В тематическом разделе «Оборудование для спасения» мы рассказываем Вам про пожарную аварийно-спасательную технику, пожарно-техническое вооружение, оборудование и снаряжение, используемое спасателями при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций. Итак, начнем…
Пожарный автомобиль аэродромного тушения – предназначен для пожарно-спасательной службы на аэродромах. Обеспечивают тушение пожаров в самолётах и вертолётах, проведение работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолётов, потерпевших аварию, а также тушение пожаров на объектах в районе аэропортов.
К уровню противопожарной защиты аэродромов предъявляют ряд специфических требований. Они обусловлены, прежде всего, необходимостью спасания людей при авариях воздушных судов и тушению пожаров на них. На аэродромах возникает потребность тушения горящего разлитого топлива как под фюзеляжами самолетов, так и на взлетно-посадочной полосе (ВПП), и даже вне ее. Иногда появляется необходимость покрытия ВПП слоем воздушно-механической пены для облегчения посадки самолетов, терпящих бедствие. Уменьшение вероятности возникновения пожара при посадке на ВПП, покрытую пеной, обусловлено следующими факторами:
уменьшением степени повреждения конструкции самолета из-за снижения сил торможения при его скольжении по пене, что снижает вероятность разрушения систем самолета и возникновения пожара;
уменьшением вероятности воспламенения авиатоплива вследствие снижения концентрации его паров в воздухе из-за изолирующих свойств пенного слоя;
эффектом искрогашения в пене.
Кроме того, при аварийной посадке самолета на пенную полосу за счет изолирующего действия пены снижается интенсивность возможного послеаварийного пожара.
Автомобиль аэродромного тушения АА 12,0−100 на шасси МАЗ 6318
Создатели шасси оснастили его 550-сильным 6-цилиндровым рядным китайским двигателем Weichai WP13.550 и автоматической коробкой передач Allison 4500 (США).
Разработчикам шасси для автомобиля аэродромного тушения предстояло вписаться в рамки достаточно жестких требований. Одно из главных - минимальное время разгона до 80 км/ч. Чтобы выполнить его, шасси оснастили 550-сильным 6-цилиндровым рядным двигателем Weichai WP13.550 - это самый мощный мотор из применяемых на современной серийной технике Минского автозавода. С этим мотором новая пожарная машина, полная масса которой составляет 35.000 кг, вполне укладывается в рамки нормативов: время движения от нуля до остановки по прямолинейному маршруту длиной 2000 м с асфальтированным или бетонным покрытием составляет не более 80 секунд. Максимальная скорость - 115 км/ч.
Установка на шасси МАЗ-63182M автоматической коробки передач Allison 4500 не только облегчила управление машиной, но и обеспечила непрерывную передачу мощности для привода насоса пожарного оборудования при создании "пенной подушки" (включение КОМ возможно в процессе движения автомобиля, без его остановки). Другие "фишки" автомобиля - отключаемый передний ведущий мост и двухступенчатая раздаточная коробка ZF.
Кузовная надстройка - модульного типа, отсеки изготовлены из алюминиевого сплава. Вместимость цистерны для воды - 11.000 л, вместимость пенобака - 1400 л. Производительность пожарного насоса - 100 л/с; лафетного ствола - 80 л/с; бамперной установки - 30 л/с.
Система подачи и дозирования пенообразователя - автоматическая, обеспечивает пеносмешение пропорционально в диапазоне от 0,1% до 9,9% (с шагом 0,1), с возможностью занесения в память двух предустановленных значений для их быстрого выбора. Управление водопенными коммуникациями осуществляется дистанционно с двух пультов, расположенных в кабине водителя и в насосном отсеке.
Кроме того, имеется установка углекислотного тушения емкостью 120 л. В комплект входят две катушки с ручным приводом, с длиной рукава 30 м. Одна из катушек оснащена стволом-раструбом, другая - стволом-пробойником.
Предусмотрена система защиты шасси и колес от пламени - она выполнена в виде форсунок, расположенных по периметру автомобиля.
Кабина - металлостеклопластиковая, однообъемная, 2-рядная, 4-дверная. Боевой расчет - 6 человек. Для облегчения доступа к рабочему месту водителя кабина опущена за счет доработки ее подвески. Интерьер – современный и функциональный.
Технические характеристики
Базовое шасси |
МАЗ-63182M |
Колесная формула |
6x6 |
Технически допустимая полная масса, кг |
35 000 |
Габаритные размеры (ДхШхВ) |
11 000×2550×3700 мм |
Двигатель |
WP13.550E501, дизельный, Евро-5 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) |
400 (544) |
Трансмиссия |
Автоматическая Allison |
Отбор мощности |
Отбор мощности на стоянке и в движении, включение КОМ возможно в процессе движения автомобиля, без его остановки |
Ошиновка |
Односкатная |
Максимальная скорость, км/ч |
115 |
Время движения автомобиля с полной массой от нуля до остановки по прямолинейному маршруту длиной 2 000 м с асфальтированным или бетонным покрытием |
80 сек, не более |
Время разгона до скорости 80 км/ч |
40 сек |
Кабина |
Металлостеклопластиковая, однообъемная, 2-рядная, 4-дверная |
Боевой расчет, чел. |
6 |
Вместимость цистерны для воды, л |
11 000 |
Вместимость пенобака, л |
1400 |
Кузовная надстройка |
Модульного типа, отсеки изготовлены из алюминиевого сплава |
Пожарный насос |
100 л/с |
Лафетный ствол |
80 л/с |
Бамперная установка |
30 л/с |
Система подачи и дозирования пенообразователя |
Автоматическая, обеспечивает пеносмешение пропорционально в диапазоне от 0,1% до 9,9% (с шагом 0,1) с возможностью занесения в память двух предустановленных значений (для их быстрого выбора) |
Система защиты шасси и колес от пламени |
Выполнена в виде форсунок, расположенных по периметру автомобиля |
Управление водопенными коммуникациями |
Осуществляется дистанционно с 2-х пультов, расположенных в кабине водителя и в насосном отсеке |
Установка углекислотного тушения |
Емкость 120 литров. В комплект входит две катушки с ручным приводом, с длиной рукава 30 м. Одна из катушек оснащена стволом-раструбом, другая — стволом-пробойником |