Университет гражданской защиты

Закупки

Все закупки
Регулярные визиты на СТО и минимальное использование быстрой зарядки: продлеваем молодость электрокара (SB.BY)

Регулярные визиты на СТО и минимальное использование быстрой зарядки: продлеваем молодость электрокара (SB.BY)

Регулярные визиты на СТО и минимальное использование быстрой зарядки: продлеваем молодость электрокара (SB.BY)

Пену не подавать!

Машины с зелеными номерами уверенно отвоевывают место на улицах. Количество электромобилей в Беларуси вплотную приблизилось к 15 тысячам. А еще два года назад по дорогам страны их колесило не более 3,5 тысячи. Что ж, для этого созданы все условия: развивается сеть ЭЗС, линейка авто расширяется, а цены снижаются. При ввозе авто из-за границы для личного пользования сохраняется нулевая ставка растаможки. Ну и приятный бонус: «электрички» освобождены от уплаты транспортного налога как минимум до конца следующего года. Что надо знать об электромобилях, чтобы они прослужили долго, спросили у профессора кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС, кандидата технических наук Валерия Кобяка.


Мощное пламя

Во всем мире идет бурное развитие электротранспорта, и это не только электромобили, но и электробусы, скутеры, электросамокаты. Нет-нет да и случаются с ними огненные инциденты. Сразу скажем: электромобили горят во много раз реже, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Так, за 10 лет во всем мире произошло не более полутора тысяч возгораний. Что касается Беларуси — семь штук за три года. Речь идет о пожаре на СТО в Колодищах, когда из-за короткого замыкания загорелся один электромобиль, а огонь с него перекинулся еще на шесть. Важно знать: тушат «электрички» совсем не так, как обычные машины, — здесь без помощи специалистов не справиться.

Электромобили горят медленно, в них нет легковоспламеняющихся жидкостей. Но пламя будет гораздо мощнее, чем в авто с ДВС, — рассказывает Валерий Кобяк



— Ни в коем случае нельзя «электрички» гасить пеной. Ведь причина возгорания, как правило, короткое замыкание в силовой батарее. Внутри происходят сложные физико-химические процессы, выделяется много тепла. Заливать водой огонь можно, но при этом следует помнить об обязательном обесточивании (как и любого электроприбора) и заземлении. Для полного охлаждения силовой батареи необходимо более 10 тонн воды или две обычные пожарные цистерны.

Хотя случаи возгорания электромобилей у нас крайне редки, к ним нужно быть готовыми. Поэтому в УГЗ создана уникальная аудитория, аналогов которой нет на постсоветском пространстве. Курсанты изучают устройство электромобилей и до автоматизма оттачивают действия по их тушению, — отметил Андрей Садовский, официальный представитель вуза.

Смарт-ключ — подальше

Если дым пошел из-под капота обычной машины, это может быть вовсе и не пожар, а кипение антифриза. В случае с «электричкой» все однозначно: если оттуда, где находится батарея, повалил густой белый дым — это точно пожар. Что может предпринять хозяин «электрички»? Срочно покинуть ее и набрать 101 или 112. Помочь спасателям можно лишь тем, что вы отнесете смарт-ключ не менее чем на пять метров: это позволит обездвижить машину.

Курсанты демонстрируют алгоритм действий.

— Первым делом электромобиль фиксируется на месте — мы ведь не знаем, остался он в режиме драйв, нейтралки или паркинга, — комментирует Валерий Кобяк— Затем его следует обесточить, чтобы не сработали подушки безопасности, системы пассивной защиты, не включилась силовая линия, в которой, на минуточку, 380 вольт. В экипировку спасателей входят специальные ножницы с длинными ручками для резки проводов под напряжением. Если возгорание стало последствием аварии и в салоне остались люди, их высвобождают. Каждый спасатель четко знает свои задачи.



Затем начинаются работы по тушению. Это лучше делать с расстояния не менее 10 метров. Главное — не забыть заземлиться, ведь вода хорошо проводит электрический ток. На паркингах, у ЭЗС имеются свои заземляющие устройства.

Убережем от неприятностей

Силовой батарее для горения кислород не нужен — обычно воспламеняется один модуль, а батарея состоит из сотен таких. Тепловая реакция передается на соседние модули — там тоже может возникнуть короткое замыкание и пожар. Так что 10 тонн воды на один аккумулятор — не столько тушение, сколько охлаждение.



Причины короткого замыкания могут быть разными. В большинстве случаев это производственный брак, а кроме него — перегрев или, наоборот, слишком отрицательная температура, коррозия металла. Так что риск увеличивается с возрастом машины или особенностями ее эксплуатации. Порой водители приобретают «утопленников», в недрах батареи которых уже могли зародиться коррозийные процессы. 

Можно ли минимизировать риск короткого замыкания в «электричке»?

Следует регулярно посещать станцию техобслуживания, где проверят емкость батареи, — рекомендует Валерий Кобяк— Кроме того, лучше не использовать без острой необходимости быструю зарядку — постоянное применение высоких токов и напряжений со временем может привести к ускоренному износу батареи. Но не надо паниковать. Согласно исследованиям, «электрички» горят в 11 раз реже машин с двигателем внутреннего сгорания. А еще они бесшумные и очень экономичные.



В ТЕМУ

Оказывается, одни и те же шины изнашиваются на электрокарах в разы быстрее, чем на авто с ДВС. Нагрузка на шины больше: электромобиль тяжелее обычной машины, он резче срывается с места и быстрее набирает скорость. Поэтому на заводе «Белшина» разрабатываются специальные легковые шины с улучшенными характеристиками для электромобилей. В серийное производство их планируют запустить в III квартале 2027 года.


С чувством, с током

В Беларуси зарегистрировано более 15 000 электромобилей



Каждый шестой продаваемый в Беларуси автомобиль — электрический или гибридный. Больше становится и электрозаправок: сейчас их примерно 700. Кстати, с начала года в мире было продано около 7 миллионов электромобилей. Это на 20 процентов больше, чем за аналогичный период 2023‑го. 65 процентов таких машин — электромобили на аккумуляторе, а остальные 35 процентов — подзаряжаемые гибридные авто.

Материал: Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ   Фото: Кирилл СТАСЬКО Алиса ДРУГАКОВА
СБ.Беларусь сегодня

Факультеты и филиалы


cab3b774c3a281f550c20a0343c17ee8  

Календарь мероприятий

Ноябрь 2025

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31
12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30