Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Виктор Бирюк: «Проблемы обеспечения промышленной безопасности на современном этапе»

Виктор Бирюк: «Проблемы обеспечения промышленной безопасности на современном этапе»

Виктор Бирюк: «Проблемы обеспечения промышленной безопасности на современном этапе»

Виктор Бирюк: «Проблемы обеспечения промышленной безопасности на современном этапе»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд Виктора Бирюка, заведующего кафедрой промышленной безопасности Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, к.т.н., доцента и Павла Гомана, доцента кафедры промышленной безопасности Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, к.т.н., доцента на актуальные проблемы обеспечения промышленной безопасности на современном этапе.

 

В настоящее время проблема обеспечения промышленной безопасности производственных объектов приобрела приоритетное значение в сфере жизнедеятельности населения и является одним из ведущих факторов, определяющих экономическую эффективность государства. Вовлечение в производство новых видов оборудования и внедрение высокоэффективных технологий, отличающихся увеличением концентрации и единичных мощностей технологического оборудования, неразрывно связано как с ростом объемов капитальных вложений, так и с увеличением возможных ущербов от аварийных ситуаций на производственных объектах.

Например, в США прямые экономические потери, связанные с техногенными катастрофами, авариями, загрязнением окружающей среды почти в пять раз превышают потери, обусловленные стихийными бедствиями. В России совокупный годовой материальный ущерб от техногенных аварий, включая затраты на их ликвидацию, превышает 40 млрд. рублей. Результаты анализа динамики техногенных рисков в нефтяной и газовой промышленности показывают, что только за последние десять лет экономический ущерб от них возрос более чем в 2 раза.

Экономический ущерб от аварий на производственном объекте включает в себя прямые потери, связанные с затратами на восстановление производства; упущенную выгоду, обусловленную простоями производства (или снижением объемов производства) на период восстановления предприятия; компенсационные выплаты пострадавшим; отток из сферы производства высокопрофессиональных кадров; снижение рыночных котировок и капитализации компании, обусловленное корректировками производственных планов, затратами на ликвидацию аварии и уменьшением степени доверия инвесторов; имиджевые издержки компании у населения, бизнес-сообщества и органов власти; правовые последствия (уголовные, административные санкции, потеря лицензии и др.). Кроме этого, следует учитывать морально-нравственные аспекты, связанные с персональной ответственностью руководства, инженерно-технического персонала организаций перед работниками и их семьями.

Впервые цивилизованное общество задумалось о необходимости правового регулирования в области защищенности человека и окружающей среды от чрезмерной опасности промышленных объектов после целого ряда серьезных аварий:

– в 1976 году на химическом заводе итальянского города Севезо произошла авария, в результате которой территория площадью более 18 км2 оказалась зараженной диоксином. Пострадали более 1000 человек, отмечалась массовая гибель животных. Ликвидация последствий аварии продолжалась более года;

– в Китае в сентябре 1978 г. в результате аварии на химическом заводе в городе Сучжоу в реку попали 28 тонн цианистого натрия. Этого количества достаточно, чтобы погибли 48 млн. человек, однако газета «Чжунго циннянь бао» сообщила, что число жертв составило лишь 3 тыс. человек;

– взрыв на заводе компании Union Carbide, случившийся 2 декабря 1984 г. в городе Бхопал (Индия) и приведший к отравлению и гибели более 13 тыс. человек. Пострадало более 40 тыс. человек. От облака 43 тонн метилизоцианата (токсичность метилизоцината превышает токсичность фосгена в 2-3 раза), вырвавшегося с территории завода, была заражена территория длиной 5 км и шириной 2 км.

В 1982 году в европейских странах была принята Директива по предотвращению крупных промышленных аварий в некоторых отраслях промышленности («Директива Севезо»). На сегодняшний день данная Директива (Директива 2012/18/EU) применяется на более чем 10 тыс. промышленных предприятий на территории Европейского Союза, где опасные вещества используются или хранятся в больших количествах, главным образом в химическом, нефтехимическом, логистическом секторах, а также секторе очистки металла.

На основе проведенного анализа сложившейся ситуации в мировой промышленности в 1992 году была принята Конвенция ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий», устанавливающая требования по разработке и принятию юридических, технико-экономических и организационных мер, направленных на снижение риска возникновения аварий при проектировании и эксплуатации опасного производственного объекта.

В США регулирование в области обращения и использования опасных веществ регламентируется федеральным законодательством и законодательством штата. Департаментами природных ресурсов и окружающей среды осуществляется выдача разрешений на несколько десятков различных видов производств и операций. Для персонала производственных объектов предусматривается обязательная сертификация операторов подземных хранилищ опасных веществ, а также персонала производств, наносящих вред окружающей среде. Также в США предусмотрена выдача разрешений на перевозку опасных веществ и предусмотрена обязательная сертификация сварщиков.

