Университет гражданской защиты

Анастасия Соколова: «Об информационно-образовательной среде современного университета»

Анастасия Соколова: «Об информационно-образовательной среде современного университета»

Анастасия Соколова: «Об информационно-образовательной среде современного университета»

Анастасия Соколова: «Об информационно-образовательной среде современного университета»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд методиста отдела мониторинга и аттестации учебно-методического центра Университета гражданской защиты МЧС Анастасии Соколовой, на современную информационно-образовательную среду университета.

В статье раскрывается актуальность и аксиологическая значимость информационно-образовательной среды формирующейся на основе образовательных ресурсов, научно-ориентированных технологий, способствующих изменению качества образования в современных условиях, отвечающим вызовам времени, так как именно образовательная среда аккумулирует организационно-методические средства, программно-технические средства хранения и передачи информации и знаний.

Современный формат общественных отношений в эпоху разновекторных геополитических процессов провоцирует трансформацию традиционных ценностей, актуализируя информационно-образовательную среду университета, что продиктовано необходимостью осмысления научно-педагогической общественностью фундаментальных вопросов, касающихся особенностей формирования информационно-образовательной среды и аксиологических ориентиров личности [1].

Актуальность данной проблемы, как считает автор, связана с тенденцией цифровизации в информационном обществе, а также инновационным развитием системы образования в Республике Беларусь.

Акцентируя внимание на особенностях формирования информационно-образовательной среды современного университета необходимо учитывать следующее: во-первых, происходящие социально-политические изменения, детерминированные пандемией, системной конфронтацией в биполярном мире и преобладанием дистанционной коммуникации, объективно изменяют информационно-образовательную среду университета [2, с. 5]. И в этот исторический момент традиционные ценности приобретают особое значение для социума, так как являются залогом стабильности и устойчивого развития Республики Беларусь. И, видимо поэтому, в калейдоскопе разновекторных событий, происходящих под воздействием набирающих силу кризисных явлений «… в современных мировых международных отношениях стала беспредельная по содержанию и методам информационно-психологическая война» [3, с. 91].

Во-вторых, противоречивая социальная реальность специфическим образом влияет на социум, изменяя общественное сознание, корректируя поведение человека, что должно инициировать аксиологические ориентиры личности (честь, долг, патриотизм, ответственность, совесть) [4, с. 9]. Диапазон современной научной полемики относительно дефицита гражданственности и патриотизма в эпоху гибридных войн очень широк. Именно поэтому сегодня научно-педагогической общественности необходимо обратить особое внимание на гражданско-патриотический и политико-правовой аспекты при формировании информационно-образовательной среды современного университета, минимизирующей «… неблагоприятные условия, создаваемые информационным обществом» [5, с.11].

В-третьих, наиболее влиятельным и масштабным субъектом воздействия на информационное общество продолжает оставаться государство, как приоритетный базовый социальный институт. Именно универсальность государственного воздействия на общественные отношения, как гаранта стабильности, правопорядка, минимизации конфликтогенного потенциала в информационном обществе и акцентуации на традиционных ценностях, а также инициировании обществоведческо-образовательного компонента в университете.

Информационно-образовательная среда формируется на основе образовательных ресурсов, научно-ориентированных технологий, способствующих изменению качества образования в условиях цифровизации, так как именно образовательная среда аккумулирует организационно-методические средства, программно-технические средства хранения и передачи информации, знаний.

Информационно-образовательная среда университета в эпоху гибридных войн должна быть нацелена на разработку новых образовательных стандартов, синтезирующих обществоведческо-образовательный компонент научных знаний: экономики, философии, идеологии, политологии, психологии, этики, права, социологии, выступающие базовыми компонентами.

Информационно-образовательная среда университета должна формировать социально-ориентированные характеристики обучающихся, что может и должно реализовываться в интеграционных учебных программах (курсах) и обществоведческо-образовательном компоненте (совокупность гуманитарного, технического и правового аспектов) при условии, что основным элементом будет соотношение максимально адаптированной междисциплинарной модели.

