Жаркая суббота в Борисове
В августе 1997 года в этом крупном промышленном центре Минской области произошел пожар, который стал одним из серьезнейших ЧС в истории суверенной Беларуси. Его многие годы помнят и те, кто участвовал в ликвидации, и сами борисовчане. Дым от железнодорожного вокзала был виден сквозь пятиэтажки с центральной площади города. Людей эвакуировали не только с вокзала, но и ближайших домов. Чтобы справиться с огнем, давление в городском водопроводе снизили до минимума, оставив без воды целый район. Было прервано железнодорожное сообщение в обе стороны – и с Минском, и в направлении Орши. Как позже даст оценку штаб гражданской обороны, если бы пожарные вовремя не отстояли цистерны, воздушная волна и тепловое излучение ударили бы в радиусе километра от эпицентра. А в него попадают 4 объекта предприятий и почти 3,5 тысячи жителей. Рвани пропан – бутан и топливо - число жертв могло исчисляться сотнями.
Куча-мала
…Суббота, 23 августа 1997 года выдалась жаркой. Столбик термометра поднялся до 30 градусов. На улице Труда спешила обычная привокзальная жизнь – сменялись пассажиры электричек, стучали колесами проезжающие мимо без остановок скорые, ползли груженые товарняки. Состав, в котором находились, 28 цистерн с бензином, 2 - с дизельным топливом, 24 - с остатками пропан – бутана и по одному с резиной и баварским пивом подъехал к станции в 12.52. Конечный пункт назначения - Орша. Поезд уже метров на двести отъехал от здания станции, когда машинист услышал скрежущий звук, а затем и почувствовал, как товарняк начинает сходить с рельс. Цистерны в середине начали скатываться как с горки, утягивая за собой все новые и падая друг на друга. Образовалась куча-мала из 20 емкостей. К счастью для машиниста, взрыва мгновенно не произошло. Вздыбившись, лежали, истекая АИ-95 и дизтопливом семь цистерн, сверху над ними, почти вертикально - легкие, с остатками пропан – бутана. Если бы последние были заполнены полностью, то концентрация взрывоопасных паров внутри была бы ниже, а значит и меньше угроза взрыва. Но, в каждой из них было только по 0,75 тонны из возможных 10. Рухнувший состав занялся огнем как бумажный. А всего в полыхнувшем поезде везли 120 тонн горючего.
Огненное пекло
На «01» тут же позвонили работники железной дороги. «На станции пожар, горят вагоны». Первой к месту вызова выехала дежурная смена. Чуть больше чем через 5 минут на месте уже была машина пожарных. И тут же полетел вызов всем работникам гарнизона: «Общий сбор!». К борисовской станции, помчались маневровые пожарные поезда.
Горящий бензин разлился на 1500 метров квадратных. В центре бушует пламя, а по бокам на железнодорожных путях - составы с грузами и товарами. И среди них ещё один товарняк, и тоже - с бензином, на этот раз 72 вагона с АИ-76.
Температура росла мгновенно, черный дым заволакивал «конструкцию» из цистерн. Его – то потом и видели жители города. О том, что случилось что – то масштабное, можно было догадаться по летящим в сторону вокзала спецмашинам. На месте аварии были задействованы все силы города, включая военных. Пожарные развертывали силы и средства на тушение, милиция эвакуировала людей, военные выставляли оцепление в километровом радиусе.
Температура нестерпимо нарастала. В поезде с бензином рядом уже начала коробиться обшивка, вздувался металл. Загорелись открытые платформы, которые оказались неподалеку. От высокой температуры вспыхнули резинотехнические изделия, которые стояли на соседнем пути под погрузкой.
В первые часы руководство тушением принял на себя начальник борисовского отдела АлександрАстапов. Вместе с тушением огня, нужно было снизить температуру у рядом стоящих цистерн, чтобы предотвратить взрыв. Но к очагу вода просто не долетала, испаряясь в воздухе. Чтобы она дошла до вагонов, пожарным пришлось подползать к ним практически впритык. Через полчаса подоспел маневровый поезд, который оттащил состав с АИ-76. Оставалось огненное озеро бензина, горящая резина и полыхающая куча-мала.
За личное мужество
Тушение было сложным. К месту вызова прибыл штаб области, из столицы - мощная пенонасосная станция. Локализовать не сдающийся огонь до площади 600 метров удалось только к четырем часам вечера. Около очага пожара температура перевалила далеко за сотню градусов. Обливаясь потом, водой, но стойко держась на пути у стихии, пожарные метр за метром отвоевывали территорию у огня. Газовые службы, прибывшие к вокзалу, стравливали пропан из охлажденных вагонов, одновременно контролируя уровень загазованности.
На пенную атаку ушло 20 тонн пенообразователя. Белая подушка окружила цистерны, пущенные под откос сепаратором подшипника колесной пары. Именно эта деталь разрушилась, приведя к таким последствиям.
Уже тушили отдельные оставшиеся очаги, когда в одной из цистерн произошел выброс не желающего сдаваться пламени. Работавший на участке мастер – спасатель Александр Хомич, оступившись, попал в такой очаг. Небольшая яма, а внутри горящий бензин вперемешку с водой и пеной. Но вполне хватило, чтобы залиться в сапоги. Из западни выбраться ему помогли коллеги, которые на руках вынесли пострадавшего пожарного. Медики тут же доставили Александра в больницу. Диагноз – ожоги 2-3 степени 40% тела, могли поставить крест не только на дальнейшей карьере, но и жизни молодого человека. В пожарной службе он успел проработать только 1,5 года после службы в армии.
Пока бригада скорой помощи увозила с места пожара Александра, огнеборцы заканчивали ликвидацию. Как только огонь был потушен полностью, работы начали железнодорожники, энергетики и другие восстановительные бригады. От высокой температуры рельсы изогнулись, было повреждено дорожное полотно, одна из цистерн задела высоковольтную опору, оборвав линию. Аварйно–восстановительные работы завершились в девятом часу вечера. Сообщение по железной дороге в обоих направлениях вновь заработало.
Александра Хомича перевезли в Минский ожоговый центр. Здесь реабилитация заняла не один месяц. Но даже такой опыт не заставил уйти его из профессии. Вскоре пожарный был награжден орденом «За личное мужество». И стал первым в истории независимой Беларуси, удостоенным такой награды. Её он получил из рук Главы государства. Отмечены государственными наградами за успешную ликвидацию были и ряд других работников борисовского гарнизона военизированной пожарной службы.
Слаженные действия, мужество и работа, несмотря на угрозу взрыва, позволили им спасти два железнодорожных состава. С бензином и второй - с 74 вагонами разных грузов. А ведь, если бы не успешная работа пожарных, последствия могли быть по-настоящему катастрофическими.