Наталья Каньшина: Создание обучающих средств для профессиональной иноязычной коммуникации

Наталья Каньшина: Создание обучающих средств для профессиональной иноязычной коммуникации

Наталья Каньшина: Создание обучающих средств для профессиональной иноязычной коммуникации

Наталья Каньшина: Создание обучающих средств для профессиональной иноязычной коммуникации

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд коллектива кафедры современных языков Университета гражданской защиты МЧС Беларуси в составе: Татьяны Ковалевой, кандидата филологических наук, доцента, Натальи Каньшиной, кандидата филологических наук и Татьяны Ромашевич преподавателя кафедры, рассматривающий актуальные проблемы создания электронных обучающих средств для подготовки к профессиональной иноязычной коммуникации.

Информатизация образования как внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс передачи знаний и развития личностных и профессиональных компетенций является актуальной и активно дискутируемой в научно-педагогическом сообществе.  Эффективность электронных средств обучения уже ни у кого не вызывает сомнения, каждый преподаватель в той или иной мере использует компьютерные программы, презентации, интернет-пространство и еще многое-многое другое, что предлагается в настоящее время на рынке образовательных услуг с учетом современных потребностей как обучающихся, так и обучающих.

Достаточно полно описаны психолого-педагогические принципы, заложенные в основу использования электронных средств в образовательном процессе. В частности:

принцип заинтересованности в обучении, опирающийся на внутреннюю потребность современной личности, принцип адаптивности к индивидуальным особенностям и индивидуализация обучения;

принцип поисковой активности, побуждающий обучающегося к движению за новыми знаниями; 

принцип личной ответственности и самоконтроля своего уровня учебных достижений;  

принцип автономии как повышения свободы получения образования [1].      Эти принципы не являются принципиально новыми в образовании, на них испокон веков строился традиционный педагогический процесс, однако с развитием информационно-коммуникационных технологий извечные постулаты педагогики получили новое наполнение и трактовку. Например, в рамках дистанционного обучения индивидуализация и адаптивность реализуются в возможности выбора обучающих программ, чередования уровней сложности заданий, индивидуальной итерации в выполнении тестов до достижения желаемого результата. Автономия - это осуществление самообразования в любое удобное для обучающегося время, перемещение от задания к заданию в любом направлении, остановка и запуск процесса по желанию обучающегося. Поисковая активность реализуется в действиях, направленных на поиск нужной информации в информационном пространстве, для самоконтроля существуют интерактивные тесты, которые можно выполнять несколько раз, отслеживая свои ошибки и исправляя их на сознательном уровне.  Многие аспекты разработки и внедрения электронных образовательных средств и ресурсов уже получили свое освещение в научных и научно-методических публикациях, однако остаются нерешенными многие технические, методические и лингвистические вопросы, касающиеся создания современных профессионально ориентированных языковых порталов и учебников.    

Основная часть. Электронные образовательные ресурсы – это, в первую очередь, мощные платформы онлайн-обучения, которые позволяют, не выходя из дома, улучшить свои навыки, приобрести новые знания. Например, популярная в нашей республике платформа MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, является свободно распространяемой системой управления обучением (Learning Management System). Она нацелена на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися и используется как для дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения [2; 3].  В последнее время появились новые еще более мощные образовательные ресурсы, такие как, LendWings, Uniweb, Web University, TeachPro и еще многие-многие другие, предлагающие и обучающие курсы, и вебинары, и видеолекции, и видеоуроки. Достаточно ввести хотя бы один из этих терминов в поисковую систему, и откроется целый ряд доступных возможностей повысить уровень своего образования или получить новые знания.

К числу преимуществ использования платформ онлайн обучения относятся:

гибкость графика обучения, возможность обучаться по индивидуальному плану, разделение содержания электронного курса на модули и упрощение поиска нужных материалов;

объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний, исключающая психологические стрессы;

отсутствие затрат на перемещение к месту получения образования;

доступность для людей с ограниченными возможностями.

Среди недостатков можно назвать следующие:

невозможность оценить устные коммуникативные навыки обучающегося;

необходимость постоянного доступа к интернету;

проблемы с идентификацией обучающегося.

Если говорить об обучении иностранному языку, то в распоряжении преподавателей имеются такие образовательные ресурсы как электронные учебные пособия: справочники, практикумы, учебники, онлайн словари и переводчики, языковые образовательные порталы. Нет недостатка и проблем доступности в порталах, словарях и переводчиках. А вот настоящий электронный учебник найти сложно, особенно если дело касается профессионально ориентированного обучения.  Такие учебники необходимо создавать.

Электронный учебник – это специально разработанная обучающая среда, дополняющая или заменяющая традиционный бумажный учебник.  Иногда электронным учебником считают электронную версию традиционного учебного издания, однако это не так. Настоящий электронный учебник представляет собой определенную программу, позволяющую демонстрировать текст, подключать мультимедийные средства, выполнять интерактивные упражнения и задания, автономно проверять уровень знаний, умений и навыков. Программа должна работать на любом электронном устройстве, быть интерактивной и не требовать каких-либо особенных компьютерных знаний и умений. 

Процесс создания электронного учебного пособия (учебника) включает несколько этапов. Необходимо пройти все этапы и только в этом случае мы получим эффективный обучающий ресурс.

