Закупки

Все закупки
Людмила Чиж: «Формирование профессионального мировоззрения спасателя»

Людмила Чиж: «Формирование профессионального мировоззрения спасателя»

Людмила Чиж: «Формирование профессионального мировоззрения спасателя»

Людмила Чиж: «Формирование профессионального мировоззрения спасателя»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд доцента кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС Людмилы Чиж на подготовку спасателей Беларуси посредством Фантомно-модульного комплекса, как средства натурного моделирования и имитации различных ЧС.

 

Первая помощь пострадавшим является одним из приоритетных направлений в ликвидации чрезвычайных ситуациях. Дисциплина «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является одной из важнейших специальных учебных дисциплин кафедры Ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, освоение которой направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности спасателя.

Фантомно-модульный комплекс как элемент профессиональной подготовки спасателя, создан для решения задач учебной дисциплины на приобретение   обучающимися глубоких практических навыков и умений по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, повышения творческой активности личности обучающегося; реализации мотивов и цели обучения, расширения спектра методов и средств коммуникативности.

Введение. 

Экстремальная сложность, интенсивность и глобализация процессов жизнедеятельности современного общества вызывают необходимость развития и внедрения в практику средств и методов обеспечения комплексной безопасности как социума в целом, так и каждого человека в отдельности. Данная проблема является мощным реальным стимулом к развитию системы профессиональной подготовки в сфере безопасности жизнедеятельности, призванной решать задачи быстрого реагирования на возникающие изменения в социально-экономической жизни, в том числе кризисного и чрезвычайного характера.

Одним из комплексных инструментов решения такого рода задач является Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, осуществляющий активную образовательную функцию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Деятельность университета гармонизирована с требованиями общества и государственной политики в области пожарной, промышленной и ядерной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и гражданской   обороны.

Стратегия Университета основана на максимальном использовании научно-образовательного, инновационного и кадрового потенциала, базирующегося на лучшем отечественном и мировом опыте, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов, способных эффективно организовать деятельность в органах и подразделениях по ЧС.

Первая помощь пострадавшим является одним из приоритетных направлений в ликвидации ЧС. Дисциплина «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является одной из важнейших специальных учебных дисциплин, освоение которой направлено на повышение качества подготовки к профессиональной деятельности спасателя. Целью изучения учебной дисциплины является формирование базиса культуры безопасности жизнедеятельности и готовности к профессиональной практической деятельности по решению задач экстренного реагирования и оказания первой помощи пострадавшим в ЧС. Для  решения задач учебной дисциплины на приобретение  обучающимися  глубоких практических навыков и  умений по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, повышения  творческой активности личности обучающегося; реализации мотивов и цели обучения в ходе профессиональной подготовки спасателя по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, выработке умения работать совместно, единой командой и индивидуально, на основе взаимозаменяемости, создан фантомно-модульный комплекс , как элемент повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности спасателя  с актуализацией  профессионального потенциала обучающихся по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС [1, 3].

Фантомно-модульный комплекс дает уникальную возможность эффективного и качественного обучения вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и является одним из факторов повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности спасателя, обеспечивает мотивацию, которая определяется стремлением к познанию, интересом и увлеченностью учебной деятельностью. Исходя из данного подхода, учебная деятельность понимается, как специфическая форма активности личности обучающегося, в которой реализуются мотивы и цели обучения алгоритмов первой помощи, пострадавших в ЧС с использованием элементов фантомно-модульного комплекса.   Мотивация, вызванная познавательным интересом, способна поддерживать повседневную учебную деятельность и направлена на достижение компетентности спасателя по направлению безопасности жизнедеятельности [1].

Информационно-образовательная среда Университета. 

На базе Университета создана информационно-образовательная среда инновационного типа, обладающая максимально высоким интеллектуальным потенциалом, способная к быстрым перенастройкам и импульсному режиму функционирования [2].

