Университет гражданской защиты

Татьяна Ковалева: «Интерактивные методы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий»

Татьяна Ковалева: «Интерактивные методы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий»

Татьяна Ковалева: «Интерактивные методы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий»

Татьяна Ковалева: «Интерактивные методы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд профессора кафедры современных языков, кандидата филологических наук, доцента Татьяны Ковалевой и преподавателя кафедры Татьяны Ромашевич на интерактивные методы обучения иностранному языку.

Информационно-образовательная среда отражает основные черты действительности и меняется с развитием общества. В современном мире к основным парадигмам образования относятся личностно-ориентированное обучение, индивидуализация учебной деятельности, мотивация обучающихся, саморазвитие и самостоятельная работа обучающихся.

Однако в последнее время требования, предъявляемые к системе образования, обусловлены не только развитием общества, но и сложившейся эпидемиологической обстановкой. Возникла объективная необходимость реализовывать образовательный процесс при отсутствии непосредственного контакта с обучающимися. Согласно данным Статистического института ЮНЕСКО более 1,5 миллиарда обучающихся не посещали школу по причине вспышки COVID-19. [1] Попыткой решить эту проблему стало использование дистанционных форм получения образования. В последнее десятилетие дистанционное обучение получило довольно широкое распространение, тем не менее, его использование в массовом масштабе выявило ряд проблем, решить которые необходимо в ближайшее время.

Обучение иностранному языку на онлайн платформах имеет свои особенности. Они связаны с тем, что главным компонентом процесса является не усвоение определенной информации, а развитие различных видов речевой деятельности, т.е. формирование и развитие коммуникативных и речемыслительных навыков [2].

Формы обучения тесно связаны с методами и приемами обучения. Некоторые формы обучения диктуют использование определенных методов, и наоборот отдельные методы и приемы могут быть применимы или неприменимы в конкретных условиях обучения.

Один из критериев классификации методов обучения как в очной, так и в дистанционной форме – это степень участия педагога и обучающего в постановке и решении учебных задач. На основании этого критерия выделяют пассивный метод, активный метод  и интерактивный метод. Схематически эти подходы можно представить следующим образом.



Интерактивное обучение - это педагогический подход, который способствует активному участию обучающихся в процессе получения образования. В отличие от традиционных форм (например, классическая лекция или семинар), в рамках которых активность студентов не предусматривается или выражается в незначительной мере, интерактивное обучение реализуется под руководством самих студентов и с учетом их пожеланий.

Цель интерактивного обучения заключается в том, чтобы ориентировать обучающихся на самостоятельную выработку стратегий получения знаний, умений и навыков. Как утверждал легендарный китайский мудрец Лао-Цзы, если ты однажды дашь человеку рыбу, он насытится один раз, но если ты научишь человека рыбачить – он будет сыт всю свою жизнь. Научить учиться, то есть самостоятельно находить, извлекать, усваивать и использовать знания – это и есть суть интерактивного подхода. Теоретики такого подхода выступают за индивидуальный учебный план со стратегиями обучения, активно поощряющими личное участие, постановку и решение проблем самими обучающимися. Как видим, интерактивный метод или интерактивный стиль обучения предполагает взаимодействие между педагогом и обучающимися, взаимодействие обучающихся внутри группы, а также взаимодействие групп с педагогом. Интерактивные теории обучения тесно сопряжены с холистическим подходом «holistic learning» или теорией «сенсорно-насыщенного» подхода, который стремится стимулировать ученика в целом, глубоко затрагивая его чувства.  Согласно своему основному принципу, эффективное холистическое обучение должно задействовать все элементы личности, включая интеллект, эмоции и интуицию. [3]

Основные виды деятельности на дистанционных занятиях не отличаются от контактных видов деятельности, однако предполагают большую самостоятельность обучающихся. Организация дистанционного обучения предусматривает проявление интерактивности на трех уровнях:

- между преподавателем и обучающимся;

- между самими обучающимися;

- между обучающимися и средствами обучения, которые также предполагают интерактивность.

Интерактивные методы обучения не только развивают коммуникативные умения и навыки, но и способствуют установлению эмоциональных контактов между участниками процесса. Целесообразным в этом плане является создание условий для возникновения контактов внутри группы и организация деятельности, связанной не только с обучением, но и общением на другие темы. Например, создание на платформе форумов, групп взаимопомощи, виртуальных кафе. Это не только помогает усвоить учебный материал, но и положительно влияет на мотивацию обучающихся, что особенно важно при дистанционном обучении.

