Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Семен Сак: «Дистанционное обучение как форма подготовки специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности»

Семен Сак: «Дистанционное обучение как форма подготовки специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности»

Семен Сак: «Дистанционное обучение как форма подготовки специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности»

Семен Сак: «Дистанционное обучение как форма подготовки специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд представителей кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС: старшего преподавателя Семена Сака, доцента Людмилы Чиж, преподавателей Артема Морозова и Петра Ропота, а также начальника кабинета Андрея Гницевича на дистанционное обучение специалистов по направлению оперативно-тактической деятельности. В статье поднимаются вопросы функционирования программного обеспечения тестирующего контроля «Тактическая подготовка руководителя тушения пожара», разработанного на кафедре, а также приводится анализ существующих тестирующих систем.

В настоящее время оценка качества реализации образовательной программы обучения работников Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь является актуальным направлением в силу возросшего числа требований, предъявляемых к специалисту в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одной из форм данной образовательной программы является самостоятельная подготовка [1]. Значительную роль в получении качественного самообразования играет дистанционное обучение, благодаря своей доступности, массовости, возможности совмещения учебы и работы.

Так, например, в образовательном процессе вузов Республики Беларусь уже давно заняли свою нишу различного рода тестирующие программы и комплексы, на базе которых реализуются как функции контроля знаний обучающихся, так и функции обучающего компьютерного тренажера. Необходимо отметить, что тестирование, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционными формами оценки знаний: объективность при оценивании, одинаковые для всех тестируемых критерии, уменьшение психологического воздействия на обучающихся, трата меньшего количества времени. Тесты признаны на государственном уровне как эффективное средство контроля знаний, о чем свидетельствует централизованное тестирование как элемент вступительных испытаний в вузы.

На рынке образовательных услуг существует множество тестовых систем: ACT-Тест [2], OpenTEST2 [3], UniTest System [4], Ассистент2, УТК, MyTest X и др. Все эти программные продукты и аналогичные им позволяют проводить тестирование off- и online, создавать как отдельные тесты, так и тестовые блоки. Многие из них состоят из администраторской и клиентской части: администраторская часть позволяет создавать и редактировать базу данных тестовых вопросов, проведения тестирования по сети с последующим выводом отчета; клиентская часть осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем. Однако, несмотря на ряд очевидных достоинств, перечисленные программные продукты имеют недостатки.

Так, большинство продуктов, представленных на рынке, реализованы только для операционной системы Windows, в то время как существует необходимость создания тестирующего комплекса, работающего как в среде MS Windows, так и под управлением операционной системы Android, так как это значительно повысит мобильность программного продукта. Система тестирования знаний OpenTEST2 функционирует только в контрольном режиме. В системе отсутствует возможность вызова справочной информации и руководства пользователя, поэтому функция обучения не реализована в должной мере.

Многие программные продукты, представленные в Интернете, являются коммерческими, требуют регистрации на сайте разработчиков, снабжены контекстной и баннерно-медийной рекламой. По этой причине из всего многообразия тестирующих систем сложно выбрать необходимый продукт, не требующий от пользователей особых навыков и позволяющий администратору самостоятельно дополнять и редактировать базу данных тестовых вопросов.

В 2018 году государственным учреждением образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» и Обществом с ограниченной ответственностью «БСВТ-новые технологии» проведена разработка и внедрение программного обеспечения тестирующего контроля «Тактическая подготовка руководителя тушения пожара» (далее – программа) [5]. В данной работе будет впервые представлено описание программы.

Основная часть. Целью работы являлась разработка и внедрение программного обеспечения, позволяющего осуществлять контроль знаний посредством проведения тестирования пользователя. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- разработана и наполнена программа, включающая в себя вопросы по 6 направлениям ежедневной деятельности начальника дежурной смены;

- в базу данных разработанной программы внесено более 900 вопросов по 24 тестирующим блокам;

- программа прошла тестовую апробацию в учреждении «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, государственном учреждении «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», Управлении аварийно-спасательных служб и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, учреждении «Минское городское управление» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

Полученный программный продукт представляет собой установочный дистрибутив программы в двух конфигурациях: администраторской и пользовательской. Программа реализована для операционной системы Android и для системы, работающей под управлением Windows 7 и выше (32-х и 64-х разрядной). Конфигурация программы для администратора позволяет создавать и редактировать базу данных тестовых вопросов. Пользовательская конфигурация программного обеспечения позволяет осуществлять контроль знаний посредством проведения тестирования пользователя с применением заданий открытого и закрытого типов, заданий на установление соответствия, заданий на установление правильной последовательности.

После запуска и загрузки программы отображается окно, которое показывает список доступных для выбора блоков тестирования.Выбор блока сопровождается проверкой обновлений базы данных и медиафайлов. Процесс обновления сопровождается отображением прогресса получения новых данных.

Главное окно блока тестирования позволяет выбрать режим тестирования из двух предложенных: обучающий и контрольный.


Особенности обучающего режима:

- время не ограничено;

- отображение верных и неверных ответов происходит во время прохождения тестирования;

- используются все вопросы из выбранных тем.

Формирование теста в обучающем режиме осуществляется путем выбора одного из следующих вариантов: одного или нескольких разделов (по вертикали), одной или нескольких категорий (по горизонтали), раздела и категории одновременно, а также конкретной темы на пересечении раздела и категории (рис. 2).