Информационно-образовательная среда университета способствует выполнению ряда условий, от которых зависит формирование позитивных мотивов образовательной деятельности:

· профессиональная направленность и практическая значимость;

· осознание обучающимися ближайших, непосредственных и конечных целей обучения;

· эмоциональная насыщенность,

· познавательная ценность информации,

· доступная форма подачи учебного материала.

Одним из элементов информационно-образовательной среды является фантомно-модульный комплекс, как элемент уникальной возможности эффективного и качественного обучения вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и является одним из факторов повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности спасателя Исходя из данного подхода, учебная деятельность с использованием фантомно-модульного комплекса понимается, как специфическая форма активности личности обучающегося, в которой реализуются мотивы и цели обучения алгоритмам первой помощи пострадавшим в ЧС . Мотивация, вызванная познавательным интересом, способна поддерживать повседневную учебную деятельность обучающихся и направлена на достижение компетентности   спасателя.

 Фантомно-модульный комплекс создан и внедрен в образовательный процесс в 2008 году.


Рисунок 1 - Фантомно-модульный комплекс

Фантомно-модульный комплекс, как средство имитации и натурного моделирования ЧС дает уникальную возможность эффективного и качественного обучения вопросам оказания   первой помощи пострадавшим [1].

Фантомно-модульный комплекс представлен:

учебно-тренажерным комплексом по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП);

 извлечению пострадавшего из-под завалов при обрушении строительных конструкций и оказанию первой помощи пострадавшим при синдроме длительного сдавления;

извлечению пострадавших из подвалов разрушенных зданий при террористических актах с отработкой специальных методов и способов транспортировки, пострадавших в ЧС;

фантомными модулями с имитацией и натурным моделированием различных патологических состояний пострадавшего в ЧС;

учебной практикой на базе Минской областной клинической больницы с осуществлением специальной психологической подготовки;

иллюстрированными учебными пособиями.

Фантомные модули дают уникальную возможность имитации и натурного моделирования различных патологических состояний пострадавшего в ЧС и возможностью выполнения алгоритмов первой помощи пострадавшему с последующей транспортировкой пострадавшего с использованием табельных и подсобных средств или возможностью использования специальных методов и способов транспортировки:

фантомный модуль с возможностью изучения анатомии человека

 

Рисунок 2 - Фантомный модуль по анатомии человека

 

фантомные модули, предназначенные для проведения эффективного и качественного обучения приемам сердечно-легочной реанимации взрослых и детей, которые снабжены индикаторами контроля, обеспечивающими объективную информацию о правильности выполнения ключевых приемов реанимационной помощи пострадавшему.

Рисунок 3 - Фантомный модуль для обучения приемам сердечно-легочной реанимации взрослых

Рисунок 4 - Фантомный модуль для обучения приемам сердечно-легочной реанимации ребенка

 

фантомный модуль с имитацией повреждения грудной клетки и возможностью отработки алгоритмов первой помощи пострадавшим;

Рисунок 5 - Фантомный модуль с имитацией повреждения грудной клетки


фантомный модуль по удалению инородных тел из верхних дыхательных путей.


Рисунок 6 - Фантомный модуль по удалению инородных тел из верхних дыхательных путей


фантомный модуль по отработке элементов родовспоможения в ЧС

Рисунок 7 - Фантомный модуль по отработке элементов родовспоможения


Рисунок 8 - Фантомный модуль по отработке элементов родовспоможения

 

фантомные модули с имитацией инородных тел лица и полости рта,

 

Рисунок 9 - Фантомный модуль с имитацией инородных тел лица и полости рта

 

фантомные модули открытых и закрытых травматических повреждений верхних и нижних конечностей различной локализации,


Рисунок 10 - Фантомный модуль закрытых травматических повреждений верхних конечностей

Рисунок 11 - Фантомный модуль закрытых травматических повреждений нижних конечностей

 

фантомный модуль термических повреждений тела пострадавшего с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи


Рисунок 12 - Фантомный модуль термических повреждений тела пострадавшего

 

