Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Людмила Борисова: «О роли преподавателя в условиях online обучения»

Людмила Борисова: «О роли преподавателя в условиях online обучения»

Людмила Борисова: «О роли преподавателя в условиях online обучения»

Людмила Борисова: «О роли преподавателя в условиях online обучения»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен взгляд авторского коллектива отдела организации планирования и контроля учебно-методического центра Университета гражданской защиты МЧС в составе: Людмилы Борисовой, начальника отдела и Марины Покатович, старшего методиста отдела на роль преподавателя в online обучении.

Если же не можешь усовершенствовать себя, 
то как же сможешь совершенствовать других людей.

                                                                       Конфуций

Современный период развития человеческой цивилизации справедливо квалифицируется многими исследователями как «информационная революция». Подобно тому, как возникновение речи, письменности, книгопечатания и радио в свое время повлияло на все сферы жизнедеятельности общества (кардинально изменило условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей), сегодня, с изобретением микропроцессорной техники и ЭВМ, с внедрением компьютерных сетей и информационных технологий коммуникации, человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху своего развития. Формируется новый тип общества, так называемое «информационное общество», в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, то есть творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний.

Процесс информатизации общества неразрывно связан с информатизацией образования. Под информатизацией образования современная педагогическая наука в широком смысле понимает комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с наполнением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями. В узком смысле – это внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

Вместе с тем, как отмечается в Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, «…внедрение средств информатизации не должно становиться самоцелью. Должна быть поставлена задача разработки методик эффективного и уместного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, приводящего к получению значимых образовательных результатов» [1]. То есть информатизация образования – не только и не столько насыщение образовательной среды всевозможной компьютерной техникой и электронными обучающими ресурсами, сколько «…процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания…» [2]. Таким образом, информатизация образования предполагает, в том числе, и сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования, а, следовательно, и трансформацию деятельности преподавателя.

В течение последнего десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к широкому использованию в качестве инновационных средств обучения и профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области защиты от чрезвычайных ситуаций, электронного обучения, всевозможных веб-технологий и программного обеспечения, основанного на принципах дистанционной организации обучения и совместных действий онлайн сообществ в локальных и глобальных сетях. Уже сегодня все больший объем знаний и информации каждый из нас получает посредством сети Интернет при освоении различных образовательных онлайн курсов. В этой связи возникает резонный вопрос о месте и роли преподавателя в условиях онлайн обучения.

Онлайн обучение полностью новый тип образовательного опыта, создающий предпосылки к зарождению нового типа преподавателя – онлайн преподаватель – и требующий модернизации его ролей, обязанностей и обязательств.

Существует множество ролей, которые преподаватель может принять онлайн. Он – и руководитель, и председатель, и эксперт, и репетитор, и наставник, и помощник, и посредник, и провокатор, и наблюдатель, и внешний участник, и co-обучающийся, и ассистент, и организатор сообщества.  Причем все роли очень тесно пересекаются и мобильны; зачастую определить главенствующую роль или провести границы между ними невозможно. Так, с одной точки зрения, хороший организатор походит на успешного хозяина или хозяйку: он или она должен знать, как соединить вместе на мероприятии гостей со схожими интересами и вовлечь тех, которые скрываются в стороне от сообщества.  С другой точки зрения для преподавателя важно, действовать как co-обучающийся или участник действий онлайн. В то же самое время преподаватель должен создать идеал взаимной поддержки в сообществе так, чтобы обучающиеся с ограниченным технологическим опытом могли быть полноправными участниками обучения.  Таким образом, преподаватель онлайн должен гибко реагировать на необходимость смены ролей между руководителем, помощником и консультантом, быть терпеливым, отзывчивым и понятным для обучающихся.

Это не особенно легко.

На наш взгляд, категоризация действий онлайн преподавателя в четыре категории – педагогическую, организаторскую, техническую и социальную – могла бы быть полезной в понимании роли преподавателя в условиях онлайн обучения.

Педагогическое действие включает представление информации, осуществление обратной связи (общественной и частной) посредством обобщения комментариев обучающихся, консультирования и обеспечения инструкциями, советами и подсказками, в том числе с использованием внешних ресурсов или экспертов, а также оценивание и подведение итогов обучения. Иными словами, педагогическая роль касается прямой причастности преподавателя к действиям сообщества обучающихся.

Организаторские действия онлайн преподавателя влекут за собой урегулирование целей, расписания и процессуальных норм для регистрации и взаимодействия, обеспечивают структурирование учебного курса, наблюдение за ходом выполнения учебных задач, создание образцов взаимодействия, и включают непосредственное наполнение электронного учебного контента (в соответствии с целями и ожидаемыми результатами), а также координирование действий и обсуждений обучающихся.

Технические действия касаются помощи с использованием в обучении предложенного электронного ресурса или устранения системных технологических проблем.

Наконец, социальные действия могут включать эмпатию преподавателя во взаимодействии с обучающимися, межабонентскую поддержку (радушные заявления, приглашения и вообще дружественный, положительный и отзывчивый тон общения), обсуждение собственных событий и юмор.

В дополнение хочется обратить внимание на еще один аспект. В качестве синтезирующей и обобщающей характеристики деятельности онлайн преподавателя должна оставаться интеллектуальная составляющая. Именно она позволяет адекватно выполнять такие обучающие функции как постановка целей, синтезирование ключевых вопросов, идентификация объединяющей темы, зондирование ответов, переориентация обсуждений, объяснение задач и пропущенной информации, объединение разрозненных комментариев, направление обсуждений, урегулирование и повышение интеллектуального климата в сообществе.

Основываясь на выражении К.Д. Ушинского, что «…только личность может влиять на воспитание и развитие другой личности», можно утверждать, что только активность и творчество преподавателя действительно позволят развить у обучающихся такие свойства личности, как способность самостоятельно выстраивать образовательную траекторию и конструировать собственное знание, привить навыки социального взаимодействия и ведения диалога, подвигнуть быть активным субъектом образовательных отношений, обладающим самосознанием и ценящим перспективы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года. – Утверждено Министром образования Республики Беларусь 24 июня 2013 года.
  2. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 5. – C. 25.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
29 30 31