоятельная подготовка [1]. Значительную роль в получении качественного самообразования играет дистанционное обучение, благодаря своей доступности, массовости, возможности совмещения учебы и работы.

Так, например, в образовательном процессе вузов Республики Беларусь уже давно заняли свою нишу различного рода тестирующие программы и комплексы, на базе которых реализуются как функции контроля знаний обучающихся, так и функции обучающего компьютерного тренажера. Необходимо отметить, что тестирование, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционными формами оценки знаний: объективность при оценивании, одинаковые для всех тестируемых критерии, уменьшение психологического воздействия на обучающихся, трата меньшего количества времени. Тесты признаны на государственном уровне как эффективное средство контроля знаний, о чем свидетельствует централизованное тестирование как элемент вступительных испытаний в вузы.

На рынке образовательных услуг существует множество тестовых систем: ACT-Тест [2], OpenTEST2 [3], UniTest System [4], Ассистент2, УТК, MyTest X и др. Все эти программные продукты и аналогичные им позволяют проводить тестирование off- и online, создавать как отдельные тесты, так и тестовые блоки. Многие из них состоят из администраторской и клиентской части: администраторская часть позволяет создавать и редактировать базу данных тестовых вопросов, проведения тестирования по сети с последующим выводом отчета; клиентская часть осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем. Однако, несмотря на ряд очевидных достоинств, перечисленные программные продукты имеют недостатки.

Так, большинство продуктов, представленных на рынке, реализованы только для операционной системы Windows, в то время как существует необходимость создания тестирующего комплекса, работающего как в среде MS Windows, так и под управлением операционной системы Android, так как это значительно повысит мобильность программного продукта. Система тестирования знаний OpenTEST2 функционирует только в контрольном режиме. В системе отсутствует возможность вызова справочной информации и руководства пользователя, поэтому функция обучения не реализована в должной мере.

Многие программные продукты, представленные в Интернете, являются коммерческими, требуют регистрации на сайте разработчиков, снабжены контекстной и баннерно-медийной рекламой. По этой причине из всего многообразия тестирующих систем сложно выбрать необходимый продукт, не требующий от пользователей особых навыков и позволяющий администратору самостоятельно дополнять и редактировать базу данных тестовых вопросов.

В 2018 году государственным учреждением образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» и Обществом с ограниченной ответственностью «БСВТ-новые технологии» проведена разработка и внедрение программного обеспечения тестирующего контроля «Тактическая подготовка руководителя тушения пожара» (далее – программа) [5]. В данной работе будет впервые представлено описание программы.

Основная часть. Целью работы являлась разработка и внедрение программного обеспечения, позволяющего осуществлять контроль знаний посредством проведения тестирования пользователя. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- разработана и наполнена программа, включающая в себя вопросы по 6 направлениям ежедневной деятельности начальника дежурной смены;

- в базу данных разработанной программы внесено более 900 вопросов по 24 тестирующим блокам;

- программа прошла тестовую апробацию в учреждении «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, государственном учреждении «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», Управлении аварийно-спасательных служб и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, учреждении «Минское городское управление» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

Полученный программный продукт представляет собой установочный дистрибутив программы в двух конфигурациях: администраторской и пользовательской. Программа реализована для операционной системы Android и для системы, работающей под управлением Windows 7 и выше (32-х и 64-х разрядной). Конфигурация программы для администратора позволяет создавать и редактировать базу данных тестовых вопросов. Пользовательская конфигурация программного обеспечения позволяет осуществлять контроль знаний посредством проведения тестирования пользователя с применением заданий открытого и закрытого типов, заданий на установление соответствия, заданий на установление правильной последовательности.

После запуска и загрузки программы отображается окно, которое показывает список доступных для выбора блоков тестирования.Выбор блока сопровождается проверкой обновлений базы данных и медиафайлов. Процесс обновления сопровождается отображением прогресса получения новых данных.

Главное окно блока тестирования позволяет выбрать режим тестирования из двух предложенных: обучающий и контрольный.


Особенности обучающего режима:

- время не ограничено;

- отображение верных и неверных ответов происходит во время прохождения тестирования;

- используются все вопросы из выбранных тем.

Формирование теста в обучающем режиме осуществляется путем выбора одного из следующих вариантов: одного или нескольких разделов (по вертикали), одной или нескольких категорий (по горизонтали), раздела и категории одновременно, а также конкретной темы на пересечении раздела и категории (рис. 2).


Особенности контрольного режима:

- время ограничено (сокращенный - 5 минут, оптимальный - 10 минут, расширенный - 25 минут);

- допустимое количество неверных ответов (сокращенный - 1 неверный ответ, оптимальный - 2 неверных ответа, расширенный - 5 неверных ответов);

- отображение неверных ответов происходит после прохождения теста;

- используется выборка вопросов на основе размера теста из всех разделов и категорий.

