Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Кафедра ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС

Кафедра ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС

Кафедра ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС

Кафедра ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС

В рамках проекта #МЧСПомощьрядом мы продолжаем знакомить вас с теми, кто защищает нашу страну и граждан от чрезвычайных ситуаций и повышает уровень безопасности в обществе. Сегодня мы расскажем о кафедре ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС.

Каждая кафедра в Университете гражданской защиты МЧС вносит ценный вклад в формирование будущих специалистов. Кафедра, о которой мы вам расскажем, играет важную роль в развитии профессиональных качеств будущего огнеборца – это кафедра ликвидации чрезвычайных ситуаций. Знания, которые получают курсанты на кафедре – это буквально сундук с набором профессиональных качеств, присущих будущим руководителям тушения пожаров. Благодаря дисциплинам, которые преподают на кафедре, у будущих спасателей развивается тактическое мышление, стрессоустойчивость, умение мгновенно принимать решения в экстремальных ситуациях.

Кафедра тактики проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров создана в 1992 году в Высшем пожарно-техническом училище МВД Беларуси. Ее первым начальником стал Михаил Шишканов. В августе 2016 года подразделение реорганизовано в кафедру ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС. Сегодня его руководителем является Андрей Корускевич. За его плечами более десяти лет практической деятельности по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, восемь из которых он возглавлял центр оперативного управления Минского областного управления МЧС.

На кафедре преподают такие дисциплины, как организация и тактика тушения пожаров, тактика проведения аварийно-спасательных работ, а также первая помощь в ЧС.

– Профессорско-преподавательский потенциал кафедры сильный. У нас работают специалисты с огромным практическим опытом, что позволяет преподавать спецдисциплины не только опираясь на теоретические основы, но и личный опыт, –   рассказал начальник кафедры Андрей Корускевич.

Преподаватели делают всё для того, чтобы курсанты имели полное представление о будущей профессии. 

– Лучше мы шокируем курсантов в процессе обучения, чем они будут смотреть на профессию сквозь розовые очки. Нельзя допустить того, чтобы в момент происшествия спасатель растерялся, замешкался. Поэтому на нашей кафедре для курсантов мы стараемся смоделировать максимально приближенную к реальности ситуацию, иногда даже по памяти, – поведал Семён Сак, старший преподаватель кафедры. – У меня за плечами 20 лет практики, я, как никто другой знаю, чего ожидать. Но, как говорится, двух одинаковых пожаров не бывает, поэтому нам важно научить курсантов думать «холодной головой», но с горячим сердцем.

В разговор вступает доцент кафедры, кандидат технических наук Валерий Кобяк: 

– У нас в университете практико-ориентированный подход к образовательному процессу. Курсанты с 1 по 4 курс заступают на практику в учебную пожарную аварийно-спасательную часть на базе нашего вуза, выезжают на тушение реальных пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций как в городе Минске, так и в Минской области.

– Нашим курсантам после второго курса, при условии сдачи квалификационных экзаменов, присваивается восьмой квалификационный разряд по профессии «Спасатель-пожарный». То есть после второго курса у них уже есть рабочая профессия, – продолжает рассказ Семен Сак.

К слову, соотношение практики и теории на кафедре ликвидации ЧС равняется 80% к 20%, т. е. сразу после теории курсанты закрепляют ее на практике. Для этих целей в вузе созданы все условия.

– За кафедрой закреплены специализированные аудитории, позволяющие в формате деловых игр отработать теоретический материал. А еще теория отрабатывается на выездных практических занятиях на промышленных предприятиях, культурно-зрелищных учреждениях, объектах торговли, метрополитене и т.д., – рассказал Андрей Корускевич. – На территории университета есть и тренировочный комплекс проведения аварийно-спасательных работ и контейнерный модульный учебно-тренировочный комплекс, созданные кафедрой пожарной аварийно-спасательной техники при участии кафедры ликвидации чрезвычайных ситуация и учебной пожарной аварийно-спасательной части.

Кафедрой ЛЧС активно используется и полигон оперативно-тактической подготовки филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты МЧС, где каждый год в июле преподаватели и курсанты в течение трех недель живут в палаточном городке, а также днем и ночью отрабатывают действия по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций на учебных площадках полигона.

Порой во время пожара или ЧС для принятия решения есть всего одна секунда. Тушение пожара – это не просто «залить водой огонь», это огромный алгоритм определенных действий спасателя с момента получения сообщения о пожаре или ЧС, до его ликвидации. Как развивают стрессоустойчивость и тактическое мышление у будущих спасателей рассказал преподаватель кафедры Артём Морозов: 

– Для того чтобы научить будущего руководителя тушения пожара понимать глобальность сложившейся ситуации на пожаре, а также принимать грамотные решения по привлечению дополнительных сил и средств для его ликвидации, а также компетентно отдавать команды всем подразделениям в зоне ЧС на кафедре проводятся занятия в форме деловой игры.

Мы сейчас находимся в аудитории, которая разделена на три блока. Использование каждого блока направлено на то, чтобы курсанты учились ориентироваться в сложившейся ситуации и понимали, что стандартного решения задачи на пожаре нет. Есть определенный алгоритм действий прописанный в боевом уставе ОПЧС, но одинакового пожара не существует.

Все индивидуально. Принимать решения приходится буквально за секунду. И так, первый блок – это центр оперативного управления. Здесь принимают сообщение о пожаре или ЧС, анализирую его и передают по радиостанции в следующий блок.

