Университет гражданской защиты

Виктор Бирюк: «Производственный контроль – основа обеспечения промышленной безопасности»

Виктор Бирюк: «Производственный контроль – основа обеспечения промышленной безопасности»

Виктор Бирюк: «Производственный контроль – основа обеспечения промышленной безопасности»

Виктор Бирюк: «Производственный контроль – основа обеспечения промышленной безопасности»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд представителей кафедры промышленной безопасности Университета гражданской защиты МЧС Виктора Бирюка, заведующего кафедрой и Павла Гомана, доцента кафедры на актуальные вопросы организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности.

В современном мире работа на любом предприятии связана с риском для здоровья и жизни человека. Для обеспечения функционирования устройств и механизмов используется электроэнергия, газ, высокие температуры, давление, агрессивные среды которые в случае возникновения аварийной ситуации несут угрозу для обслуживающего персонала.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 года №354-З «О промышленной безопасности» (далее – Закон) под промышленной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных Законом и иными актами законодательства.

Широкий перечень опасных производственных объектов (предприятия химической промышленности и переработки зерна; металлургические производства; оборудование, работающее под давлением; системы газоснабжения и газопотребления; подъемные сооружения; аттракционы и др.) обуславливает разный уровень риска возникновения аварии и требует индивидуального подхода в организации деятельности по обеспечению промышленной безопасности на конкретном предприятии.

Вместе с тем, в соответствии с Законом (глава 3) имеются общие требования для обеспечения промышленной безопасности. Как видно из рисунка, на котором приведена так называемая «пирамида промышленной безопасности» фундаментом целого комплекса организационно-технических мероприятий является производственный контроль.


Общий порядок организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности регламентируется статьями 29 и 30 Закона, а также Постановлением МЧС Республики Беларусь от 15 июля 2016 года №37 «Об утверждении примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности» (далее – Постановление №37).

В соответствии с Постановлением №37 под производственным контролем понимается контроль за соблюдением требований законодательства в области промышленной безопасности внутри субъекта промышленной безопасности. При этом субъектами промышленной безопасности являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности (статья 3 Закона). В данном случае под деятельностью в области промышленной безопасности следует понимать эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов. В этой связи каждый субъект промышленной безопасности, имеющий в наличии опасный производственный объект и (или) потенциально опасный объект и осуществляющий их эксплуатацию, обязан организовывать и осуществлять производственный контроль в области промышленной безопасности.

Целью производственного контроля является предупреждение аварий и инцидентов, обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте путем осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.

В качестве основных задач производственного контроля выделяют:

-  обеспечение соблюдения требований законодательства, в том числе лицензионных требований и условий, в области промышленной безопасности;

-  анализ состояния промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности и разработка мероприятий, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение вреда и материального ущерба работникам субъекта промышленной безопасности, третьим лицам, окружающей среде;

-  координация работ, направленных на предупреждение аварий, инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах;

-  контроль за своевременным проведением технического диагностирования и технических освидетельствований потенциально опасных объектов, технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений, а также за соблюдением субъектом промышленной безопасности технологической дисциплины при производстве работ на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах.

Для организации производственного контроля в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 29 Закона руководитель субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения в установленном законодательством порядке обеспечивает наличие структурного подразделения, ответственного за осуществление производственного контроля (далее – служба промышленной безопасности), или вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности, или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на лицо, имеющее высшее техническое образование и подготовку, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона (далее – ответственное лицо).

Руководитель субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения при наличии у субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения эксплуатируемых:

опасных производственных объектов I и (или) II типов опасности создает службу промышленной безопасности;

опасных производственных объектов III типа опасности и (или) потенциально опасных объектов вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо;

опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, включенных в перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, и принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам Республики Беларусь, вводит в штат должность инженера по промышленной безопасности или возлагает соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности на ответственное лицо.

Создание службы промышленной безопасности, наличие инженера по промышленной безопасности или ответственного лица призвано обеспечить реализацию основных функций производственного контроля:

-  разработку локальных нормативных правовых актов субъектов промышленной безопасности для обеспечения требований промышленной безопасности;

-  контроль за обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов структурными подразделениями субъекта промышленной безопасности, в том числе за соответствием опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов требованиям законодательства в области промышленной безопасности;

-  разработку и внесение для рассмотрения руководству субъекта промышленной безопасности планов работ и мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, в том числе планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов, и ликвидации их последствий;

-  участие в техническом расследовании причин аварий, инцидентов, произошедших в субъекте промышленной безопасности;

-  проведение анализа причин возникновения аварий и инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах субъекта промышленной безопасности;

-  подготовку субъекта промышленной безопасности к проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов;

-  доведение до сведения работников опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов информации об изменении законодательства в области промышленной безопасности;

- организацию проверки знаний по вопросам промышленной безопасности у работников субъекта промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов.

