Университет гражданской защиты

Людмила Чиж: «Об обучении курса «Основы первой помощи пострадавшим» в Образовательном Центре безопасности МЧС»

Людмила Чиж: «Об обучении курса «Основы первой помощи пострадавшим» в Образовательном Центре безопасности МЧС»

Людмила Чиж: «Об обучении курса «Основы первой помощи пострадавшим» в Образовательном Центре безопасности МЧС»

Людмила Чиж: «Об обучении курса «Основы первой помощи пострадавшим» в Образовательном Центре безопасности МЧС»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд доцента кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС Людмилы Чиж на процесс обучения курса «Основы первой помощи пострадавшим» в Образовательном центре безопасности жизнедеятельности МЧС.

Современные педагогические технологии с использованием фантомно-модульного комплекса дают уникальную возможность в Образовательном Центре безопасности жизнедеятельности формировать базис культуры безопасности жизнедеятельности и готовность обучающихся к оказанию первой помощи пострадавшим.

Первая помощь пострадавшим– это целесообразные действия, направленные на защиту, спасение жизни и здоровья пострадавшего. Умение оказывать первую помощь должно стать частью культуры поведения каждого гражданина. Основная задача оказания первой помощи сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, используя   любой шанс для спасения жизни человека.

Обеспечение безопасности   жизнедеятельности и сохранение здоровья, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней.

Главная задача формирования базиса культуры безопасности жизнедеятельности заключается в обучении специальным знаниям, умениям и навыкам выживания в различных жизненных ситуациях, правильным действиям в случае природных и техногенных катастроф, адекватному поведению в условиях экстремальных ситуаций.

Перспектива повышения здоровья населения, включая снижение заболеваемости и смертности, связана с ростом индивидуальной гигиенической, психогигиенической, духовно-нравственной культуры и оздоровительной активности. Индивидуальная культура здоровья, реализованная в гигиенических практиках и оздоровительной активности, способна в несколько раз снизить совокупные индивидуальные риски утраты здоровья.

Жизнь человека - бесценный дар. Террористические акты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы уносят тысячи человеческих жизней, и сегодня любой человек должен владеть навыками по оказанию первой помощи пострадавшим, иногда минуты и даже секунды становятся решающими в вопросе жизни или смерти.

Общественная практика дает все основания утверждать, что между школьными уроками и всеми большими и малыми, нынешними и прошлыми бедами есть не выдуманная, а настоящая, зачастую трагическая связь. Люди поступают так, как они были научены, в полном соответствии с теми нравственными ориентирами и ценностями, которые усвоили в юные годы. Занятия по отработке навыков первой помощи должны быть грамотными, информативными, запоминающимися и построены с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста.

Обучающемуся вопросам первой помощи необходимо вложить в руки   грамотность, в сознание – специальные знания, умения и навыки выполнения алгоритмов первой помощи пострадавшим(ППП) и уверенность в правильности осуществленных действий.

Современные педагогические технологии с использованием фантомно-модульного комплекса дают уникальную возможность в Центре безопасности жизнедеятельности формировать базис культуры безопасности жизнедеятельности.

Построение образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого обучающегося, возможно с применением новых образовательных технологий. Традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет заинтересовать и раскрыть все способности обучающихся, что влияет на качество знаний и умений.

В современных условиях в период возрастания объема информации обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Развитие общества требует новой системы образования: инновационного обучения, которое формирует способность к детерминации будущего, ответственности за него, веры в себя и свои знания. Существует ряд условий, от которых зависит формирование положительных мотивов учебной деятельности: осознание ближайших, непосредственных и конечных целей обучения, практическая значимость, эмоциональная насыщенность, познавательная ценность информации и формы.

Последовательная постановка задач убеждают обучающего в целесообразности каждого шага деятельности на занятиях, способствуют постепенному пониманию не только близкой, но и дальней перспективы использования знаний. Велико значение мотивов в формировании целостной личности, которой свойственно единство образа мышления и поведения. Мотивы выполняют двоякую функцию: побуждают и направляют практическую деятельность и придают ей субъективный, личностный смысл. Как социально-психологическое явление, мотивы обучаемого охватывают его социальные ориентации и убеждения, затрагивают стратегиче­скую ориентацию его поведения, играют роль действенной силы в целенаправ­ленной мобилизации духовного потенциала и творческих сил личности.

При изучении алгоритмов первой помощи существует диалектическое единство рационального и эмоционального стремления к познанию. Стремление к новым знаниям не является чисто рациональным явлением, оно связано с сильными эмоциями, обусловленными переживаниями и субъективным опытом. В зависимости от своеобразия проблемы, решаемой в результате познавательной деятельности, и индивидуальных особенностей личности, осуществляющей эту деятельность, эмоциональная сторона процессов познания складывается чрезвычайно разнообразно. Приобретенные знания связаны с переживаниями, учебная деятельность имеет эмоциональную сторону, которая в значительной мере определяет количество и качество восприятия учебного материала и удерживает его в памяти. Эмоционально мотивированным обучение становится в том случае, если учебный материал и сами занятия представляют интерес, что способствует значительной интенсификации учебного процесса.