В Австралии функционирует система лицензирования опасных производств. В Канаде осуществляется лицензирование и выдача разрешений на нефтяное и газовое бурение и производство. Выдаются разрешения на выбросы и перевозку опасных веществ. В Европе действует система разрешений на бурение и размещение новых опасных производств. В Великобритании выдаются разрешения на операции с опасными отходами, а также выдаются разрешения на некоторые виды деятельности, связанные с обработкой металлов, химических производств и др. В Европе широко развита система декларирования безопасности производств – представление специального документа SAFETY REPORT (Великобритания, Нидерланды).

В Республике Беларусь правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется актами законодательства, положения которых распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности на территории страны.

В 2016 году вступил в силу Закон Республики Беларусь № 354-З «О промышленной безопасности». Он разработан взамен принятого 15 лет назад Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». При разработке закона учтен накопленный в стране положительный практический опыт в области обеспечения промышленной безопасности, аккумулированы предложения государственных органов, а также международный опыт правового регулирования аналогичных отношений, в первую очередь опыт Российской Федерации. Это обусловлено интеграцией России и Беларуси в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

В новом законе приводится классификация опасных производственных объектов по типам опасности, впервые введено понятие «потенциально опасные объекты». Кроме того, значительно расширен перечень опасных производственных объектов и потенциально опасных объектов, повышены требования к их безопасной эксплуатации.

Законом установлено требование по обязательному декларированию опасных производственных объектов, отнесенных к I и II типам опасности, а также по внесению сведений о таких декларациях в государственный реестр опасных производственных объектов.

В условиях интенсивного развития экономики, расширения международных экономических и политических контактов, в целях улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в стране законодательство в целом и законодательство в области промышленной безопасности в частности необходимо постоянно приводить в соответствие с реальными требованиями экономики. В тоже время нельзя допустить, чтобы жизненно важные интересы личности и общества пострадали в результате аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

С учетом реалий экономического развития, новых требований и подходов в жизни страны, исключения излишней нагрузки на субъекты хозяйствования ведется постоянная работа по сокращению перечня работ и услуг, составляющих деятельность в области промышленной безопасности.

Среди основных изменений последних лет в первую очередь следует отметить усовершенствование порядка и условий проведения обязательного страхования. Так, с целью выплаты финансовой компенсации вреда, причиненного гражданам и организациям при возникновении чрезвычайной ситуации на потенциально опасных объектах и при перевозке опасных грузов, с 1 января 2015 г., Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. №530, введены два новых вида обязательного страхования: гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, а также гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

Объекты, поднадзорные Госпромнадзору, подлежат обязательному страхованию, если они относятся к I, II и III типам опасных производственных объектов.

Указом от 12 октября 2015 года № 420 внесены изменения и дополнения в Директиву Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Ключевой особенностью новой редакции Директивы является четкая установка на формирование единых подходов и системную работу по обеспечению общественной безопасности и дисциплины как на территориальном, так и на ведомственном уровне, а также принятие дополнительных мер по снижению числа погибших и травмированных граждан от внешних управляемых причин.

В связи с этим расширен перечень критериев оценки выполнения Директивы. Необходимо отметить следующие из них: обеспечение здоровых и безопасных условий труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности.

По всем упомянутым направлениям перед республиканскими органами государственного управления, иными государственными и общественными организациями, органами местной власти поставлены дополнительные задачи. Так, закреплена обязанность по разработке и выполнению на отраслевом и территориальном уровнях комплексных планов мероприятий по обеспечению безопасности производственной деятельности и осуществлению мониторинга их реализации. Результаты этой работы должны ежегодно рассматриваться на заседаниях местных исполнительных органов.

С 1 марта 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Среди важнейших новшеств – предоставление бессрочных лицензий на все виды деятельности. Ранее лицензия на деятельность в области промышленной безопасности выдавалась сроком на пять лет. При этом лицензии, действительные по состоянию на 28 ноября 2015 года, были признаны бессрочными. Продлевать срок их действия нет необходимости и, соответственно, платить госпошлину за продление срока лицензии не нужно. Кроме этого из лицензируемых видов деятельности в области промышленной безопасности исключены работы по эксплуатации опасных производственных объектов III типа опасности.

Следует отметить, что, несмотря на то, что принципы управления промышленной безопасностью существенно не изменились (государственный принцип – принцип надзора, принцип субъекта промышленной безопасности – производственный контроль), существенные изменения на наш взгляд претерпели взаимодействия субъекта промышленной безопасности с органами государственного управления и Госпромнадзором.

