Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Анастасия Соколова: «Об информационно-образовательной среде современного университета»

Анастасия Соколова: «Об информационно-образовательной среде современного университета»

Анастасия Соколова: «Об информационно-образовательной среде современного университета»

Анастасия Соколова: «Об информационно-образовательной среде современного университета»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд методиста отдела мониторинга и аттестации учебно-методического центра Университета гражданской защиты МЧС Анастасии Соколовой, на современную информационно-образовательную среду университета.

В статье раскрывается актуальность и аксиологическая значимость информационно-образовательной среды формирующейся на основе образовательных ресурсов, научно-ориентированных технологий, способствующих изменению качества образования в современных условиях, отвечающим вызовам времени, так как именно образовательная среда аккумулирует организационно-методические средства, программно-технические средства хранения и передачи информации и знаний.

Современный формат общественных отношений в эпоху разновекторных геополитических процессов провоцирует трансформацию традиционных ценностей, актуализируя информационно-образовательную среду университета, что продиктовано необходимостью осмысления научно-педагогической общественностью фундаментальных вопросов, касающихся особенностей формирования информационно-образовательной среды и аксиологических ориентиров личности [1].

Актуальность данной проблемы, как считает автор, связана с тенденцией цифровизации в информационном обществе, а также инновационным развитием системы образования в Республике Беларусь.

Акцентируя внимание на особенностях формирования информационно-образовательной среды современного университета необходимо учитывать следующее: во-первых, происходящие социально-политические изменения, детерминированные пандемией, системной конфронтацией в биполярном мире и преобладанием дистанционной коммуникации, объективно изменяют информационно-образовательную среду университета [2, с. 5]. И в этот исторический момент традиционные ценности приобретают особое значение для социума, так как являются залогом стабильности и устойчивого развития Республики Беларусь. И, видимо поэтому, в калейдоскопе разновекторных событий, происходящих под воздействием набирающих силу кризисных явлений «… в современных мировых международных отношениях стала беспредельная по содержанию и методам информационно-психологическая война» [3, с. 91].

Во-вторых, противоречивая социальная реальность специфическим образом влияет на социум, изменяя общественное сознание, корректируя поведение человека, что должно инициировать аксиологические ориентиры личности (честь, долг, патриотизм, ответственность, совесть) [4, с. 9]. Диапазон современной научной полемики относительно дефицита гражданственности и патриотизма в эпоху гибридных войн очень широк. Именно поэтому сегодня научно-педагогической общественности необходимо обратить особое внимание на гражданско-патриотический и политико-правовой аспекты при формировании информационно-образовательной среды современного университета, минимизирующей «… неблагоприятные условия, создаваемые информационным обществом» [5, с.11].

В-третьих, наиболее влиятельным и масштабным субъектом воздействия на информационное общество продолжает оставаться государство, как приоритетный базовый социальный институт. Именно универсальность государственного воздействия на общественные отношения, как гаранта стабильности, правопорядка, минимизации конфликтогенного потенциала в информационном обществе и акцентуации на традиционных ценностях, а также инициировании обществоведческо-образовательного компонента в университете.

Информационно-образовательная среда формируется на основе образовательных ресурсов, научно-ориентированных технологий, способствующих изменению качества образования в условиях цифровизации, так как именно образовательная среда аккумулирует организационно-методические средства, программно-технические средства хранения и передачи информации, знаний.

Информационно-образовательная среда университета в эпоху гибридных войн должна быть нацелена на разработку новых образовательных стандартов, синтезирующих обществоведческо-образовательный компонент научных знаний: экономики, философии, идеологии, политологии, психологии, этики, права, социологии, выступающие базовыми компонентами.

Информационно-образовательная среда университета должна формировать социально-ориентированные характеристики обучающихся, что может и должно реализовываться в интеграционных учебных программах (курсах) и обществоведческо-образовательном компоненте (совокупность гуманитарного, технического и правового аспектов) при условии, что основным элементом будет соотношение максимально адаптированной междисциплинарной модели.

