Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Евгений Чумила: «О роли профессионально-прикладной физической подготовки в процессе становления будущих спасателей»

Евгений Чумила: «О роли профессионально-прикладной физической подготовки в процессе становления будущих спасателей»

Евгений Чумила: «О роли профессионально-прикладной физической подготовки в процессе становления будущих спасателей»

Евгений Чумила: «О роли профессионально-прикладной физической подготовки в процессе становления будущих спасателей»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд доцента кафедры физической подготовки и спорта, кандидата педагогических наук, доцента Университета гражданской защиты МЧС Евгения Чумилы на роль профессионально-прикладной физической подготовки в процессе становления будущих спасателей.

В статье рассмотрен порядок создания, функционирования и реорганизации образовательных учреждений, деятельность которых направлена на подготовку специалистов по предупреждению и ликвидации ЧС.

Обоснована роль профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в процессе становления будущего специалиста-спасателя, а также представлены перспективные направления совершенствования системы ППФП будущих специалистов МЧС.

В некоторых странах, в том числе и в Республике Беларусь, для преодоления последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказывающим негативное влияние на состояние безопасности жизнедеятельности людей было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). При проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на специалистов-спасателей воздействует ряд негативных факторов, требующих существенного нервного и физического напряжения. Необходимость оперативного и эффективного проведения работ, направленных на своевременное оказание помощи людям, эвакуации материальных ценностей, минимизации социально-экономического ущерба, и проводимых в условиях повышенного личностного риска, требует от специалистов МЧС отличного здоровья и высокого уровня развития специальных физических и психологических качеств. Формирование и совершенствование специальных физических и психологических качеств специалистов-спасателей осуществляется в процессе тактико-специальных учений, а также регулярных занятий по физической, аварийно-спасательной и боевой подготовке.

Кроме того, особое значение, при подготовке специалистов-спасателей, отводится видам спорта, обеспечивающим высокий уровень всесторонней физической подготовленности и профессионального мастерства, что свидетельствует о важности ППФП.

Для того, чтобы более глубоко понять суть изучаемой проблемы, ее надо рассмотреть в историческом аспекте.

Анализ литературных источников показывает, что в дореволюционной России в пожарной охране физической подготовке не уделялось должного внимания. В советский период мощным стимулом для улучшения физической подготовленности личного состава пожарной охраны являлся комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Уже через несколько лет после его внедрения отмечалось немало пожарных подразделений, весь личный состав которых имел значки ГТО [1].

В 1930 году в Советском Союзе был введен «Устав службы пожарной охраны», содержание которого определяло порядок организации пожарно-тактической и физической подготовки личного состава пожарной охраны. Для подготовки специалистов, способных противостоять огненной стихии, начали создаваться специальные учебные заведения пожарно-технического профиля. Также для подготовки специалистов пожарно-спасательного ведомства в 30-е годы начали активно проводиться наборы работников на узконаправленные курсы повышения квалификации.

В 1933 году в Минске на базе второй пожарной команды была сформирована пожарно-техническая школа. Обучались в ней один год и численность переменного состава составляла тридцать человек. Спустя два года срок обучения был продлен до двух лет и численность обучающихся составляла уже 60 человек. В то время это было единственное учебное заведение, которое готовило кадры для пожарной охраны нашей республики.

Наряду с быстрыми темпами по совершенствованию новых способов ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывались методики профессиональной подготовки пожарных, где особое место отводилось ППФП. С 1937 года начал культивироваться пожарно-прикладной спорт и систематически стали проводиться Всесоюзные соревнования с предшествующими им отборочными соревнованиями на первенство подразделений, команд, гарнизонов, областей, краев и республик. Таким образом, пожарно-прикладной спорт стал важной формой организации и осуществления физического воспитания пожарных.

В современный период в Республике Беларусь после получения ею независимости подготовка кадров осуществлялась на базе высшего пожарно-технического училища (ВПТУ) МВД.

После выведения военизированной пожарной службы из МВД и образования Министерства по чрезвычайным ситуациям в 2000 году было принято решение о придании учебному заведению статуса института. В марте 2000 г. ВПТУ было переименовано в Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь (КИИ МЧС). В этом же году было создано и Гомельское высшее командно-инженерное училище МЧС Республики Беларусь, которое в последующем было переименовано в Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь (ГИИ МЧС). Эти учебные заведения осуществляли подготовку специалистов в очной и заочной форме получения образования по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций».