Технологии дистанционного обучения развиваются по мере совершенствования технических средств и носителей информации. В связи с необходимостью организовать массовое дистанционное обучение наряду с давно существующими платформами Moodle, Google Classroom, Google Docs, Google Jamboard, WebTutor, iSpringLearn начали активно использоваться сервисы Zoom,  Viber и Skype для проведения онлайн-занятий.

В Университете гражданской защиты для проведения занятий, текущего и итогового контроля, а также семинаров повышения квалификации активно используются Zoom-конференции. Этот сервис позволяет преподавателю использовать парные, групповые, коллективные формы деятельности в условиях не физического, а виртуального взаимодействия, то есть реализовывать интерактивность.

Для проведения онлайн-занятий необходимо подготовить учебный материал таким образом, чтобы его было удобно использовать в онлайн-формате. Наиболее простой путь – проводить занятия так, как это делалось в очной форме. Обучающиеся занимаются по печатным учебникам, а преподаватель включает демонстрацию экрана в Zoom, чтобы показать определенные страницы учебника, запускает подготовленную презентацию в Power Point или видеоматериал к занятию.

Чтобы активнее вовлекать обучающихся в процесс обучения, преподаватель может использовать специальные возможности интернет-сервисов. Например, во время занятия обучающиеся выполняют упражнения в интерактивных учебниках, редактируют тексты, используя Kami, OneDrive или SharePoint, проводят мозговой штурм с помощью Padlet. Сервисы  Google Jamboard, Stoodly, Scratchwork позволяют проводить занятия с использованием интерактивной доски в дистанционной форме. Такая работа требует более серьезной подготовки с технической точки зрения. Все сервисы должны быть заранее установлены у всех обучающихся, а материалы занятия должны содержать гиперссылки на задания в различных сервисах. Кроме того, если обучающиеся не знакомы с работой выбранных сервисов, во время занятия будут возникать непонимание и задержки, а также возможно негативное отношение к незнакомому и непонятному формату занятия.

Определенный опыт использования информационных технологий для оперативной реализации образовательных задач в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, по меньшей мере, выявил условия «sine qua non» «то, без чего невозможно» осуществление эффективного интерактивного дистанционного образовательного обучения. Среди них:

Технические условия

- виртуальная платформа, целесообразная с точки зрения решения определенных педагогических задач;

- доступ в Интернет и его стабильная работа;

- наличие современных компьютеров, камер, наушников и других технических средств, необходимых для проведения занятия;

- продуманная и эффективная схема взаимодействия участников учебного процесса.

Методические условия

- методическое обеспечение, то есть наличие текстовых и аудио-визуальных учебных материалов в совместимых форматах;

- удобная и объективная система тестирования и контроля;

- квалифицированные преподаватели, умеющие применять различные интерактивные методы и технологии дистанционной формы обучения, владеющие не только своей предметной областью, но и информационными технологиями.

Психологические условия

- мотивация педагога для разработки качественных учебных материалов;

- индивидуально-психологические особенности обучающихся, т.е. самодисциплина, сознательность и самостоятельность;

- доброжелательная атмосфера виртуальных контактов.

Быстрое развитие информационных технологий и вызовы современного мира вносят свои коррективы в технологии и методы обучения, подталкивая к переосмыслению и совершенствованию традиционных форм и приемов. Объективная необходимость реализовывать образовательный процесс при отсутствии непосредственного контакта с обучающимися заставила по-новому взглянуть на такие информационные ресурсы как электронная почта, интерсетевые мессенджеры, Zoom-конференции, BigBlueButton on-line конференции, Skype. Какое место в классификации методов обучения должны занимать эти формы? К какому из типов (активный, пассивный, интерактивный) можно их отнести? Каковы их преимущества, недостатки, эффективность и перспективы? Чем будет отличаться дискуссия, проведенная в аудитории, от дискуссии, проведенной в ZOOM?  Эти вопросы еще ждут своего осмысления, и ответы на них не будут однозначными.

Литература:

1. Образование: от закрытия учебных заведений до возобновления их работы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.unesco.org/covid19/educationresponse Дата доступа: 02.10.2020
2. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 160 с.
3. Rebecca Renner Interactive Learning [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ehow.com/info_7953175_theories-interactive-learning.html#ixzz2rJnbRKSJ Дата доступа: 02.10.2020

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Июнь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31
10 11 12 13
14 15 17 18 19 20
21 22 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4