Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Светлана Соколова: «Информационное общество: сфера безопасности и культура личности».

Светлана Соколова: «Информационное общество: сфера безопасности и культура личности».

Светлана Соколова: «Информационное общество: сфера безопасности и культура личности».

Светлана Соколова: «Информационное общество: сфера безопасности и культура личности».

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд доктора философских наук, профессора кафедры УЗЧС Светланы Соколовой на современное информационное общество.

В информационном обществе активно используется интернет, развивается наноиндустрия, биотехнологии, влияющие на личность и под воздействием техногенных факторов, изменяется сфера безопасности. Создание высокотехнологичного производства в эпоху бурного развития компьютерно-сетевых программ, внедрения в повседневную жизнь человека нанотехнологий, элементов искусственного интеллекта, интенсивное применение современных научных изобретений, несомненно, изменяет существующую реальность. Именно в процессе глобализирующегося социального пространства и перехода большого потока информации в цифровую форму в современном обществе, актуализируются вопросы, связанные со сферой безопасности и культурой личности.

В связи с этим, во-первых, необходимо уделить особое внимание сохранению национальной истории и культурным традициям, морали, которые способствуют позитивной аксиологической ориентаций личности в социальном пространстве.

И, во-вторых, при разработке современных концепций, гарантирующих аддитивность, безопасность информационного общества, необходимо учитывать степень воздействия сетевых программ, средств массовой информации, интернет-технологий на социокультурные установки и адаптивность личности.

Информационное общество, как правило, изменяет форму и содержание массовых коммуникаций, переформатируя социальную структуру социума, общественные отношения, создавая при этом конфликт интерпретаций, детерминируя нравственно-интеллектуальный выбор современной личности. Следовательно, в процессе эволюционного развития окно возможностей человека и общества динамично расширяется, а техногенная цивилизация постоянно воздействует на существующую реальность, трансформируя экзистенциальные характеристики личности.

Однако, объективно возникает концептуальный вопрос, связанный с дегуманизацией информационного общества, потому что контрольные функции информационных систем представляют собой преднамеренную коммуникационную экспансию, являясь доминирующим фактором, неизбежно определяющим, в итоге, эффективность сферы безопасности и культурные стереотипы личности. И в этом случае, личность, как объект достаточно сложных общественных отношений и ценностных «жизненных смыслов», как «многомерная духовная энергия», совершая нравственный выбор находится сегодня в условиях депривации, проявляя себя в многомерных социальных взаимодействиях.

В результате ценностной перезагрузки и трансформации общественных отношений, основополагающим фактором развития социума становиться сигма безопасности или современная личность.

Сигма безопасности - это личность, склонная к альтруизму, обладающая интеллектом, способностью к самообразованию, ориентированная на строгое соблюдение нравственного императива, обладающая современными профессиональными знаниями, умениями, навыками, высоким уровнем самосознания, толерантностью, стремящуюся к гармонии с природой, социумом, уважающую законы, государственные институты и власть. Ключевым принципом, определяющим высокий уровень культуры личности, является нравственное сознание, креативная и созидающая деятельность, актуализирующая традиционные ценности, так как личность не только средство для реализации потребностей, но и самоценность, которая в процессе социализации нуждается в обеспечении безопасности.

Культура личности может и должна рассматриваться, как константа гуманистической экзистенции человека, как основа безопасной экзистенции в информационном обществе. И, видимо, не случайно в социуме возникают вопросы, связанные с социально-психологической и аксиологической деформацией личности, связанной с агрессивным стереотипом поведения человека, что происходит вследствие «расчеловечивания» материального мира и доминирования, так называемого, «общества потребления». Именно процесс общественной дезинтеграции в информационном обществе, как это не парадоксально, актуализирует антиценности, а также инициирует возникающую «цифровую опасность», способную перераспределить интеллектуально-когнитивные функции не только между человеком и машиной, или киборгом, но и между социальными группами, государствами, что имеет непосредственное отношение к духовно-нравственному, мировоззренческому потенциалу и сознанию личности. И в этом случае, главная задача, как считает автор статьи, сводиться к тому, чтобы максимально эффективно реализовывать адекватную для социума формулу, или позитивный алгоритм поведения личности для реализации безопасной жизнедеятельности человека.

В информационном обществе появляются антиценности, что связано с доминированием реифицирования (овеществлением) мира, а значит, трансформацией общественного сознания, изменением словесно-логического мышления, мотивации, культурных стереотипов поведения и личностного смысла бытия человека. И теперь совершенно очевидно, что нельзя забывать, о том, что необходимо учитывать сложные процессы глобализации, информатизации, компьютеризации, интенсивно воздействующие на сферу безопасности и культуру личности. Сегодня в условиях геополитических и финансово-экономических кризисов, происходят качественные изменения в социальном пространстве, которые воздействуют на систему ценностей, корректируя аксиологическую матрицу и формируя культуру личности. И нельзя забывать о том, что ценностный вакуум, который не заполняется автоматически, связан, в первую очередь, с антиценностями, которые    существуют в информационном обществе.

Таким образом, развитие техногенной цивилизации доказывает необходимость акцентуации на ценностно-мировоззренческом потенциале личности, культуросозидающей роли философского знания, что важно для гармонизации общественных отношений. В информационном обществе, как считает автор статьи, необходимо инициировать гуманный процесс перезагрузки аксиологической матрицы личности с целью расстановки нравственно-этических акцентов в социуме при условии обязательной артикуляции средствами массовой информации ценностей безопасности.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
28 29 30 31