Университет гражданской защиты

Людмила Буякевич: «Об использовании мобильных технологий интерактивного тестирования в образовательном процессе»

Людмила Буякевич: «Об использовании мобильных технологий интерактивного тестирования в образовательном процессе»

Людмила Буякевич: «Об использовании мобильных технологий интерактивного тестирования в образовательном процессе»

Людмила Буякевич: «Об использовании мобильных технологий интерактивного тестирования в образовательном процессе»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд доцента кафедры организации деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Людмилы Буякевич, к.ф.-м.н., доцента, на возможности использования мобильных технологий интерактивного тестирования в образовательном процессе.

В статье раскрываются важность тестирования обучающихся в педагогике и описывается возможность процедуры проверки тестов системами автоматизации, используя только смартфон.

В условиях рыночной экономики знания современного специалиста должны обладать определенными конкурентными преимуществами, конкурентоспособностью. В связи с этим, кардинальные перемены, происходящие в современном образовании – смена образовательных парадигм, внедрение личностно-ориентированного подхода к обучению, моделей развивающих педагогических технологий – делают крайне актуальной задачу обеспечения качества знаний обучающихся.  Контроль знаний обучающихся является одним из основных элементов оценки качества образования, важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Контроль – один из важнейших этапов в процессе обучения. Его правильная организация даёт возможность получить сведения о степени усвоения материала обучающимися, скорректировать процесс преподавания [1].

Для контроля знаний удобно использовать в процессе обучения тестирование. Педагогическое тестирование –  это форма измерения знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов. Педагогический тест – это инструмент оценивания обученности тестируемых, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Тесты не заменяют, а дополняют другие методы диагностики, а также могут им предшествовать. Так, например, эффективное применение активных форм и методов обучения возможно лишь при наличии у обучающихся определенной «критической массы» знаний, иначе непременно снизится уровень научности. А вот выявлять этот необходимый минимум первоначальной подготовки обучающихся удобно именно с помощью тестов, ведь оценить более-менее объективно знания и умения группы более двадцати человек за одно занятие, задав каждому всего лишь один-два вопроса, вряд ли под силу даже опытному преподавателю.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к активизации работы по усвоению учебного материала. 

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля.  Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности [1].

Таким образом, применение тестовых заданий в учебном процессе позволяет:

измерить уровень усвоения ключевых понятий учебной дисциплины, проверить совокупность методических знаний, умений и навыков обучающихся;

проверить большой объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаниям обучающихся;

оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить знания каждого обучающегося [2].

По технологии проведения тесты можно разделить на традиционные (бумажные) и компьютерные.

Компьютерное тестирование – тестирование с помощью компьютера, проводимое по специальной программе, обеспечивающей заданный порядок представления тестовых заданий и обработки результатов тестирования.

В настоящее время происходит широкомасштабное внедрение компьютерного тестирования в практику работы современного вуза. Процесс этот, однако, протекает не без трудностей и проблем. Одной из них, например, является и то, что для многих используемых в настоящее время тестов не всегда выполняется обязательная проверка качества их содержания, не говоря уже о проверке надежности и валидности на основе методов статистики [3].

Необходимым условием проведения компьютерного тестирования является наличие материально-технического обеспечения (соответствующие помещение, аппаратное оборудование, педагогические тесты, программные продукты и другие средства, необходимые для проведения и хранения результатов компьютерного тестирования).

Но что делать, если нет возможности обеспечить каждого обучающегося компьютером на каждом занятии? А необходимость и удобство проведения контроля знаний обучающихся в форме тестирования на каждом занятии очевидны, так как имеется тенденция сокращения аудиторных часов в образовательном процессе и всё больше вопросов учебных выносится на самостоятельную подготовку обучающихся. Но бюджет времени у преподавателя ограничен для проверки бумажных тестов.

В этом случае можно предложить преподавателю воспользоваться мобильными технологиями для проведения тестирования.

Для проверки подготовки обучающихся к занятию и проведения фронтального опроса удобно использовать мобильное приложение Plickers. Приложение используется преподавателем на смартфоне, в связке с ноутбуком. Plickers – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы обучающихся и упростить сбор статистики [4].

Камерой смартфона преподаватель сканирует поднятые обучающимися карточки с QR-кодами. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке (рис. 1). Преподаватель задаёт вопрос, обучающийся выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Преподаватель с помощью мобильного приложения сканирует ответы обучающихся в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа. В приложении сразу же показывается статистика распределения ответов по каждому обучающемуся и по всей группе.

Для работы с Plickers нужно: один мобильный телефон у преподавателя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers; набор карточек с QR-кодами (макеты карточек доступны для скачивания на официальном сайте приложения);  проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Live View (проектор в целом необязателен, но очень полезен, особенно для создания «вау-эффекта») (рис.2).

Использование Plickers на занятии позволяет преподавателю упростить себе работу и улучшить обратную с группой. Для обучающихся это приложение – своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных занятий и в игровой форме отвечать на вопросы. Самое главное, что Plickers – это очень простая технология, которая не требует специальных знаний у преподавателя для его использования.

Проверку тестов на бланках ответов удобно осуществлять с помощью мобильного приложения ZIPGrade, в основе которого лежит технология оптического считывания меток. Приложение позволяет сканировать ответы обучающихся и выдавать моментальный результат работы в процентах правильных ответов от общего числа вопросов (рис. 3). Привлекательность приложения состоит и в том, что в ZipGrade вы можете создавать тесты не только с множественным выбором, но и с несколькими вариантами (до трёх) правильных ответов. Мобильное приложение также позволяет просмотреть статистику ответов как по каждому обучающемуся, так и по всей группе, чтобы провести дальнейшую работу по закреплению материала. Итоги проверки сохраняются на сервисе. Вы можете получить в Ecxel данные на каждого обучающегося в отдельности или итоговые результаты всей группы.

Использование технологий интерактивного тестирования мотивирует обучающихся, так как они получают быструю обратную связь, им не приходится долго ждать результатов, как в случае ручной проверки. Можно сразу провести анализ работы для выявления сильных сторон и точек роста обучающегося.

Хочется отметить, что все положительные стороны компьютерного и традиционного тестирования проявляются лишь при соответствующем качестве теста. Разрабатывая и используя собственные тесты в повседневной работе, преподавателю следует стремиться соблюдать требования, предъявляемые к их форме, структуре и содержанию, а также к процессу проведения тестирования, чтобы получаемые результаты отражали действительную картину.

Таким образом, у современного преподавателя есть возможность доверять рутинные процедуры проверки тестов системам автоматизации, используя только смартфон, что даёт больше времени для творческой работы, саморазвития и дальнейшего профессионального роста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании /А.Н. Майоров. –  СПб.: Образование – Культура, 1998. – С. 150–155.

2. Бурхиева, А.Ц. Методические рекомендации по разработке тестов контроля качества обучения студентов: методические рекомендации / А.Ц. Бурхиева.  – с.Кижинга, 2017. – 21 с.

3. Сиренко, С.Н. Тестирование в системе методов контроля и оценки знаний в современном вузе / С.Н. Сиренко // Инновационные образовательные технологии. – 2010. – №2(22). – С. 44-51.

4. Останний, Д.О., Михайлов, Е.И. Технология интерактивного тестирования Plickers / Д.О. Останний, Е.И. Михайлов // Юный ученый. – 2018. – № 1. – С. 33-41. – URL https://moluch.ru/young/archive/15/1095/ (дата обращения: 20.10.2020).



Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 28
29 30 1 2 3 4 5