Сейчас государственный инспектор, проверяющий поднадзорное предприятие, – не столько представитель надзорного органа, который хочет всех сурово наказать, а единомышленник, помощник. Ведь у инспектора и субъекта хозяйствования одна цель – обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных и потенциально опасных объектов. Только в рамках тесного взаимодействия можно эффективно решать задачи различной сложности. Естественно, в ходе проверки в поле зрения инспектора попадают все нарушения, но административные меры он принимает только в том случае, когда они угрожают безопасности.

Задача проверок опасных производственных объектов – не только выявить нарушения и проконтролировать их устранение, но и сделать так, чтобы субъект хозяйствования впредь не нарушал требования законодательства. Для этого по итогам проверок проводятся совещания с руководителями и специалистами, в ходе которых рассматриваются выявленные нарушения и оказывается консультативная помощь. Практикуется чтение лекций для работников предприятий с целью пропаганды промышленной безопасности и внедрения передового опыта и современных технологий на предприятиях республики.

В Беларуси создана система преднадзора, помогающая субъекту хозяйствования не допустить эксплуатацию потенциально опасных объектов с нарушением требований законодательства технического характера и минимизировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

Под пристальным вниманием Госпромнадзора находятся реализуемые в республике крупные инвестиционные проекты и значимые для страны объекты строительства, такие как завод по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский ЦКК», Петриковский горно-обогатительный комплекс, объекты атомной электростанции и ряд других.

Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности направлены на выявление причин и рисков, которые могут привести к несчастным случаям, авариям и инцидентам, а также выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки с наименьшими затратами обеспечить оптимальный результат.

Общими проблемами и факторами риска в области промышленной безопасности остаются:

• высокая степень износа основных производственных фондов;

• низкий уровень производственной и технологической дисциплины;

• нехватка квалифицированных специалистов;

• низкий уровень подготовки специалистов и персонала;

• недостаточный уровень знаний требований промышленной безопасности;

• неустойчивое финансовое положение предприятий, обусловленное последствиями мирового финансового кризиса.

Статистические данные подтверждают, что доля аварий и инцидентов по причине т.н. «человеческого фактора» остается весьма высокой и составляет порядка 80 %. Отсюда важность такого звена обеспечения безопасности, как обучение руководителей, ответственных работников и специалистов требованиям промышленной безопасности. Указанные ранее проводимые правительством республики реформы по либерализации предпринимательской деятельности делают предприятия ключевыми звеньями в обеспечении промышленной безопасности, а ответственность за соблюдение требований безопасности возлагается главным образом на руководителей предприятий. Необходимость подготовки квалифицированных специалистов в системе управления и обеспечения промышленной безопасности актуализируется и в связи с неблагоприятной динамикой кадрового состава (необходимость комплектования кадрами службы промышленной безопасности и (или) штатной должностью инженера по промышленной безопасности, смена поколений среди инспекторского состава и др.). Все вышесказанное требует совместных усилий как надзорных органов, конкретных организаций, эксплуатирующих опасные производственные и (или) потенциально опасные объекты, а также профильных учреждений образования. 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для того, чтобы предотвратить дальнейшее увеличение числа аварий и катастроф, необходимо продолжать комбинированные действия со стороны правительства и субъектов промышленной безопасности. В силах правительства обеспечить дальнейшую оптимизацию и усовершенствование законодательной базы и стимулировать предприятия, которые активно обновляют производственные активы, а также работают в направлении обеспечения промышленной безопасности.  Со стороны бизнеса требуется организация и осуществление производственного контроля, выявление нарушений, разработка мер по улучшению безопасности, а также модернизация предприятий с использованием передовых технологий и оборудования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      О промышленной безопасности: Закон Респ. Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З: текст по состоянию на 5 января 2016 г. – ИБ СПС Консультант Плюс, версия 4016.00.07 сборка 217001.

2.      Артемьев, В.П. Промышленная безопасность. Часть 1. Основы промышленной безопасности / Курс лекций в 3-х ч. // В.П. Артемьев, В.А. Бирюк, В.А. Осяев, С.М. Пастухов. – Минск: КИИ МЧС РБ, 2014. – 67 с.

3.      Бобровская, Т.А. Международная практика государственного регулирования промышленной безопасности / Т.А. Бобровская // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сб. ст. по материалам VI Всероссийской Междунар. науч.-практ. конф. курсантов, слушателей, студентов и молодых ученых 17 апр. 2015 г.: в 2-х ч. Ч. 2 / ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. – Воронеж, 2015. – С.14-16.

4.      Якимов, С.П. Риски и причины возникновения техногенных катастроф, аварий и инцидентов на опасных производственных объектах Республики Беларусь / С.П. Якимов // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. – 2017. – Т. 1, № 2. – С. 238–244.

5.     Кудряшов, А.Н. Под контролем Госпромнадзора / А.Н. Кудряшов // Журнал «Экономические стратегии», спецвыпуск: союз России и Беларуси. – № 2, 2017. – С. 60-69.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
21 22 23 24
25 26 28 29 30 31