Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Мария Ефимова: «О сложностях и перспективах преподавания дисциплины «Инженерная графика»

Мария Ефимова: «О сложностях и перспективах преподавания дисциплины «Инженерная графика»

Мария Ефимова: «О сложностях и перспективах преподавания дисциплины «Инженерная графика»

Мария Ефимова: «О сложностях и перспективах преподавания дисциплины «Инженерная графика»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд преподавателей кафедры организации деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Марии Ефимовой и Андрея Цакунова на сложности и перспективы преподавания общепрофессиональной дисциплины «Инженерная графика».

В статье раскрываются особенности применения трехмерной графики и геометрического твердотельного моделирования в системе автоматизированного проектирования. Показано, что успешное изучение дисциплины «Инженерная графика» возможно только при совместной работе обучающегося и преподавателя.

Основная часть. Интеллект человека – главная движущая сила развития современного государства. Национальной системе образования принадлежит ключевая роль в формировании человеческого капитала, подготовке профессионалов для экономики знаний XXI века.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент А.Г.Лукашенко, характеризуя перспективные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, заявил: «Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества».

По словам белорусского лидера, «система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Надо научить учиться».

В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

Высшее образование, включает 52 учреждения высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности.

Одним из учреждений высшего образования является Университет гражданской защиты МЧС, который готовит будущие кадры в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям по специальностям «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» и «Пожарная и промышленная безопасность» с присвоением квалификации «Инженер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Специалисты в данной области должны иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Учитывая эти обстоятельства, при подготовке специалистов применяется особая система обучения, включающая целый комплекс образовательных и воспитательных методов формирования профессиональных компетенций. Особое внимание уделяется развитию у обучающихся способностей к самостоятельному анализу и мышлению в чрезвычайных ситуациях. Для этого будущим спасателям, в первую очередь, необходимо научиться правильно применять полученные знания на практике.

Одной из дисциплин модуля «Общеинженерный», преподаваемых и необходимых инженеру-спасателю, является дисциплина «Инженерная графика». Её изучение направлено на развитие пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений, проектированием, изготовлением и эксплуатацией машин, механизмов, а также современных зданий и сооружений, напрямую связанных с изображениями (рисунками, эскизами, чертежами). Эти требования ставят перед графической дисциплиной ряд важных задач в подготовке высококвалифицированного специалиста. Решить задачи – значит, обеспечить будущим инженерам-спасателям знание общих методов построения и чтения чертежей, вычерчивания большого числа разнообразных инженерно-геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических и других объектов.

Курс «Инженерная графика» – это комплекс учебных разделов, включающих в себя такие разделы, как «Начертательная геометрия», «Техническое черчение», «Машиностроение», «Компьютерная графика», «Строительное черчение». Эти разделы направлены на последовательное формирование знаний и умений у обучающихся, необходимых для освоения всех технических дисциплин, которые будут изучаться на последующих курсах.

Основная цель дисциплины – выработка знаний и навыков, необходимых специалистам для выполнения и чтения технических чертежей, выполнения эскизов деталей, конструкторской и технической документации производства, а также знание и умение пользоваться стандартами единой конструкторской документации (ЕСКД).

В настоящее время потенциально-приоритетными в графической подготовке обучающихся являются знания и навыки, связанные с машинной (компьютерной) графикой, умение работать в графических редакторах систем автоматизированного проектирования (САПР), разрабатывать чертежи в электронном виде на базе графических информационных технологий последнего поколения. С помощью мультимедийных средств на занятиях используются компьютерные графические иллюстрации, виртуальные модели графических задач, причем не только статические, но и динамические, с вращением их, а также необходимыми разрезами и сечениями различными плоскостями.

Обучающиеся знакомятся с системой автоматизированного проектирования АСКОН-КОМПАС-3D, широко используемой для автоматизации проектно-конструкторских работ в различных отраслях промышленности страны. Освоение примитивов и библиотек САПР позволяет решать одновременно, как прямые, так и обратные задачи инженерной графики.

Применение инновационных технологий и передовых методик обучения при изучении дисциплины «Инженерной графике» рождают не только радужные перспективы развития пространственного мышления и скорости и качества решения графических задач, но и ставит ряд проблем, как и перед преподавателями, так и перед обучающимися.