Первый этап – концептуальный – это отбор содержания учебника в соответствии с принципами необходимости и достаточности для реализации целей обучения конкретному учебному предмету; а также согласно принципу доступности содержания в целом и его частей для усвоения [4].  Если учебник иностранного языка создается для целей профессионального общения, то отбор содержания должен согласовываться с тематикой специальных дисциплин. Однако таких дисциплин много, и возникает первая проблема - проблема выбора тематики.  Следует отметить, что преподаватели иностранного языка нефилологических вызов не могут и не должны владеть терминологическим аппаратом всех специальных дисциплин. Поэтому необходимо тесное взаимодействие со специалистами, экспертами, заказчиками – всеми, кто определяет сферу профессиональных компетенций будущего специалиста. После того, как тематика определена, необходимо спроектировать структуру учебника: количество разделов, подразделов, рубрик, количество упражнений и объем (постраничный, познаковый) текстов и заданий. Далее следует выбор источников для текстового материала и практических заданий. В этой области мы сталкиваемся с проблемой урегулирования авторских прав, так как тексты, изображения, видео и фотоматериалы могут быть защищены от копирования.  Идеальный вариант – это рисовать, фотографировать, создавать видеоролики и писать тексты своими силами. Этот вариант вполне приемлем для создания мультимедиа, но не подходит для создания текстов, так как нарушается принцип аутентичности иноязычного материала.  

После того, как содержание определено тематически и терминологически, следует исполнительский этап. На этом этапе необходимо учесть многие моменты. В частности, электронный учебник должен содержать психофизиологический обоснованный объём текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и, как следствие, к снижению восприятия и усвоения знаний. Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. Некоторые шрифты c засечками хороши для печати на бумаге, например, привычный Georgia, но плохо воспринимаются с экрана. Шрифт Arial, Tahoma, Verdana рекомендуются для чтения с экрана. Согласно некоторым проведенным исследованиям, самым читабельным шрифтом назван Verdana 10-12 кегль [5]. Графические изображения должны быть максимально просто оформлены (не более чем девять линий и одно понятие на одно изображение) и соответствовать размерам экрана или окна на экране. Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстовой и графической информации.  Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения в значительной мере зависят как от расположения информации на экране компьютера, так и от работы гиперссылок. Электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке. 

Архитектура электронного издания многослойна и напоминает мозаику, движение внутри которой осуществляется по желанию пользователя. Существуют специальные программные средства создания такой архитектуры, которые учитывают языки программирования, средства мультимедиа, гипертекстовые и гипермедиа средства [6].  Среди них можно назвать: iSpringSuite, SmartBuilder, Zenler, Articulate 360, Adobe Captivate, CourseLab, ОСУ 2.1, eBook Maestro, HTML, SunRuv BookOffice, eBooks Writer Lite. Каждая из этих программ имеет свои преимущества и недостатки, при выборе необходимо обращать внимание на условия использования программы, сложность освоения, язык интерфейса, формат хранения конечного продукта, условия использования учебного материала на мобильных устройствах, а также возможность адаптации учебного материала к различным версиям Windows или MacOS. Кроме того, все эти программы являются платными, оплачивается либо сама программа, либо годовая или месячная подписка.

Следующий этап создания электронного учебника - апробация с внесением корректировок по содержанию; заменой неудовлетворительных с точки зрения исполнения или содержания узлов.  Наконец, после выполнения всех методических и технологических процедур следует этап внедрения в процесс обучения. Важным элементом является защита авторских прав на созданный электронный продукт, которая включает прохождение процедур регистрации электронного продукта и получение сертификатов регистрации, грифов, актов внедрения.

Заключение. Развитие современного образовательного пространства неуклонно идет по пути информатизации и компьютеризации, что связано с необходимостью разработки нового поколения учебных материалов, будь то учебники, пособия, справочники, практикумы, словари. Подготовка к профессиональной иноязычной коммуникации как часть образовательного процесса в высшей школе должна опираться как на традиционные, так и на современные передовые средства обучения. Создание электронных средств обучения, имеющих профессиональную направленность – это совместная деятельность творческих коллективов, в составе которых должны быть и лингвисты, и преподаватели специальных дисциплин, и методисты-технологи, имеющие знания в области новейших обучающих программных оболочек и навыки наполнения этих оболочек профессионально значимым лингвистическим материалом.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Орешкина, Л.В. Дидактические условия создания и использования электронных средств обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/didakticheskie-uslovija-sozdanija-i-ispolzovanija-jelektronnyh-s... – Дата доступа: 22.01.2019.

2. Moodle [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-dlya-organizatsii-obucheniya/56-platformi-dlya-sdo/119-moodle - Дата доступа: 23.03.2019.

3. Минич, О.А. Электронные средства обучения в образовательном процессе. [Электронный  ресурс] – Режим доступа: elib.bspu.bybitstream/doc/18030/1/ЭСО лекция.pdf. – Дата доступа: 12.01.2019.

4. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв., ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. –  М., 2006. – 336 с.

5. Это интересно. Самый читабельный шрифт [Электронный ресурс] –   Режим доступа:  http://www.blog-kaplunoff.ru/poleznosti/190-eto-interesno-samyj-chitabelnyj-shrift.html - Дата доступа: 23.03.2019.

6. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина, О.В. Кириллов – М.: МЭИ, 2003, – 167 с.

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Апрель 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
20 21
22 23 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by