Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд начальника Образовательного центра безопасности жизнедеятельности МЧС на систему воспитания дошкольников и школьников.
Чем отличается современный ребенок от своих предшественников?
Социальные, технологические и природные факторы оказывают заметное влияние на человечество и на формирование отличительных черт каждого поколения в конкретный исторический период, следовательно, наивно ожидать, что и дети во все времена должны оставаться прежними. Ученые в современных исследованиях (К.Мангейм, В.В.Семенова, Д.Х.Ибрагимова, М.С.Науэн, В.В.Радаев и др.) определяют поколения, исходя из различных представлений о формирующих их событиях, о продолжительности поколенческих дискретов, но сходятся в одном: исторический, а следовательно, и социальный контекст как в зеркале отражается в характере представителей поколения, в их системе ценностей и особенностях поведения. В нашей стране для выделения таких дискретов и характеристики живущих ныне поколений определены такие значимые события:
– рожденные в сталинский довоенный период, в годы Великой Отечественной войны и годы восстановления после разрухи – «мобилизационное» поколение;
– рожденные и взрослевшие в период хрущевской «оттепели» так и определены – «поколение «оттепели», их еще называют «шестидесятники»;
– родившиеся в спокойное, мирное время, ознаменованное лишь битвами за урожай и производственными рекордами, а также небывалым всплеском рождаемости, – беби-бумеры, или поколение застоя;
– дальнейшие события, связанные с политическими реформами горбачевской перестройки, сформировали поколение, именуемое Х, или реформенное поколение;
– смена тысячелетия ознаменовала появление поколения миллениалов, обозначаемое чаще Y;
– и, наконец, сегодняшние наши школьники, дети миллениалов, центениалы, или поколение Z.
И как-то осторожно исследователи начинают выделять новое поколение, именуя его греческой буквой «альфа», обозначив за точку отсчета появление IPhon, IPad и развитие социальных сетей.
Смена поколений, по сути, явление прогрессивное. По утверждению доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника Психологического института Российской академии образования Ларисы Максимовны Митиной, является условием существования человечества и главным стимулом обновления общества. При этом разрыв во взаимопониманиях взрослых и молодежи, проблема отцов и детей, возникающая со сменой поколений, не обладает глубокой новизной.
Кому принадлежит высказывание «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей»? Сократу, и относится к молодежи, жившей в V веке до н. э.
Остроумная Раневская сетовала: «Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! Раньше просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают».
Межпоколенческий разрыв неизбежно возникает с приходом молодых людей с другими способами восприятия окружающего мира и новыми поведенческими практиками.
На основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 1994‑2016 годы зафиксированы устойчивые межпоколенческие различия в планировании семьи, использовании цифровых технологий, приверженности здоровому образу жизни, уровне религиозности и оценке своего субъективного благополучия.
Результаты мониторинга и выводы полностью подтверждаются совместным исследованием Сбербанка и агентства Validata, проведенным в 2017 году и отраженным в отчете «30 фактов о современной молодежи».
Родившись «с кнопкой на пальце», развиваясь в онлайн-среде, сегодняшний школьник привыкает воспринимать краткую и наглядную информацию, легко находя ее здесь и сейчас и, концентрируя, свое внимание на одном объекте в среднем на восемь секунд. Многие наблюдательные педагоги замечают, что ученики начальных классов учатся с большим удовольствием и успехом, если в процессе обучения используются разнообразные технические средства (телефоны, планшеты).
Подросток 8‑14 лет не представляет жизнь без социального взаимодействия в любом формате. Заметим, однако, что первое сентября, наступившее после продолжительного периода самоизоляции и вынужденного перехода на дистанционную форму обучения, подтвердило и усилило приверженность школьников к активному социальному взаимодействию, но уже в большей степени возникла потребность в живом общении с одноклассниками, друзьями и, конечно же, учителями. Современные девчонки и мальчишки, которых так часто старшее поколение винит в чрезмерном увлечении гаджетами, почувствовали необходимость не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной поддержке.
Одним из заметных отличительных признаков в характере представителя современной молодежи исследователи отмечают установку на индивидуализм, формируемый из безоговорочной уверенности в собственной исключительности. Отсюда восприятие взрослого уже не безусловным авторитетом. Но в отличие от предыдущих бунтарских поколений молодые люди не стремятся к разрушению того, что создано отцами и дедами. Молодежь, по своему рождению сразу угодившая в мир VUCA (акроним, используемый для характеристики и описания современного мира как нестабильного (volatility), неопределенного (uncertainty), сложного (complexity) и неоднозначного (ambiguity), ценит спокойствие и стабильность, совсем не рвется менять мир или человечество, а в первую очередь хочет жизнь свою и жизнь близких сделать комфортной.
Уверенность в исключительности подогревает страстное желание быть признанным (пусть даже только в социальных сетях), а также рождает новое отношение к образованию: в среде молодежи становится модным быть умным и образованным. Среди установок и ценностей современной молодежи главным становится поиск своего пути в жизни.
Исследование замечает также, что нынешнюю молодежь страшит возможность сделать неправильный выбор в определении своего будущего, а появившаяся свобода выбора вызывает лишь затруднение и усиливает опасения.
При этом исследователи отмечают положительные качества молодежи, дающие основания для оптимистичного взгляда на ее будущее и будущее общества в целом. Наша молодежь чувствительна, открыта и отзывчива в ответственный момент, готова помогать любому, кому эта помощь нужна. Она хочет быть сопричастной большому и важному для города, страны, мира делу.
Таким образом, приоритетным ответом на выводы, полученные в ходе исследований, становится повышенное внимание к системе воспитания дошкольников и школьников – тех самых «альфа». Ну и конечно, поиск действенных, адекватных социокультурным и технологическим изменениям подходов, технологий, методов, приемов, способов обучения. Развитие индивидуального подхода предполагает и новые инструменты, наиболее значимым из которых видится проектирование индивидуальных образовательных траекторий школьников.
Современные дети требуют современных подходов, и педагоги должны находиться в постоянном поиске способов мотивации и организации учебного процесса, для того чтобы детям было интересно.
Важно, чтобы у современного ребенка, появился педагог, который терпеливо введет его в мир «само»: самообразование, саморазвитие, самореализация.
Умение учиться всю жизнь – настоящий дар современному человеку. Образование, ориентированное на среднестатистического обучающегося, не может развить этот дар, нужен индивидуальный подход, инструменты, технологии, помогающие в этом.