Одной из важных задач, стоящих перед учебными заведениями в процессе организации образовательной деятельности являлось повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовленности обучающихся. Основные функции по выполнению данной задачи возлагались на профессорско-преподавательский состав кафедр пожарной аварийно-спасательной и физической подготовки. За период планомерного развития и становления кафедр достигнуты значительные успехи в подготовке кадров высшей спортивной квалификации. В учебных заведениях подготовлены Заслуженные мастера спорта и мастера спорта Республики Беларусь международного класса, многократные победители и призеры чемпионатов мира. Однако наряду с успехами по подготовке высококвалифицированные спортсменов-обучающихся учебных заведений МЧС прослеживался ряд проблем, прежде всего, связанных с недостаточным уровнем их общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.

В результате исследований, которые были организованы среди курсантов и студентов учебных заведений МЧС в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Концепция физической и психологической подготовки спасателей на основе моделирования опасных факторов чрезвычайных ситуаций» было установлено, что показатели общей и ППФП обучающихся за последние годы существенно снизились [2].

В 2016 году было образовано Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (УГЗ МЧС) путем объединения существующих учебных заведений этого ведомства – Командно-инженерного института, Гомельского инженерного института, Института переподготовки и повышения квалификации.

Новые организационные формы требовали модернизации содержания ППФП в УГЗ МЧС. Для этого нами были изучены особенности ее осуществления в зарубежных странах и проведены собственные исследования [2].

Перспективным направлением совершенствования системы ППФП специалистов МЧС является использование системного подхода. При проведении исследований объект представлялся как множество взаимосвязанных элементов. Особое внимание было обращено на определение отношений внутри изучаемого процесса. Ключевые характеристики объекта определялись свойствами его структуры и системообразующими звеньями. Выявлению подвергались процессы управления, т.е. способы влияния одних составных частей на другие. Особое место отводилось определению возможного поведения исследуемого объекта. Теоретической и методологической основой системного подхода выступил системный анализ. А многообразие принципов системного подхода нашло свое отражение во взаимосвязи с другими методологическими научными направлениями [3].

Одной из важных задач учреждений высшего образования является создание условий для всестороннего физического, духовного и умственного развития личности, формирование ее эстетических вкусов и идеалов. В этой связи совершенствование ППФП обучающихся УГЗ МЧС, основанное на использовании системного подхода является основополагающим звеном решения указанной задачи [3].

В настоящее время физическая подготовка обучающихся УГЗ МЧС предусматривает в основном комплексы упражнений и несложные двигательные действия общеразвивающей направленности, использование которых в процессе организации образовательной деятельности по дисциплинам спортивного профиля противоречит качеству подготовки специалиста в соответствии с потребностями государства. Это указывает на необходимость переориентации содержания общефизической подготовки с учетом профессионального формирования личности. Поэтому весьма актуальной представляется целевая разработка системы ППФП будущих специалистов ОПЧС Республики Беларусь [4, 5].

У нас в республике сейчас основным образовательным звеном защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является УГЗ МЧС.

Учебное заведение осуществляет подготовку специалистов по двум специальностям высшего образования первой ступени: «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» и «Пожарная и промышленная безопасность.

Содержание ППФП обучающихся УГЗ МЧС включает:

– теоретический блок, содержание которого направленно на формирование у обучающихся знаний о специфическом воздействии профессиональной деятельности на организм спасателей;

– выполнение упражнений специальной направленности в рамках утренней физической зарядки;

– выполнение упражнений профессионально-прикладной направленности при изучении учебных дисциплин «Физическая подготовка», «Пожарно-спасательный спорт», «Аварийно-спасательная подготовка», «Альпинистская подготовка», «Тактика проведения аварийно-спасательных работ»;

– проведение секционной работы по профессионально-прикладным видам спорта;

– проведение аттестации и квалификационных испытаний по упражнениям профессионально-прикладной направленности;

– проведение спортивных соревнований по прикладным видам спорта.

Основным недостатком содержательных компонентов ППФП обучающихся УГЗ МЧС является однородность ее содержательных компонентов, а также отсутствие четкого разграничения требований, предъявляемых к формированию профессионально значимых физических качеств и определенных особенностями предстоящих трудовых операций с учетом специальности по которой проходит обучение.

Важно отметить, что процесс сближения профессиональной деятельности и профессиональной подготовки является основой высшего профессионального образования, на что указывается в учебной программе по дисциплине «Физическая подготовка» для специальностей «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (ПиЛЧС) и «Пожарная и промышленная безопасность» (ПиПБ), где говорится что реализация принципа междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования должна обеспечивать его взаимосвязь с будущей социально-профессиональной деятельностью. Следовательно, программы должны разрабатываться на принципах профессионально-ориентированного подхода и разделения с учетом специфики будущей трудовой деятельности.