В контрольном режиме формирование теста осуществляется путем выбора соответствующего размера. По каждому размеру программа из всей базы данных тестирующих вопросов в случайном порядке выбирает следующее количество вопросов:

- сокращенный - 10 вопросов;

- оптимальный - 25 вопросов;

- расширенный - 50 вопросов.

В окне прохождения тестирования отображается текст вопроса с вариантами ответов, кнопка отправки ответа и графические элементы навигации по списку вопросов. Для проведения расчетов представлен специальный формульный калькулятор (рис. 3,4).


Завершение теста приводит к переходу в окно результатов. Следует учитывать, что все не отвеченные вопросы будут трактоваться как неверные.

Вопросы, представленные в тестах, имеют различные типы, отличающиеся как отображением, так и алгоритмом ответа на них. Независимо от типа вопроса, подтверждение ответа на него сопровождается нажатием на кнопку «Ответить».

В текстовых и графических вопросах необходимо выбрать один или несколько вариантов из предложенных. Выбор варианта ответа осуществляется нажатием на соответсвующий элемент, а повторное нажатие на элемент снимает выбор.

В вопросах-последовательностях необходимо расставить ряд понятий или объектов в правильном порядке. Нажатие на элемент предложенного ряда добавляет его в последовательность, присваивая ему очередной порядковый номер. Повторное нажатие на выбранный элемент удаляет его из последовательности, автоматически перестраивая последовательность (рис. 5).


В вопросе на соответствие необходимо составить последовательность таким образом, чтобы номера элементов нижней панели верно соотносились с номерами элементов верхней панели. Нажатие на элемент добавляет его в последовательность, присваивая ему очередной порядковый номер. Повторное нажатие на выбранный элемент удаляет его из последовательности, автоматически перестраивая последовательность (рис. 6).


В текстовых вопросах открытого типа необходимо ввести правильный ответ в соответствующее поле. В качестве разделителя дробной части может использоваться как точка, так и запятая.

По завершению выполнения теста отображается окно результатов прохождения тестирования с выводом информации о затраченном времени, количестве вопросов в тесте, количестве верных и неверных ответов (рис. 7).


При наличии неверных ответов доступны кнопки просмотра ошибок и детального отчета. Окно просмотра неверных ответов предоставляет информацию о вопросах, в ответах к которым были допущены ошибки, с отображением правильных вариантов ответов.

Детальный отчет предоставляет информацию о вопросах по каждой категории, а также правильность ответов на них (рис. 8).


Заключение.

Разработанный программный продукт представляет собой кроссплатформенное программное обеспечение тестирующего контроля, позволяющее проводить контроль знаний и обучение работников Министерства по чрезвычайным ситуациям по направлению оперативно-тактической деятельности.

Программа представлена в двух конфигурациях: администраторской и пользовательской. В режиме администратора программное обеспечение позволяет разрабатывать новые блоки тестирующей информации, а также актуализировать существующие. Также администратор имеет возможность упорядочивать тестовые задания по категориям и подкатегориям. В режиме пользователя программа позволяет осуществлять обучение и контроль посредством проведения тестирования пользователя с применением заданий открытого и закрытого типов, заданий на установление соответствия, заданий на установление правильной последовательности, упорядоченному набору и т.д.

Взаимодействие пользователя с модулями программного обеспечения осуществляется посредствам визуального графического интерфейса, который соответствует современным эргономическим требованиям и обеспечивает удобный доступ к основным функциям и операциям. Кроме того, все экранные формы интерфейса выполнены в едином графическом дизайне, с одинаковым расположением основных элементов управления и навигации.

Таким образом, программа имеет конечный вид и может быть использована в органах и подразделениях МЧС Республики Беларусь, учреждениях образования МЧС Республики Беларусь, а также в других учебных и научных организациях.

Литература.

1. Инструкция по организации профессиональной подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь от 17 апр. 2013 г. № 102: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 янв. 2019 г. – Минск: 2017. – 45 с.

2. Независимый Центр тестирования качества обучения [Электронный ресурс] / АСТ-ТЕСТ 4 - система компьютерного адаптивного тестирования. – Москва, 2019. – Режим доступа: http://www.ast-centre.ru/testirovanie/ast_test. – Дата доступа: 28.04.2019.

3. Тестовый центр студентов [Электронный ресурс] / Компьютерное тестирование студентов OpenTEST 2. – Киев, 2013. – Режим доступа: http://opentest.com.ua. – Дата доступа: 28.01.2019.

4. Бюро по разработке программных решений [Электронный ресурс] / UniTest System – программное обеспечение для автоматизации компьютерного тестирования. – Иркутск, 2018. – Режим доступа: https://sight2k.com/rus/unitest. – Дата доступа: 28.04.2019.

5. Программное обеспечение по тактической подготовке руководителя тушения пожара. Формуляр. – М.: ООО «БСВТ-новые технологии». – 4 с.

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Июнь 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31
18 20 21 22 23
24 25 27 28 29 30
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by