Они творили историю
У каждого из преподавателей Университета гражданской защиты есть свой подход к воспитанию, обучению и преподаванию своей дисциплины. Как правило, вклад, который вносит профессоро-преподавательский состав в развитие, становление и совершенствование системы работы с обучающимися, видится только через годы, а по достоинству будет оценен лишь будущими поколениями. Ощутимый вклад в подготовку кадров для службы спасения за свой 37-летний стаж работы внес полковник внутренней службы (запаса), доцент кафедры пожарной аварийно-спасательной техники Маханько Владимир Иванович.
В профессию, как считает Владимир Иванович, он пришел не случайно. Детство проходило в военном городке, отец - военнослужащий. В окружении была боевая техника, военная форма и кино в части. Покрутить пушку и поесть солдатскую кашу – это были привычные и обыденные вещи. В период службы отца пришлось сменить не один военный городок. Как все мальчишки в детстве, каждый вечер ждал отца домой с нетерпением, а порой и засыпал на «мягком» родительском плече, уткнувшись головой в погоны.
В школьные годы большинство одноклассников были дети военнослужащих. Особый интерес мальчишки проявляли к технике, ведь развлечений было не так уж много. После окончания школы учился в Белорусском политехническом институте, а в свободное от занятий время активно занимался общественной работой. Комсомольская работа и общественные нагрузки давали большие возможности для реализации творческого потенциала и интеллектуального роста. Это было время студенческих отрядов, трудовых инициатив и полезных дел. Молодежь с легкостью меняла студенческую скамью и аудиторию на рабочую «спецовку» и набор инструментов, необходимый для укладки шпал. В летний период занимались строительством кольцевой дороги для перевозки опасных грузов в районе Шабанов. Была поставлена задача, и ее надо было решать. Трудились охотно и слаженно, подвести было нельзя, да и была возможность пополнения «студенческого бюджета».
Первое рабочее место было в инженерно-конструкторском отделе Минского моторного завода, а в общественной работе – должность секретаря заводской комсомольской организации.
Почему пришел в пожарную службу? Не «понаслышке» от родного дяди много слышал о пожарной службе, были мысли о поступлении в военное училище, но переусердствовал с чтением и выбрал другую специальность, однако судьба сделала поворот и, когда предложили работу в школе младшего начальствующего состава, дал свое согласие. Коллектив был небольшой, но можно сказать, универсальный. Занимались автомобильной подготовкой. Для того, чтобы пожарная техника была мобильной, всем коллективом занимались серьезной испытательской работой в различных сферах деятельности. Работали по союзным программам, серьезная подготовка требовалась при обучении различных категорий специалистов, да и процесс обучения надо было поднимать на более высокий уровень. Второе специальное образование Владимир Иванович получил в Москве, создал семью, подрастала дочь. Никто не освобождал преподавателей от дежурств, но семья относилась к службе с пониманием.
Самые интересные были 11-ти месячные курсы военизированной пожарной охраны. Большая нагрузка была «горловая» до 840 часов, а еще создавали кабинеты, лаборатории, которые наполняли необходимыми для работы материалами и пособиями. Для слушателей проводили экскурсии, организовывали выезды по интересным местам, участвовали в спортивных соревнованиях, оказывали помощь подшефному колхозу, посещали театры и многое другое. Налаживались дружеские отношения, появлялось взаимопонимание, определялся круг общих интересов. В настоящее время многие выпускники работают на руководящих должностях в центральном аппарате министерства, областных и районных отделах по чрезвычайным ситуациям, но остаются хорошими отзывчивыми друзьями и поддерживают добрые отношения друг с другом.
Владимир Иванович никогда не пожалел о своем жизненном выборе. Достоинство профессии – постоянное общение с людьми. Каждое поколение живет в своей среде. Все вокруг постоянно меняется, поэтому незыблемо не может быть и окружение, мы должны найти подход к каждому, раскрыть профессиональные секреты, уметь адаптироваться к жизни и учить этому курсантов. Дать твердые знания, воспитать патриотические и духовно-нравственные чувства, сформировать высокую гражданскую позицию у будущего поколения спасателей.
Знания всегда были и будут востребованы, но важно понимать, что сегодня надо доказать, что ты лучше других и при этом надо не идти пешком, а бежать. В Университете созданы все условия для интеллектуального и творческого развития, раскрытия возможностей, самовыражения и самореализации.
Владимир Иванович считает, что для того, чтобы быть «на своем месте», у преподавателя должен быть «внутренний стержень», а именно: «Много работать, постоянно готовиться к занятиям, учить и учиться самому, реализовывать свой творческий потенциал в учебных пособиях, научной и исследовательской работе. Это бесконечный процесс совершенствования себя, чтобы соответствовать месту, где ты работаешь».