За последние десятилетия подготовлено значительное количество научно-методической литературы по физической подготовке специалистов МЧС. Вместе с тем, решению задач внедрения ППФП для специалистов МЧС с учетом специфики выполняемых операций не уделяется должное внимание. На сегодняшний день не установлены факторы, определяющие необходимость использования ППФП для обучающихся учебных заведений МЧС Республики Беларусь [6].

С целью решения данной задачи проведен анализ научной литературы, опрос ведущих специалистов в области физической подготовки работников силовых структур, а также опрос работников ОПЧС, трудовой стаж которых составляет более 10 лет. Что позволило представить профессиографическую характеристику специалиста МЧС, включающую ведущие способности и качества, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности и разработать структуру факторов, определяющих необходимость использования ППФП для обучающихся УГЗ МЧС [2, 6]. Всего в опросе участвовало 64 респондента (16 – специалисты в области физической подготовки военнослужащих, профессорско-преподавательский состав кафедр спортивного профиля; 48 – работники ОПЧС). Анализ экспертных оценок и ранжирование полученных данных проводилось на основании рекомендаций [7]. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.

 Таблица. Значимость факторов, определяющих необходимость использования ППФП для обучающихся УГЗ МЧС Республики Беларусь (n= 64)

Значимость

Факторы

Показатель, %

1

Необходимость развития профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности

20,4

2

Необходимость пополнения индивидуального фонда двигательных умений и навыков, способствующих освоению будущей профессиональной деятельности

17,2

3

Необходимость постоянного совершенствования и поддержания на высоком уровне двигательных способностей

15,2

4

Обусловленность будущей профессиональной деятельности физической дееспособностью

12,6

5

Зависимость времени на освоение специальности от разнообразия приобретенных двигательных умений и навыков

9,1

6

Повышение работоспособности, снижение показателей утомления и заболеваемости

8,4

7

Расширение функциональных резервов, необходимых для эффективного профессионального обучения

7,2

8

Необходимость выполнения общих задач, реализуемых в системе профессионального обучения

5,7

9

Ограничение влияния неблагоприятных факторов на организм обучающихся

4,2

В ходе исследования были установлены факторы, определяющие необходимость использования ППФП для обучающихся УГЗ МЧС. К наиболее значимым факторам по мнению респондентов относятся: необходимость развития профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности; необходимость пополнения индивидуального фонда двигательных умений и навыков, способствующих освоению будущей профессиональной деятельности; необходимость постоянного совершенствования и поддержания на высоком уровне двигательных способностей; обусловленность будущей профессиональной деятельности физической дееспособностью; зависимость времени на освоение специальности от разнообразия приобретенных двигательных умений и навыков. К менее значимым факторам респонденты отнесли: расширение функциональных резервов, необходимых для эффективного профессионального обучения; необходимость выполнения общих задач, реализуемых в системе профессионального обучения; ограничение влияния неблагоприятных факторов на организм обучающихся.

В результате проведенных исследований установлена высокая роль ППФП в процессе многолетнего становления учреждений образования и подготовки специалистов-спасателей к успешному выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Определена важная роль системного подхода в процессе совершенствования ППФП [8].

Применяемые методы исследования позволили выстроить структуру факторов, определяющих необходимость использования ППФП для обучающихся УГЗ МЧС.

Полученные результаты могут быть эффективно использованы в образовательном процессе УГЗ МЧС, а также в системе профессиональной подготовки работников ОПЧС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Черневич, Г. Л. Физическая подготовка пожарных / Г. Л. Черневич. – М.: Изд-во Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1953. – 256 с.

2. Чумила, Е. А. Повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов учреждений высшего образования МЧС Республики Беларусь : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / 
Е. А. Чумила. – Минск, 2016. – 213 л.

3. Жидких, В. П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов строителей : дис. … д-ра пед. 
наук : 13.00.04 / В. П. Жидких ; СибГАФК. – Омск, 2000. – 324 с.

4. Садовский, В. А. Концепция профессионально-отраслевой физической культуры специалистов железнодорожного транспорта / 
В. А. Садовский // Ученые записки. – 2010. – № 6 (64). – С. 73–79.

5. Юшкевич, Т. П. Обоснование необходимости совершенствования психологической и профессионально-прикладной физической подготовки курсантов Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь /
Т. П. Юшкевич, Е. А. Чумила // Мир спорта. – 2013. – № 2. – С. 39–44.

6. Лапин, В. В. Факторы, определяющие необходимость использования профессионально-прикладной физической подготовки для военнослужащих космодромов Российской Федерации / В. В. Лапин, Д. Е. Иващенко, 
Г. И. Чаплыгин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – 
№ 7 (137). – С. 57–60.

7. Чистяков, В. А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2 (132). – С. 197–201.

8. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 274 с.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
28 29 30 31