Основной проблемой при изучении инженерной графики является уровень подготовки обучающихся по данной дисциплине на уровне среднего образования. Все это происходит из-за разночтения учебных программ, сокращения часов, перевода обязательной дисциплины в факультатив, а зачастую и вовсе отсутствия данного предмета в школах. Итогом нестабильности отношения к предмету стало то, что обучающиеся находятся на разных уровнях восприятия пространства. Соответственно, изучавшие черчение в школе воспринимают новые знания более активно, заинтересованно и успешно. Не изучавшие – отстают!

Усугубляет данную проблему смена видовых особенностей человека при попадании в новую среду индивидуального развития. И это продолжается до устойчивого формирования и полной интеграции обучающегося в новую среду и усвоения всех ее требований. А пока, на начальном этапе обучения, из-за этого возникает пониженная работоспособность, заболеваемость, повышенная возбудимость, приводящая к ухудшению дисциплины, – это все результаты затрудненной адаптации. А, как следствие, ‑ может быть неготовность обучающихся к занятиям, потеря мотивации к изучению не только данной дисциплины, а также разочарование в выбранной профессии. Поэтому использование новых методик изложения учебного материала, проведение консультаций, дополнительных занятий, а также более тесное общение преподавателей и обучающихся необходимо начинать с самого первого дня учебы. Так, преподаватель должен проявлять повышенное внимание к психологическому климату на занятиях, наблюдать, как складываются взаимоотношения обучающихся, следить за успеваемостью, выполнением самоподготовки, тем самым дать возможность в полной мере влиться в режим внутреннего распорядка данного учреждения высшего образования.

Как следствие, дальнейшее углубленное изучение дисциплины «Инженерная графика» с применением инновационных методик систем трехмерной графики и геометрического твердотельного моделирования будет более привлекательна для самих же обучающихся.

Заключение. Классические методы изучения инженерной графики не только не устарели, но и становятся более актуальными в сочетании с мультимедийностью и компьютеризированными технологиями, что дает наилучшее восприятие обучающимися материала, а также умение применять современные технологии компьютеризации в тех или иных видах черчения. В данном случае компьютер является всего лишь мощным инструментом создания чертежей и не может заменить творческий процесс конструирования. Профессиональное совершенствование в области инженерной и компьютерной графики должно осуществляться непрерывно в процессе дальнейшего обучения, курсового проектирования, при прохождении производственной практики, а также при подготовке к последующей сдаче государственных экзаменов.

Успешное изучение дисциплины «Инженерная графика» возможно только при совместной работе обучающегося и преподавателя, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями. Данный методологический тандем приведет не только к формированию представлений о системах ЕСКД и СПДС, но и сформирует умение читать, оформлять и выполнять конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию, а также активизирует развитие пространственного мышления, интереса к предмету, вовлечение обучающихся в познавательный поиск, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию, развивать индивидуальные способности.

Список использованных источников

1. Верстаков, Е.В. Особенности преподавания дисциплины «Инженерная графика» / Е.В. Верстаков // Вестник Волгоградского государственного университета. ‑ 2012. ‑ Серия 6. Университетское образование, № 13. ‑ С 88 ‑ 91.

2. Русинова, Л.П. Развитие пространственного мышления у студентов в начале изучения курса «Начертательная геометрия» / Русинова Л.П. // Молодой ученый. ‑ 2012. ‑ № 3. ‑ С 391 ‑ 394.

3. Рукавишникова, Е.Л. О проблемах преподавания «Инженерной графики» студентам, не имеющим базовых знаний по черчению [Электронный ресурс] / Е.Л. Рукавишникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1099/ - Дата доступа: 02.02.2020.

4. Волченкова, Г.И. Роль инженерной графики при подготовке высококвалифицированных специалистов технического профиля [Электронный ресурс]: / Волченкова Г.И. // Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК. г. Ливны. - Режим доступа: http://lfostu.ucoz.ru/publ/problema_kachestva_obrazovanija_v_uslovijakh_fgos_3/3_pedagogicheskoe_mas.... - Дата доступа: 03.02.2020.

5. Образование – приоритетное направление социальной политики государства. [Электронный ресурс]: ‑ Режим доступа: https://ipo.grsu.by/obrazovanie-prioritetnoe-napravlenie-socialnoj-politiki-gosudarstva. - Дата доступа: 03.02.2020.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
29 30 31