Актуализируя в данной статье вопросы, связанные с информационно-образовательной средой современного университета, необходимо обратить особое внимание на два аспекта:

1) доминирование позитивно-креативной направленности информационно-образовательной среды с акцентом на обществоведческо-образовательном компоненте (экономика, философия, идеология, психология, право, логика, политология, культурология, религиоведение) и его приоритетности;

2) целенаправленное формирование (образование и воспитание) гражданина-патриота в процессе реализации адаптированной (конгруэнтной) междисциплинарной модели, имеющее прямое отношение к стабильности и устойчивому развитию современной Республики Беларусь.

В эпоху гибридных войн социум становиться особенно непредсказуемым, агрессивным, а значит, гуманизм и традиционные ценности приобретают сегодня особое значение, так как являются залогом мира и прогресса информационного общества. Особенностью формирования информационно-образовательной среды в информационном обществе является применение инновационных психолого-педагогических технологий, которые обеспечивают планирование и мониторинг образовательного процесса (создание, поиск, сбор, анализ, обработка, хранение, предоставление информации), а также характеризуют дистанционное взаимодействие учреждений образования. Доминирование комплексного подхода общественно-гуманитарной направленности при формировании информационно-образовательной среды университета, а также нацеленность системы образования в Республике Беларусь на реализацию аксиологического потенциала современной личности, характеризуют интегративно-гуманистическую направленность внедрения в учебно-воспитательный процесс адаптированной междисциплинарной модели, связанной с ценностями [7, 48].

В итоге, одним из основополагающих факторов, детерминирующим направленность развития современного информационного общества, является информационно-образовательная среда университета, влияющая на аксиологическую рефлексию современной личности [8, с. 50], так как использование «…  компьютеров, планшетов, смартфонов стало неотъемлемой частью жизни» [9, с. 36]. И, видимо, настало время для инициирования более активной реализации адаптированной междисциплинарной модели. И сложно не согласиться с тем, что сегодня научно-педагогическому сообществу необходимо предложить инновационную проекцию, которая «… может стать гуманистически ориентированной стратегией поэтапного развития уже осуществляющейся модернизации…[10, с.12].

Список литературы: 

1.  Хроколов В.А., Соколова А.А. Безопасность личности, общества и государства: информационно психологический аспект / В.А. Хроколов, А.А. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018, № 1. С. 27-47.

2.  Богданов А.Н. На пороге биполярного мира? О перспективах системной конфронтации в XXI в. / А.Н. Богданов // Власть. 2015, № 2. С. 5-10.

3.  Гайшун А.Н. Меняющийся облик мира: конфликты интересов силы и шансы для постсоветских стран / А.Н. Гайшун // Белорусская думка. 2019, № 3. С. 91-96.

4. На минской волне безопасности // Белорусская думка. 2019, № 9. С. 9-11.

5. Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии // В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин, И.Ю. Алексеева и др. // Вопросы философии. 2012, № 12. С. 4-24.

6.  Соколова, С.Н., Соколова А.А. Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека: сигма безопасности / С.Н. Соколова, А.А. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017, № 2. С. 24-29.

7.  Хроколов В.А., Соколова А.А. Антропологический кризис в информационном обществе и безопасность личности // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018, № 2. С. 48-54.

8.  Евстафьев В.А., Соколова С.Н. Современное общество: духовные аспекты информационной безопасности личности / В.А. Евстафьев, С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2016, № 1. С. 49-55.

9.  Грошева Е.К., Невмержинский П.И. Информационная безопасность: современные реалии / Е.К. Грошева, П.И. Невмержинский // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017, № 3. С. 35-37.

10.  Лапин Н.И. Человеческая цивилизация перед выбором конфигурации фундаментальных ценностей / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2015, № 4. С. 5-13.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
28 29 30 31