фантомный модуль с натурным моделированием и имитацией наружного артериального и венозного кровотечения и возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему


Рисунок 13 - Фантомный модуль с имитацией наружного артериального кровотечения верхних конечностей

 


Рисунок 14 - Фантомный модуль с имитацией наружного артериального кровотечения нижних конечностей

 

фантомный модуль черепно-мозговых травм с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему

 

Рисунок 15 - Фантомный модуль черепно-мозговых травм

 

фантомный модуль открытых повреждений верхних и нижних конечностей с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему,

Рисунок 16 - Фантомный модуль открытых повреждений нижних конечностей

Рисунок 17 - Фантомный модуль открытых повреждений верхних конечностей

 

фантомный модуль открытых повреждений живота с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему

Рисунок 18 - Фантомный модуль открытых повреждений живота

 

фантомный модуль травматической ампутации сегментов верхней и нижней конечности при обрушении строительных конструкций  с возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему

Рисунок 19 - Фантомный модуль травматической ампутацией нижней конечности


Рисунок 20 - Фантомный модуль травматической ампутацией нижней конечности

Рисунок 21 - Фантомный модуль травматической ампутацией сегментов верхней конечности

 

Рисунок 22 - Фантомный модуль травматической ампутацией сегментов нижней конечности

 

фантомный модуль инородных тел верхних и нижних конечностей при обрушении строительных конструкций с отработкой алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему.

Рисунок 23 - Фантомный модуль инородных тел верхних конечностей

 

 Элементом фантомно-модульного комплекса является:

учебно-тренажерный комплекс по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;

извлечению пострадавшего из-под завалов при обрушении строительных конструкций и оказанию первой помощи пострадавшим при синдроме длительного сдавления;

извлечению пострадавших из подвалов разрушенных зданий при террористических актах,с отработкой специальных методов и способов транспортировки.

Учебно-тренажерный комплекс по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП представлен машиной, имитирующей различные виды ДТП и травматические повреждения пострадавших.

 


Рисунок 24 - Учебно-тренажерный комплекс по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП

 

С помощью выдвигающихся деталей автомобиля осуществляется уникальная возможность имитировать и натурно моделировать:

удар водителя о руль с имитацией остановки сердечной деятельности и возможностью отработки алгоритмов реанимационной помощи пострадавшим;

 


Рисунок 25 - Удар водителя о руль с имитацией остановки сердечной деятельности

 

имитацию открытых и закрытых повреждений нижних конечностей пострадавшего деталями автомобиля и возможностью отработки алгоритмов по оказанию первой помощи при травматических повреждениях;


Рисунок 26 - Имитация открытых и закрытых повреждений нижних конечностей пострадавшего деталями автомобиля


имитацию травматических повреждений головы пострадавшего, с возможностью отработки алгоритмов по оказанию первой помощи.

 

Рисунок 27 - Имитация травматических повреждений головы пострадавшего


имитацией наружного артериального и венозного кровотечения различных отделов тела пострадавшего и возможностью отработки алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему;



Рисунок 28 - Имитация наружного артериального и венозного кровотечения различных отделов тела пострадавшего

Имитацию повреждения грудной клетки деталями автомобиля;

Рисунок 29 - Имитация повреждения грудной клетки деталями автомобиля

возможность отработки извлечения пострадавшего из автомобиля специальными методами и способами транспортировки;

 

Рисунок 30 - Извлечение пострадавшего из автомобиля с использованием специальных методов и способов транспортировки


с использованием табельных средств, подсобных средств и последующей возможностью транспортировки пострадавшего по назначению.

Рисунок 31 - Извлечение пострадавшего из автомобиля с использованием табельных средств

 

Элементом фантомно-модульного комплекта является фантом по извлечению пострадавшего из-под завалов при обрушении строительных конструкций с отработкой алгоритмов первой помощи пострадавшему с синдромом длительного сдавления.

