Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Марина Покатович: «О формировании профессионального имиджа специалиста»

Марина Покатович: «О формировании профессионального имиджа специалиста»

Марина Покатович: «О формировании профессионального имиджа специалиста»

Марина Покатович: «О формировании профессионального имиджа специалиста»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд коллектива отдела организации, планирования и контроля учебно-методического центра Университета гражданской защиты МЧС Марины Покатович и Татьяны Мысло на формирование профессионального имиджа специалиста.

В современном мире политические и экономические преобразования в обществе повлекли за собой большие изменения в сфере управления.

Сегодня одной из важных частей профессиональной деятельности является вопрос о необходимых, как руководителю, так и другими работниками психологических качествах. Важность этого вопроса состоит в проблеме оптимизации делового общения для работников организации разного уровня. Деловые отношения, возникающие между работниками, являются важным фактором благополучного социально-психологического климата в коллективе, т.к. серьезную роль в них играет эмоциональный компонент, оказывающий существенное воздействие на формирование образа партнера по общению.

Основой для создания образа является восприятие. Восприятие человека человеком является одним из условий любой совместной деятельности людей. Восприятие - это динамичный процесс, обусловленный многочисленными психологическими и социально-демографическими характеристиками общающихся между собой людей. При этом люди всегда ненамеренно или намеренно оказывают определенное воздействие своими поступками, поведением на окружающих нас людей.

В этой связи большое значение приобретает имидж. Имидж (от англ. Image ‑ «образ», «изображение», «отражение») - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. В науке имидж рассматривается как эмоционально окрашенный образ, имеющий характер стереотипа и формируемый, как правило, стихийно. Имидж во многом зависит как от личных психологических качеств человека, так и от умения соответствовать ожиданиям окружающих.

Источником формирования имиджа является внутренняя и внешняя мотивация. Внутренние мотивы по созданию имиджа связаны с обретением личностью гармонии с собой и окружающим миром, с самореализацией и самосовершенствованием (самоанализ). Внешние – с желанием оказывать влияние на окружающих для достижения личных и профессиональных целей.

Отметим, что имидж не является самоцелью. Когда человек занимается деятельностью по его улучшению, он предполагает, что имидж нужен для достижения определенных целей: привлечения внимания работодателя, установления доброжелательных отношений в коллективе, повышения по службе и т.п.

Имидж обозначает, выделяет личность среди других, демонстрирует ее отличительные качества, подчеркивает достоинства.

Изучая и анализируя источники литературы, ученые убедительно доказывают, что имидж имеет символическую природу, то есть представляет собой совокупность символов, которые интерпретируются и «домысливаются» в процессе их восприятия окружающими, исходя из ее социального опыта. В связи с этим при создании имиджа необходимо учитывать, каким образом тот или иной элемент может быть воспринят общественностью.

Если речь идет об индивидуальном имидже, то его составляющими являются все воспринимаемые проявления человека: внешность, поведение, события, характеризующие его, формирующие представление о его ценностях.

Очень важный элемент – речь. По словарному запасу, красоте и логичности речи, ее стилистической сложности, использованию профессиональных терминов и др. создается впечатление об уровне образованности и общей культуре человека, его профессиональной принадлежности, социальном статусе. Психолог А. Мехрабиан установил, что передача информации только на 7 % происходит за счет слов, на 38 % – с помощью звуковых средств (включая тон голоса, интонацию), и 55 % передается невербальными (несловесными) средствами. Однако в процессе общения мы часто не придаем этому должного значения.

Неязыковые средства, включенные в речевое сообщение, такие, например, как: распределение пауз, покашливания, смех, – изучает специальный раздел языкознания паралингвистика (от греч. πаρа – «около» ‑ «лингвистика» от лат. lingua – «язык»).

Такие ритмико-интонационные стороны речи, как высота голоса, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения, относятся к просодике (от греч. prosōdia – «припев», «ударение»).

То, как говорит человек – четко или невнятно, громко или тихо, выразительно или монотонно, – производит определенное впечатление на аудиторию. Так, например, высокий голос в сознании аудитории может связываться с молодостью и инфантильностью, а низкий – со зрелостью и мудростью. Однако такая характеристика голоса в реальности не является показателем психологических особенностей человека. В то же время громкость речи действительно психологически характеризует носителя имиджа – указывает на степень его активности.

Телесные проявления человека во время речи – жесты, мимика, походка, поза, контакт глазами – это кинесика (от греч. kinetikos – «двигательный»). Психологи сходятся во мнении, что через кинесику неконтролируемо проявляются подсознательные установки человека. Алан Пиз отмечает, что раскрытые ладони ассоциируются с честностью, но когда обманщик раскрывает вам свои объятия и улыбается, микросигналы его организма выдают его потайные мысли. Это могут быть суженные зрачки, поднятая бровь или искривление уголка рта. Все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке. Тем не менее, можно сознательно использовать отдельные жесты, работать над осанкой и походкой для оказания благоприятного впечатления на окружающих (или конкретную аудиторию).

Совокупность всех данных внешности – телосложение, рост, цвет волос, цвет кожи, состояние здоровья, прическа, одежда, макияж, аксессуары и т.д. – называется габитус (от лат. habitus – «внешность»). Именно особенности внешнего вида создают основу для формирования впечатления при первой встрече. К примеру, существуют устойчивые представления, что люди, обладающие квадратным подбородком, – волевые; имеющие высокий лоб – интеллектуалы. Так, костюм в деловой среде служит своеобразным кодом, по которому судят о солидности и надежности делового человека.

