Университет гражданской защиты

Елена Парчук: «Какие они - современные дети?»

Елена Парчук: «Какие они - современные дети?»

Елена Парчук: «Какие они - современные дети?»

Елена Парчук: «Какие они - современные дети?»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд начальника Образовательного центра безопасности жизнедеятельности МЧС на систему воспитания дошкольников и школьников.

Чем отличается современный ребенок от своих предшественников?

Социальные, технологические и природные факторы оказывают заметное влияние на человечество и на формирование отличительных черт каждого поколения в конкретный исторический период, следовательно, наивно ожидать, что и дети во все времена должны оставаться прежними. Ученые в современных исследованиях (К.Мангейм, В.В.Семенова, Д.Х.Ибрагимова, М.С.Науэн, В.В.Радаев и др.) определяют поколения, исходя из различных представлений о формирующих их событиях, о продолжительности поколенческих дискретов, но сходятся в одном: исторический, а следовательно, и социальный контекст как в зеркале отражается в характере представителей поколения, в их системе ценностей и особенностях поведения. В нашей стране для выделения таких дискретов и характеристики живущих ныне поколений определены такие значимые события:

– рожденные в сталинский довоенный период, в годы Великой Отечественной войны и годы восстановления после разрухи – «мобилизационное» поколение;

– рожденные и взрослевшие в период хрущевской «оттепели» так и определены – «поколение «оттепели», их еще называют «шестидесятники»;

– родившиеся в спокойное, мирное время, ознаменованное лишь битвами за урожай и производственными рекордами, а также небывалым всплеском рождаемости, – беби-бумеры, или поколение застоя;

– дальнейшие события, связанные с политическими реформами горбачевской перестройки, сформировали поколение, именуемое Х, или реформенное поколение;

– смена тысячелетия ознаменовала появление поколения миллениалов, обозначаемое чаще Y;

– и, наконец, сегодняшние наши школьники, дети миллениалов, центениалы, или поколение Z.

И как-то осторожно исследователи начинают выделять новое поколение, именуя его греческой буквой «альфа», обозначив за точку отсчета появление IPhon, IPad и развитие социальных сетей.

Смена поколений, по сути, явление прогрессивное. По утверждению доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника Психологического института Российской академии образования Ларисы Максимовны Митиной, является условием существования человечества и главным стимулом обновления общества. При этом разрыв во взаимопониманиях взрослых и молодежи, проблема отцов и детей, возникающая со сменой поколений, не обладает глубокой новизной.

Кому принадлежит высказывание «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей»? Сократу, и относится к молодежи, жившей в V веке до н. э.

Остроумная Раневская сетовала: «Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! Раньше просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают».

Межпоколенческий разрыв неизбежно возникает с приходом молодых людей с другими способами восприятия окружающего мира и новыми поведенческими практиками.

На основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 1994‑2016 годы зафиксированы устойчивые межпоколенческие различия в планировании семьи, использовании цифровых технологий, приверженности здоровому образу жизни, уровне религиозности и оценке своего субъективного благополучия.

Результаты мониторинга и выводы полностью подтверждаются совместным исследованием Сбербанка и агентства Validata, проведенным в 2017 году и отраженным в отчете «30 фактов о современной молодежи».

Родившись «с кнопкой на пальце», развиваясь в онлайн-среде, сегодняшний школьник привыкает воспринимать краткую и наглядную информацию, легко находя ее здесь и сейчас и, концентрируя, свое внимание на одном объекте в среднем на восемь секунд. Многие наблюдательные педагоги замечают, что ученики начальных классов учатся с большим удовольствием и успехом, если в процессе обучения используются разнообразные технические средства (телефоны, планшеты).

Подросток 8‑14 лет не представляет жизнь без социального взаимодействия в любом формате. Заметим, однако, что первое сентября, наступившее после продолжительного периода самоизоляции и вынужденного перехода на дистанционную форму обучения, подтвердило и усилило приверженность школьников к активному социальному взаимодействию, но уже в большей степени возникла потребность в живом общении с одноклассниками, друзьями и, конечно же, учителями. Современные девчонки и мальчишки, которых так часто старшее поколение винит в чрезмерном увлечении гаджетами, почувствовали необходимость не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной поддержке.

Одним из заметных отличительных признаков в характере представителя современной молодежи исследователи отмечают установку на индивидуализм, формируемый из безоговорочной уверенности в собственной исключительности. Отсюда восприятие взрослого уже не безусловным авторитетом. Но в отличие от предыдущих бунтарских поколений молодые люди не стремятся к разрушению того, что создано отцами и дедами. Молодежь, по своему рождению сразу угодившая в мир VUCA (акроним, используемый для характеристики и описания современного мира как нестабильного (volatility), неопределенного (uncertainty), сложного (complexity) и неоднозначного (ambiguity), ценит спокойствие и стабильность, совсем не рвется менять мир или человечество, а в первую очередь хочет жизнь свою и жизнь близких сделать комфортной.

Уверенность в исключительности подогревает страстное желание быть признанным (пусть даже только в социальных сетях), а также рождает новое отношение к образованию: в среде молодежи становится модным быть умным и образованным. Среди установок и ценностей современной молодежи главным становится поиск своего пути в жизни.

Исследование замечает также, что нынешнюю молодежь страшит возможность сделать неправильный выбор в определении своего будущего, а появившаяся свобода выбора вызывает лишь затруднение и усиливает опасения.

При этом исследователи отмечают положительные качества молодежи, дающие основания для оптимистичного взгляда на ее будущее и будущее общества в целом. Наша молодежь чувствительна, открыта и отзывчива в ответственный момент, готова помогать любому, кому эта помощь нужна. Она хочет быть сопричастной большому и важному для города, страны, мира делу.

Таким образом, приоритетным ответом на выводы, полученные в ходе исследований, становится повышенное внимание к системе воспитания дошкольников и школьников – тех самых «альфа». Ну и конечно, поиск действенных, адекватных социокультурным и технологическим изменениям подходов, технологий, методов, приемов, способов обучения. Развитие индивидуального подхода предполагает и новые инструменты, наиболее значимым из которых видится проектирование индивидуальных образовательных траекторий школьников.

Современные дети требуют современных подходов, и педагоги должны находиться в постоянном поиске способов мотивации и организации учебного процесса, для того чтобы детям было интересно.

Важно, чтобы у современного ребенка, появился педагог, который терпеливо введет его в мир «само»: самообразование, саморазвитие, самореализация.

Умение учиться всю жизнь – настоящий дар современному человеку. Образование, ориентированное на среднестатистического обучающегося, не может развить этот дар, нужен индивидуальный подход, инструменты, технологии, помогающие в этом.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Май 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30
10 11 12
13 14 16 17 18 19
20 21 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2