Мотивация учебной деятельности одна из существенных детерминант успешного обучения, которая определяется организацией учебного процесса. Мотивируемые формы деятельности и взаимодействия составляют основу для развития всех сфер личности. Мотивация, вызванная познавательным интересом, способна поддерживать повседневную учебную работу и направлена к достижению компетентности. Ведущей формой положительной мотивации в сфере познания выступает познавательный интерес. Если для формирования индивидуального стиля трудовой деятельности важен сам факт наличия положительного отношения к деятельности, то в области познания особое значение приобретает качественная, содержательная сторона познавательного интереса, который способствует осознанию ценностной значимости изучаемых алгоритмов.

Решать вопросы обучения помогает использование технологии модульного обучения с использованием фантомно-модульного комплекса. Привлекательность технологии объясняется ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации и уровня самостоятельной занятости на занятиях, индивидуальный подход к обучению.

Содержание фантомно-модульного обучения состоит в обучении самостоятельно достичь цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.

Принципиальное отличие модульного обучения: материал разбивается на отдельные модули, каждый из которых является источником информации, и методом для ее усвоения. Модуль - это завершенная часть курса, которая заканчивается контролем знаний. Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью обучаемого в отдельности, дают определенное преимущество изучению материала, позволяя определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых алгоритмов по оказанию первой помощи пострадавшим.

Проведение курса «Основы первой помощи пострадавшим» по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях и постепенному освоению практических навыков. Преимуществом модульной технологии является значительное повышение качества подготовки обучающихся как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения; обеспечение высокой мотивации к процессу обучения; изменение деятельности преподавателя, которая становится более творческой, консультативной; с появлением гибкости и открытости, как формы организации процесса обучения.

При изучении курса по модульной системе необходимы условия:

·        четкая организация учебного процесса с постановкой целей и задач обучения всего блока;

·        использование фантомно-модульного комплекса, как средства натурного моделирования экстремальных состояний человека;

·        вовлечение обучающихся в самостоятельную деятельность по изучению алгоритмов первой помощи.

Модульная технология, относящаяся к интерактивным формам обучения, обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя. Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата – получение глубоких навыков по оказанию первой помощи пострадавшим, отвечающих требованиям государственных стандартов.

Для подросткового возраста характерны значительные сдвиги в мышлении и познавательной деятельности. На этапе развития причинно-следственных связей процессу обучения следует постепенно придавать проблемный характер, побуждать обучаемого мыслить и принимать правильные решения самостоятельно. Демонстрационно-практическая деятельность увеличивает и способствует развитию самостоятельного мышления, лучшему запоминанию, привлекательности изучаемого материала.

 Для активизации познавательной деятельности при изучении алгоритмов ПП, следует использовать знания физической, химической и биологической природы неотложных состояний пострадавшего, рассматривать этиологические причины тех или иных осуществляемых практических алгоритмов ПП, готовить обучаемых к самостоятельному прогнозированию возможных осложнений и осуществлять грамотную помощь в сложившейся экстремальной ситуации.

При обучении основам первой помощи необходимо опираться на психологические особенности подростков. Занятия должны строиться на развитии интереса и стремления к знаниям, уверенности в применении   полученного базиса знаний в будущей жизни.

Для повышения уровня подготовки обучающихся необходимо моделировать ситуации, близкие к реальной.

Обучение должно осуществляться в виде игровых занятий с имитацией на фантомных модулях различных неотложных состояний пострадавшего, полученных в результате экстремальных ситуаций.

Задача преподавателя заключается в умении дать глубокие знания и научить конкретным действиям по оказанию первой помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях, научить предупреждать и избегать несчастных случаев, правильно реагировать при невозможности их предотвращения.

Стадии процесса обучения курса.  

Начальная стадия – приобретение теоретических знаний. Для лучшего восприятия информации должны использоваться все каналы получения: визуальный, вербальный, тактильный. Вторая и третья стадии – закрепление полученных знаний и отработка практических алгоритмов ПП. 

В экстремальной ситуации одного умения недостаточно, необходим практический навык, выработанный в виде неоднократного повторения практического действия по выполнению алгоритмов.

Приобретенные навыки и умения, применяемые при изучении алгоритмов первой помощи, результат использования многоступенчатого метода обучения.

Первая ступень процесса обучения – преподаватель, опираясь на полученные обучающимися теоретические знания, показывает, как правильно выполняется практический   алгоритм оказания первой помощи, и отвечает на вопросы обучающихся.