 

Рисунок 32 - Извлечение пострадавшего из-под завалов при обрушении строительных конструкций

 

Фантомно-модульный комплекс оснащен табельными и подручными средствами для оказания первой помощи и транспортировки пострадавших в ЧС.

Рисунок 33 - Табельные средства для оказания первой помощи пострадавших в ЧС

 

транспортировка пострадавших с использованием табельных средств для транспортировки пострадавших.

 

Рисунок 34 - Транспортировка с использованием табельных средств

 

транспортировка пострадавших с использованием подручных средств для транспортировки пострадавших. 

 
Рисунок 35 - Подручные средства для оказания первой помощи и транспортировки пострадавших в ЧС

Фантомно-модульный комплекс включает иллюстрированные учебные пособия: Первая помощь в чрезвычайных ситуациях (авторы: Л.В. Чиж, А.В. Воробей, И.И. Полевода – гриф Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь,2017 г), Экстренная медицинская помощь (авторы: Л.В. Чиж, А.В. Воробей, Г.Ф. Ласута – гриф Министерства образования Республики Беларусь,2011 г).

Рисунок 36 - Учебное пособие. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях


Рисунок 37 - Практикум. Экстренная медицинская помощь

Элементом фантомно-модульного комплекса в рамках изучения дисциплины «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является учебная практика обучающихся 3-го курса факультета «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» на базе Минской областной клинической больницы. Учебная практика организована и продолжает осуществляться с 2007 года по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.  Обучающиеся   проходят учебную практику в виде ночных дежурств в должности младшего медицинского персонала в отделениях реанимации, интенсивной терапии и анестезиологии, травматологии и ортопедии, приёмном отделении клиники. Во время прохождения учебной практики у обучающихся формируется своеобразное клиническое мышление, закрепляются навыки и умения выполнения алгоритмов первой помощи пострадавшим в ЧС [1, 3], осуществляется специальная психологическая подготовка к практическим действиям по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций. Специальная психологическая подготовка связана с особенностями выполнения боевых задач при ликвидации ЧС и осуществляется на базе морально-психологического воспитания обучающихся. Содержанием психологической подготовки во всех ее видах является выработка активной реакции личного состава подразделений на реальную обстановку ЧС.

Заключение.

Профессиональная подготовка спасателя в рамках дисциплины «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» охватывает всю структуру университета. Последовательное и успешное выполнение задач, поставленных при изучении дисциплины с использованием ФМК позволяют обучающему видеть собственные достижения, убеждают в целесообразности каждого шага деятельности на занятиях, способствуют постепенному пониманию не только близкой, но и дальней перспективы использования знаний по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Задачи специальной подготовки решаются в процессе тактико-специальных и комплексных учений с практическим использованием специальных знаний и средств фантомно-модульного комплекса в условиях максимально приближенных к обстановке реальной ЧС

Фантомно-модульный комплекс, как средство натурного моделирования и имитации различных патологических состояний организма пострадавшего в ЧС, актуализирует профессиональный потенциал обучающихся по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, расширяет спектр методов и средств коммуникативности, позволяет повысить творческую активность личности обучающегося, реализовать мотивы и цели обучения в ходе профессиональной подготовки спасателя.

Фантомно-модульный комплекс в рамках дисциплины «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является одной из основ профессиональной подготовки спасателя Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Чиж, Л.В. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Л.В. Чиж, А.В. Воробей, И.И. Полевода – Минск: Колорград, 2017. – 396 с.

2.   Лукьянец, В.Г. Информационно-образовательная среда непрерывного образования / В.Г. Лукьянец // Вышэйшая школа. – 2008. – № 6. – С. 14–20.

3.   Чиж, Л.В. Экстренная медицина. Практикум: учебное пособие / Л.В. Чиж, А.В. Воробей, Г.Ф. Ласута - Минск: РЦСиЭ, 2011. – 142 с.

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Сентябрь 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31
18
25 27 28 29 30
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by