Особенности контрольного режима:

- время ограничено (сокращенный - 5 минут, оптимальный - 10 минут, расширенный - 25 минут);

- допустимое количество неверных ответов (сокращенный - 1 неверный ответ, оптимальный - 2 неверных ответа, расширенный - 5 неверных ответов);

- отображение неверных ответов происходит после прохождения теста;

- используется выборка вопросов на основе размера теста из всех разделов и категорий.

В контрольном режиме формирование теста осуществляется путем выбора соответствующего размера. По каждому размеру программа из всей базы данных тестирующих вопросов в случайном порядке выбирает следующее количество вопросов:

- сокращенный - 10 вопросов;

- оптимальный - 25 вопросов;

- расширенный - 50 вопросов.

В окне прохождения тестирования отображается текст вопроса с вариантами ответов, кнопка отправки ответа и графические элементы навигации по списку вопросов. Для проведения расчетов представлен специальный формульный калькулятор (рис. 3,4).


Завершение теста приводит к переходу в окно результатов. Следует учитывать, что все не отвеченные вопросы будут трактоваться как неверные.

Вопросы, представленные в тестах, имеют различные типы, отличающиеся как отображением, так и алгоритмом ответа на них. Независимо от типа вопроса, подтверждение ответа на него сопровождается нажатием на кнопку «Ответить».

В текстовых и графических вопросах необходимо выбрать один или несколько вариантов из предложенных. Выбор варианта ответа осуществляется нажатием на соответсвующий элемент, а повторное нажатие на элемент снимает выбор.

В вопросах-последовательностях необходимо расставить ряд понятий или объектов в правильном порядке. Нажатие на элемент предложенного ряда добавляет его в последовательность, присваивая ему очередной порядковый номер. Повторное нажатие на выбранный элемент удаляет его из последовательности, автоматически перестраивая последовательность (рис. 5).


В вопросе на соответствие необходимо составить последовательность таким образом, чтобы номера элементов нижней панели верно соотносились с номерами элементов верхней панели. Нажатие на элемент добавляет его в последовательность, присваивая ему очередной порядковый номер. Повторное нажатие на выбранный элемент удаляет его из последовательности, автоматически перестраивая последовательность (рис. 6).


В текстовых вопросах открытого типа необходимо ввести правильный ответ в соответствующее поле. В качестве разделителя дробной части может использоваться как точка, так и запятая.

По завершению выполнения теста отображается окно результатов прохождения тестирования с выводом информации о затраченном времени, количестве вопросов в тесте, количестве верных и неверных ответов (рис. 7).


При наличии неверных ответов доступны кнопки просмотра ошибок и детального отчета. Окно просмотра неверных ответов предоставляет информацию о вопросах, в ответах к которым были допущены ошибки, с отображением правильных вариантов ответов.

Детальный отчет предоставляет информацию о вопросах по каждой категории, а также правильность ответов на них (рис. 8).


Заключение.

Разработанный программный продукт представляет собой кроссплатформенное программное обеспечение тестирующего контроля, позволяющее проводить контроль знаний и обучение работников Министерства по чрезвычайным ситуациям по направлению оперативно-тактической деятельности.

Программа представлена в двух конфигурациях: администраторской и пользовательской. В режиме администратора программное обеспечение позволяет разрабатывать новые блоки тестирующей информации, а также актуализировать существующие. Также администратор имеет возможность упорядочивать тестовые задания по категориям и подкатегориям. В режиме пользователя программа позволяет осуществлять обучение и контроль посредством проведения тестирования пользователя с применением заданий открытого и закрытого типов, заданий на установление соответствия, заданий на установление правильной последовательности, упорядоченному набору и т.д.

Взаимодействие пользователя с модулями программного обеспечения осуществляется посредствам визуального графического интерфейса, который соответствует современным эргономическим требованиям и обеспечивает удобный доступ к основным функциям и операциям. Кроме того, все экранные формы интерфейса выполнены в едином графическом дизайне, с одинаковым расположением основных элементов управления и навигации.

Таким образом, программа имеет конечный вид и может быть использована в органах и подразделениях МЧС Республики Беларусь, учреждениях образования МЧС Республики Беларусь, а также в других учебных и научных организациях.

Литература.

1. Инструкция по организации профессиональной подготовки в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь от 17 апр. 2013 г. № 102: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 янв. 2019 г. – Минск: 2017. – 45 с.

2. Независимый Центр тестирования качества обучения [Электронный ресурс] / АСТ-ТЕСТ 4 - система компьютерного адаптивного тестирования. – Москва, 2019. – Режим доступа: http://www.ast-centre.ru/testirovanie/ast_test. – Дата доступа: 28.04.2019.

3. Тестовый центр студентов [Электронный ресурс] / Компьютерное тестирование студентов OpenTEST 2. – Киев, 2013. – Режим доступа: http://opentest.com.ua. – Дата доступа: 28.01.2019.

4. Бюро по разработке программных решений [Электронный ресурс] / UniTest System – программное обеспечение для автоматизации компьютерного тестирования. – Иркутск, 2018. – Режим доступа: https://sight2k.com/rus/unitest. – Дата доступа: 28.04.2019.

5. Программное обеспечение по тактической подготовке руководителя тушения пожара. Формуляр. – М.: ООО «БСВТ-новые технологии». – 4 с.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
29 30 31