Вторая ступень – осуществляется повторение практического алгоритма. Преподаватель комментирует выполнение, что позволяет лучше запомнить последовательность выполнения.

Третья ступень – обучающийся самостоятельно выполняет практический алгоритм, что помогает полученные знания и умения превратить в навыки.

Четвертая ступень – обучающимися выполняется практический алгоритм в режиме реального времени, что способствует закреплению полученного навыка.

Завершающая ступень – преподаватель оценивает правильность выполнения алгоритма. Обучающийся, допускающий ошибки, должен осуществить выполнение алгоритма до правильного результата.

Задачи курса – приобретение обучающимися основ теоретических знаний, практических навыков и умений по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях.

Основная цель курса: формирование базиса культуры безопасности жизнедеятельности и готовности к оказанию первой помощи пострадавшим. Отработка тактики и навыков правильного поведения, способов быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб, быстрого принятия рациональных решений и применения знания по оказанию первой помощи пострадавшим.

Для осуществления задач курса, для повышения уровня подготовки обучающихся, необходимо:

моделировать ситуации, близкие к реальной. Обучение должно осуществляться в виде игровых занятий с имитацией на фантомных модулях различных состояний, полученных в результате экстремальных ситуаций.

использовать для обучения навыкам оказания первой помощи фантомно-модульные комплексы с неограниченной возможностью натурного моделирования неотложных состояний организма пострадавшего.

осуществлять имитацию неотложных состояний для включения мыслительно-познавательных процессов обучающихся с целью принятия решений, выборе тактики поведения и выполнения практических алгоритмов.

при использовании модульной технологии обучения осуществляется практико-ориентированный подход к овладению навыков оказания первой помощи пострадавшим, что требует обеспечения обучающихся дидактическим материалом в виде практикума «Основы первой помощи пострадавшим для обучающихся школьного возраста».  

Для достижения цели и задач курса обучающиеся 8-11 классов

должны уметь:

·        осуществлять искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца;

·        осуществлять удаление инородных тел из верхних дыхательных путей;

·        осуществлять ППП при неотложных состояниях (при потере сознания, при тепловом и солнечном ударе);

·        осуществлять ППП с открытыми (раны) и закрытыми повреждениями (растяжения связок, вывихи, переломы);

·        осуществлять временную остановку наружного кровотечения;

·        осуществлять ППП при термических поражениях, поражении электрическим током;

·        осуществлять накладывание повязок на различные участки тела;

·        осуществлять транспортную иммобилизацию поврежденных участков тела;

·        осуществлять транспортировку пострадавших в условиях ЧС;

·        применять основные и подручные средства для оказания ППП.

Для достижения цели и задач курса обучающиеся 5-7 классов должны уметь:

·        осуществлять ППП при потере сознания

·        осуществлять ППП с открытыми и закрытыми повреждениями (переломы, вывихи, растяжения связок);

·        осуществлять временную остановку наружного кровотечения;

·        осуществлять ППП при термических поражениях;

·        осуществлять накладывание повязок на различные участки тела;

·        осуществлять транспортную иммобилизацию поврежденных участков тела подсобными средствами;

·        применять подручные средства для оказания   ППП.

Для достижения цели и задач курса обучающиеся 1-4 классов    должны уметь:

·        осуществлять ППП при потере сознания;

·        осуществлять ППП при ранах верхних и нижних конечностей с остановкой кровотечения;

·        осуществлять временную остановку носового кровотечения;

·        осуществлять ППП при термических поражениях (ожогах)

·        осуществлять накладывание повязок на голову, лицо, на верхние и нижние конечности;

·        применять подручные средства для оказания   ППП.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Рекомендуемая литература

1. Камбалов М.Н., Туманов Э.В., Особенности организации оказания экстренной медицинской помощи при различных видах чрезвычайных ситуаций, Пособие для самостоятельной подготовки курсантов по специальности 1-9401 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» - Гомель: ГИИ МЧС РБ, 2008.

2. Левчук, И.П. Медицина катастроф: курс лекций / И.П.Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2011. – 240 с.

3. Первая медицинская помощь: учебно-методическое пособие / Л.Л. Миронов [и др.]. – Минск: БелМАПО, 2006 – 194 с.

4. Туманов Э.В., Экстренная медицина. Учебное пособие - Мн.: РЦСиЭ МЧС, 2010. – 292 с.

5. Чиж Л.В., Экстренная медицинская помощь. Практикум – Мн.: РЦСиЭ МЧС, 2011.

6. Чиж Л.В., Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие/ Чиж   Л.В, Воробей А.В, Полевода И.И.– Минск: Колоград, 2017. – 396с.

7. Чиж Л.В., Первая помощь   пострадавшим: учебное пособие/ Л.В.Чиж,  – Минск:  Колоград, 2020. –274с.

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Май 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30
13 14 15 16
17 18 20 21 22 23
24 25 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6