Следует отметить, что служба промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо) подчиняется непосредственно руководителю субъекта промышленной безопасности или его обособленного подразделения либо его заместителю, ответственному за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности или его обособленном подразделении.

Полномочия службы промышленной безопасности, инженера по промышленной безопасности и ответственного лица изложены в статье 30 Закона. В соответствии с данной статьей работники службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) при осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности в соответствующем субъекте промышленной безопасности уполномочены:

-  проводить проверки состояния промышленной безопасности, соблюдения требований промышленной безопасности, рассматривать документы по вопросам промышленной безопасности;

-  требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований промышленной безопасности, выдавать должностным лицам субъекта промышленной безопасности обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований промышленной безопасности;

-  организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам промышленной безопасности;

-  вносить предложения руководителю субъекта промышленной безопасности по предупреждению аварий и инцидентов.

Порядок реализации указанных полномочий и общий порядок осуществления производственного контроля должны регламентироваться разработанным субъектом промышленной безопасности положением о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности (далее – положение о производственном контроле). В соответствии с Постановлением №37 положение о производственном контроле должно включать:

краткую характеристику эксплуатируемых субъектов промышленной безопасности или их обособленных подразделений, опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов;

основные задачи производственного контроля;

основные функции службы промышленной безопасности (инженер по промышленной безопасности, ответственное лицо) в соответствии с основными задачами производственного контроля.

Следует отметить, что несмотря на весьма исчерпывающий порядок организации и осуществления производственного контроля, изложенный в Законе и Постановлении №37, можно выделить следующие вопросы требующие уточнения и более детальной проработки:

1. В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Закона утверждать положения о производственном контроле в отношении подчиненных субъектов промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, должны республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь. На практике, зачастую, данные положения утверждаются руководителем субъекта промышленной безопасности, что по Закону приемлемо лишь для субъектов промышленной безопасности без ведомственной принадлежности.

2. В соответствии со статьи 29 Закона субъекты промышле6нной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов I и (или) II типов опасности, должны создавать службу промышленной безопасности. На практике, зачастую, вместо службы промышленной безопасности создаются другие подразделения – отделы, сектора с различными названиями, но не служба промышленной безопасности. При этом данные подразделения могут одновременно выполнять задачи обеспечения пожарной безопасностью и охраны труда, что в принципе не противоречит действующему законодательству. Однако, зачастую, функции инженера по промышленной безопасности возлагаются на специалиста по охране труда, что является нарушением, так как противоречит требованиям статьи 20 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356-З «Об охране труда» (в редакции Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 61-З), которая гласит, что специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Из статьи 29 Закона непонятна структура службы промышленной безопасности. Если субъект промышленной безопасности, осуществляющий эксплуатацию опасных производственных объектов I и (или) II типов опасности, создает к примеру службу промышленной безопасности, пожарной безопасности и охраны труда, включающей три специалиста по разным направлениям, то фактически он выполняет требования Закона. Однако, в такой ситуации задачи обеспечения промышленной безопасности выполняет один человек, что идентично наличию в штате инженера по промышленной безопасности или ответственного лица (для субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасных производственных объектов III типа опасности и (или) потенциально опасных объектов). При таком подходе создание службы промышленной безопасности на более опасном объекте теряет смысл. Для решения данной проблемы на законодательном уровне требуется уточнить структуру службы промышленной безопасности. Целесообразным видится прописать, что служба промышленной безопасности должна включать двух и более инженеров по промышленной безопасности. При этом количество инженеров по промышленной безопасности логично связать с количеством эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов.

4. Не все субъекты промышленной безопасности располагают работниками, удовлетворяющими требованиям статьи 29 Закона. Так, к примеру, организации здравоохранения, торговые объекты, товарищества собственников жилых домов имеют в наличии и эксплуатируют лифты, относящиеся к категории потенциально опасных объектов, что обязывает их осуществлять производственный контроль. Однако, лица с высшим техническим образованием, прошедшие подготовку и проверку знаний в области промышленной безопасности, на которых могут быть возложены задачи по осуществлению производственного контроля, в штате указанных субъектов промышленной безопасности могут отсутствовать, что затрудняет реализацию требования Закона в части организации и функционирования производственного контроля.

Решение на законодательном уровне указанных вопросов позволит выработать единообразные подходы к организации субъектами промышленной безопасности Республики Беларусь производственного контроля и повысить качество его осуществления.

ЛИТЕРАТУРА

1. О промышленной безопасности [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

2.Об охране труда [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.07.2013 № 61-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

3. Об утверждении Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности [Электронный ресурс]: Пост. МЧС Респ. Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 28
29 30 1 2 3 4 5