Актуализируя в данной статье вопросы, связанные с информационно-образовательной средой современного университета, необходимо обратить особое внимание на два аспекта:

1) доминирование позитивно-креативной направленности информационно-образовательной среды с акцентом на обществоведческо-образовательном компоненте (экономика, философия, идеология, психология, право, логика, политология, культурология, религиоведение) и его приоритетности;

2) целенаправленное формирование (образование и воспитание) гражданина-патриота в процессе реализации адаптированной (конгруэнтной) междисциплинарной модели, имеющее прямое отношение к стабильности и устойчивому развитию современной Республики Беларусь.

В эпоху гибридных войн социум становиться особенно непредсказуемым, агрессивным, а значит, гуманизм и традиционные ценности приобретают сегодня особое значение, так как являются залогом мира и прогресса информационного общества. Особенностью формирования информационно-образовательной среды в информационном обществе является применение инновационных психолого-педагогических технологий, которые обеспечивают планирование и мониторинг образовательного процесса (создание, поиск, сбор, анализ, обработка, хранение, предоставление информации), а также характеризуют дистанционное взаимодействие учреждений образования. Доминирование комплексного подхода общественно-гуманитарной направленности при формировании информационно-образовательной среды университета, а также нацеленность системы образования в Республике Беларусь на реализацию аксиологического потенциала современной личности, характеризуют интегративно-гуманистическую направленность внедрения в учебно-воспитательный процесс адаптированной междисциплинарной модели, связанной с ценностями [7, 48].

В итоге, одним из основополагающих факторов, детерминирующим направленность развития современного информационного общества, является информационно-образовательная среда университета, влияющая на аксиологическую рефлексию современной личности [8, с. 50], так как использование «…  компьютеров, планшетов, смартфонов стало неотъемлемой частью жизни» [9, с. 36]. И, видимо, настало время для инициирования более активной реализации адаптированной междисциплинарной модели. И сложно не согласиться с тем, что сегодня научно-педагогическому сообществу необходимо предложить инновационную проекцию, которая «… может стать гуманистически ориентированной стратегией поэтапного развития уже осуществляющейся модернизации…[10, с.12].

Список литературы: 

1.  Хроколов В.А., Соколова А.А. Безопасность личности, общества и государства: информационно психологический аспект / В.А. Хроколов, А.А. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018, № 1. С. 27-47.

2.  Богданов А.Н. На пороге биполярного мира? О перспективах системной конфронтации в XXI в. / А.Н. Богданов // Власть. 2015, № 2. С. 5-10.

3.  Гайшун А.Н. Меняющийся облик мира: конфликты интересов силы и шансы для постсоветских стран / А.Н. Гайшун // Белорусская думка. 2019, № 3. С. 91-96.

4. На минской волне безопасности // Белорусская думка. 2019, № 9. С. 9-11.

5. Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии // В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин, И.Ю. Алексеева и др. // Вопросы философии. 2012, № 12. С. 4-24.

6.  Соколова, С.Н., Соколова А.А. Аксиологический смысл безопасной экзистенции человека: сигма безопасности / С.Н. Соколова, А.А. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017, № 2. С. 24-29.

7.  Хроколов В.А., Соколова А.А. Антропологический кризис в информационном обществе и безопасность личности // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2018, № 2. С. 48-54.

8.  Евстафьев В.А., Соколова С.Н. Современное общество: духовные аспекты информационной безопасности личности / В.А. Евстафьев, С.Н. Соколова // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2016, № 1. С. 49-55.

9.  Грошева Е.К., Невмержинский П.И. Информационная безопасность: современные реалии / Е.К. Грошева, П.И. Невмержинский // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017, № 3. С. 35-37.

10.  Лапин Н.И. Человеческая цивилизация перед выбором конфигурации фундаментальных ценностей / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 2015, № 4. С. 5-13.

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Апрель 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31
11
12 13 15 16 17 18
19 20 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by