Второй блок – это пункт связи пожарной аварийно-спасательной части, где диспетчер, получив сообщение о пожаре или ЧС подает сигнал тревоги, выписывает путевку на выезд пожарной аварийно-спасательной техники на пожар или ЧС и полностью сопровождает ведение радиообмена с подразделением на пожаре. В этом блоке есть кабинки, имитирующие кабину пожарной автоцистерны, где начальник смены, следую к месту вызова, также выполняет определенный алгоритм действий, которому мы курсантов и учим.

К слову, в любой момент преподаватель может «подкинуть» новую вводную. Курсант должен сориентироваться и правильно принять то или иное решение.

Третий блок – зона пожара или ЧС. Здесь руководитель тушения пожара используя свои знания должен правильно оценить ситуация и грамотно принять решение по использованию имеющихся сил и средств для тушения пожара или ликвидации ЧС. Сложность в том, что технические средства имитирующие крики, взрывы, стоны, горящее пламя всячески мешают психологически настроиться на работу, а также вводные, которые дает преподаватель сбивают курсанта. Это уже делается для того, чтобы в реальных условиях огнеборцам ничего не смогло помешать спасти человека и потушить пожар. Такие занятия длятся 6 часов.

Один в поле не воин. Работа спасателя – это значит треть жизни провести в коллективе. Преподаватели кафедры на своем личном примере показывают, что такое плечо ближнего, сплоченность, доверие, высокая степень ответственности, которая проявляется во всем и везде. Ведь в профессии спасателя доверие играет огромную роль. Спасатель должен четко понимать, что в любой ситуации его напарник придет ему на помощь. Без сплоченности не будет никакого результата.

Большинство преподавателей, которые работают на кафедре – это выпускники вуза МЧС, бывшие и действующие практики, с багажом практического опыта 5 и более лет. Кто-то оттачивал свой практический опыт в штабе пожаротушения и подразделениях минского гарнизона, а кто-то в Республиканском отряде специального назначения МЧС.

Нельзя не отметить и тот факт, что преподаватель Артем Морозов, обучаясь в адъюнктуре университета МЧС выиграл грант в республиканском конкурсе «100 идей для Беларуси», разработав прибор (ствол) который помогает эффективно бороться с пожарами. Проект, который защитил Артем Александрович – «Ствол пожарный ручной универсальный комбинированный «Викинг». В настоящее время ствол активно используется в подразделениях МЧС.

Для усовершенствования своих навыков и поддержания практического опыта преподаватели заступают на стажировку в боевые подразделения столичного гарнизона, а также в центр оперативного управления города Минска.

– Единственная женщина-преподаватель на кафедре ликвидации ЧС – Людмила Чиж, доцент, хирург со стажем более 20 лет. Она курирует блок оказания первой помощи пострадавшим в ЧС – ведет занятия по дисциплине «Первая помощь в ЧС», она же и создатель известного на всю страну фантомно-модульного комплекса, – рассказывает Игорь Шилов, старший преподаватель.

– Фантомно-модульный комплекс – это средство натурного моделирования и имитации различных патологических состояний организма пострадавшего в ЧС, он актуализирует профессиональный потенциал обучающихся по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, расширяет спектр методов и средств коммуникативности, позволяет повысить творческую активность личности обучающегося, реализовать мотивы и цели обучения в ходе профессиональной подготовки спасателя, – начала свой рассказ Людмила Викторовна. Она отметила, что фантомно-модульный комплекс в рамках дисциплины «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является одной из основ профессиональной подготовки спасателя. Он дает уникальную возможность эффективного и качественного обучения вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и является одним из факторов повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности спасателя, обеспечивает мотивацию, которая определяется стремлением к познанию, интересом и увлеченностью учебной деятельностью.

От теории к практике. Во время боевых дежурств в учебной пожарной аварийно-спасательной части курсанты не один раз выезжали на тушение пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, сталкивались с человеческой болью потери близкого человека и неоднократно оказывали помощь пострадавшим. Все это психологически тяжело неподготовленному человеку. Для психологической и профессиональной готовности будущих спасателей кафедрой ликвидации чрезвычайных ситуаций организована практика на базе Минской областной и 10-ой городской клинических больниц. Курсанты третьего курса стажируются в должностях младшего медперсонала приемных отделений этих больниц. Стоит отметить, что у истоков организации такой практики стояла и стоит Людмила Чиж.

– В свое время я поступал в медицинский университет в Минске, но не поступил. Тогда, как сейчас помню, маме сказал, что, если не в белом халате, то в «боёвке» буду спасать жизни людей и поступил в Командно-инженерный институт МЧС, – вспоминает Валерий Кобяк. – Настоящая гордость проявляется не когда мы учим и что-то объясняем на занятиях, а когда слышишь от начальника дежурной смены УПАСЧ или руководителя стажировки, что курсант отработал на 100% и кого-то спас, вынес из горящего дома и т.д. Вот за это по-настоящему испытываешь гордость и понимаешь, что труды нашей кафедры не проходят напрасно, – продолжает рассказ Валерий Викторович.

– Когда работаешь спасателем, то условно можешь спасти 100 жизней. Но вот другое дело, когда учишь – передаешь свой опыт, который впоследствии позволит спасти 1000 жизней, – такая точка зрения у работников кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций, что в очередной раз доказывает их профессионализм, компетентность и идейность преподавателя.

Галерея

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
29 30 31