Поведение человека, связанное с тактильной системой восприятия, – рукопожатия, поцелуи, похлопывания, объятия и т.п., – такесика (от греч. «прикоснуться»). Часто особенности рукопожатия раскрывают характер человека и его отношение к своему собеседнику.

Пространственные условия общения, взаиморасположение собеседников – это проксемика (от греч. proksimos – «близкий»). Цари, короли не случайно всегда располагались выше своих придворных.

Запахи косметики и тела – это ольфакторные (от лат. olfactorius – «обонятельный») знаки.

Особенности почерка – размер букв, наклон, вычурность – могут связываться в представлении людей с определенными личностными особенностями воспринимаемого человека. Например, ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству, он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций, более открыт для понимания.

Личные вещи носителя имиджа – такие мелкие предметы, как ручка, ежедневник, мобильный телефон (его мелодия), и такие крупные, как машина, – могут раскрывать эстетический вкус, социальный статус человека и др.

Личное или рабочее пространство – дом, квартира (выбор места расположения, размер помещения, внутреннее обустройство), собственный кабинет или рабочий стол – также характеризуют его обладателя.

Хобби (увлечения) достаточно ярко высвечивают интересы и ценности личности. Творчество – картины, книги, статьи, коллекции одежды и т.п. – раскрывают индивидуальность человека.

Репутация (от лат. reputation – «обдумывание», «размышление») – общественная оценка, сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо.

Поведение или поступки, совершенные носителем имиджа, чаще всего непосредственно на глазах воспринимающей аудитории, дают основу для суждений о мотивах и ценностях человека.

О носителе имиджа могут судить также по его окружению: коллеги, супруг и друзья. Часто характеристики социального окружения человека приписывают ему самому.

Также знаковой информацией, формирующей имидж делового человека, может быть сайт или личная страница в Интернете (социальных сетях).

В процессе восприятия человек выделяет отдельные знаки имиджа, интерпретирует и обобщает их. Если они складываются в единый непротиворечивый образ, то у аудитории создается доверительное отношение к носителю имиджа.

Прежде чем демонстрировать свои деловые качества окружающим, необходимо выработать представление о себе. Для этого специалисты в области имиджелогии советуют начать с самоанализа: познания и принятия себя, формирования «Я-концепции».

«Я-концепция» (по Р. Бернсу) – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с его отношением к себе или к отдельным своим качествам.

Как указывают психологи, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твердой убежденностью в том, что вы располагаете к себе других людей, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я, или картиной Я. Для формирования представления о себе как о профессионале необходимо описать свои деловые качества. К ним относят те характеристики человека, которые особенно необходимы в работе: трудолюбие, ответственность, исполнительность, организованность, целеустремленность, творческий подход, коммуникативные способности, умение принимать решения, аналитические способности и др.

Следовательно, «Я-концепция» – это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя они не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению собственной неполноценности.

На самооценку влияют мнение человека о себе, суждения других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты. Самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств.

Однако отметим, что важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Для формирования адекватной самооценки о себе (личности, человеке) как о профессионале целесообразно проанализировать свои сильные и слабые стороны, описать «Я реальное» (представление о своих деловых качествах в настоящее время) и «Я идеальное» (представление о том, каким деловым человеком хотелось бы стать).

Анализ сильных и слабых сторон личности может выявить ваши способности и недостатки. Человек понимающий, в чем его сильные стороны, сознательно использует их и благодаря этому получает большую уверенность в своих силах. Если выявлены слабые стороны, то усиливается вероятность справиться с ними. Продолжительный и постоянный анализ помогает проследить динамику профессионального и личностного развития.

Проанализируйте сильные стороны:

• Какими сильными сторонами я обладаю?

• Что у меня получается лучше всего?

• Чего я могу достигнуть благодаря своим способностям?

• Вредит ли моим сильным сторонам то, что я работаю в другой области?

Изучите слабые стороны:

• Каково значение моих слабых сторон?

• С какими заданиями я постоянно не справляюсь?

• Существуют ли при многих слабых сторонах скрытые шансы на успех в других сферах деятельности?

• Смогут ли мои слабые стороны стать сильными в других областях?

Прежде чем начать анализ, необходимо внимательно понаблюдать за собой в учебе, работе. Например, записывать наиболее яркие проявления характера в своем поведении. Возможно обратиться к доверенным лицам, с просьбой понаблюдать за вами. Также можно пройти психологические тесты на определение уровня коммуникативных и организаторских способностей, умения разрешать конфликты и т.п. Благодаря этому сформируется ясное представление о собственных способностях, произойдет узнавание, в каких областях компетентны, а где имеются пробелы, таким образом возможно научиться концентрироваться на том, что получается лучше всего. После такого анализа останется выбрать средства демонстрации ваших деловых качеств и технологии продвижения делового имиджа.

Список использованных источников:

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск: Новое знание, 2002. – 328 с.

2. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2001. – 192 c.

3. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика.– М.: Ось-89, 2002. – 512 с.

4. Панфилова А.П. Имидж делового человека. – Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. – 490 с.

5. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли по жестам. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 272 с.

6. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – С. 5–44, 79–87, 102-116

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
19 21 22 23 24
25 26 28 29 30 31