Закупки

Все закупки
История одной ЧС: Газонаполнительная станция, Минск, 1972 год

История одной ЧС: Газонаполнительная станция, Минск, 1972 год

История одной ЧС: Газонаполнительная станция, Минск, 1972 год

История одной ЧС: Газонаполнительная станция, Минск, 1972 год

Говорят, спустя многие годы одна из героинь этой истории  - Людмила Шкловская - затем избегала выходить на работу 7 января.  Воспоминания о том, как взрывались баллоны, а родной брат считал женщину уже погибшей, не отпускали.  Пожалуй, рождественским чудом стало то, что никто из работников треста «Миноблгаз» на этом пожаре не стал жертвой огня. Несмотря на то, что двадцатикилограммовые баллоны летали как снаряды, а земля горела под ногами.  В радиусе километра от эпицентра все было выжжено  и покрыто разорванным металлом.

Газонаполнительную станцию (ГНС) на третьем Коротком переулке (сейчас это улица Гурского) в Минске открыли в 1960 году.  За два года до пожара производство реконструировали. На территории находилась база хранения пропан-бутана из 10 подземных резервуаров, плюс цех ремонта баллонов, мастерские, сливная эстакада.    Ежегодно предприятие давало потребителям 12 тысяч тонн газа.  Работа шла в две смены с 8 утра до 12 ночи.  Сжиженный пропан-бутан под давлением в 16 атмосфер наполнялся в баллоны. Затем они подавались на рампу, а оттуда отгружались в машины,  развозившие их в разные уголки города.  Оставшиеся с утренней смены 10 заполненных машин ждали своей отправки к минчанам на следующий день.

7 января 1972 года станция работала как обычно. Ближе к ночи сливом остатков газа из поступивших баллонов занимался грузчик Михаил Ляхнович. Мужчина заменял жену-сливщицу,  которая работала на ГНС. Но то ли по неопытности, то ли надеясь на авось, делал он это не в специальном помещении слива, а прямо на рампе.  По основной версии следствия, во время работы  Ляхнович ударял по вентилям баллонов гаечным ключом. Хватило одной искры, чтобы газ вспыхнул и произошел взрыв. А дальше началась цепная реакция.  Первыми под удар попали сам Ляхнович и водитель Аленченко, который в этот момент подгонял к рампе машину для баллонов. Мужчины получили ожоги 2-3 степени.

Громкий хлопок со стороны рампы услышали те, кто находился ближе к ней и на базе хранения  - заправщицы, водители. Моментально начался пожар. Всего на смене работали 15 человек, мастером была Любовь Шкловская. Как только перепуганные работники сообщили женщине о пожаре, первой мыслью было перекрыть газ. Сделать это было возможно в компрессорном цехе. Бросив на ходу, чтобы вызывали пожарных, мастер побежала в компрессорный. Едва успели перекрыть задвижки, как началась настоящая канонада. От температуры  баллоны стали взрываться и лететь, как снаряды.  Но в огромной системе ГНС оставались сотни литров газа. Вместе с компрессорщиком Александром Александровым женщина бросилась перекрывать  коммуникации.

Сообщение о пожаре поступило радиотелефонисту пожарной службы в 21.30. Через 9 минут на месте были две машины шестой военизированной пожарной части Минска. Понимая, чем чреват пожар на станции, к месту сразу же были отправлены автомобиль связи и освещения,  а также пенный и рукавный ходы.  Через три минуты после первых подразделений, на ГНС примчались ещё два автомобиля пожарных из второй части. Огнем была охвачена часть здания, площадь пожара составляла почти 600 метров,  каждую секунду рвались баллоны. Зарево над станцией было видно издалека. 20-килограммовые искореженные емкости разлетались в радиусе трехсот метров. Осколки потом находили в километре от места пожара.

Горело со стороны погрузочно-разгрузочной рампы. Часть здания наполнительного цеха также была охвачена огнем. Но самым страшным мог стать взрыв резервуарного парка, где в тот момент находились 420 кубов газа. Впрочем, как позже делился воспоминаниями Валерий Астапов, возглавлявший в то время одну из военизированных пожарных частей,  должную оценку возможных последствий делали уже потом. Для начала сражались со стихией. Ведь пожар впечатляли даже видавших видов бойцов. Уже через 20 минут после начала его площадь составила 960 м2. Бомбежка баллонами продолжалась, и местами рукава пришлось тянуть ползком. Прибывший через 15 минут после звонка в Короткий переулок начальник отдела службы управления пожарной охраны УВД Александр Бобровский взял управление тушением на себя. Он выбрал два решающих направления – со стороны резервуарного парка, чтобы предотвратить взрыв,  и второй со стороны площадки – стоянки, где находился весь транспорт ГНС и гаражи. Отсюда можно было подобраться к очагу.

В районе взрывы слышали все. Если бы огонь добрался до  резервуарного парка, то смел бы и газонаполнительную станцию и дома рядом. При штабе пожаротушения, который возглавлял Бобровский, находился уже министр внутренних дел БССР Алексей Климовский. Тут же была милиция, место пожара оцепили внутренними войсками.  На помощь  пожарным внезапно пришли шоферы находившейся рядом со станцией автобазы. Пока первые укрощали огонь, вторые, также рискуя жизнями, стали отгонять машины из опасной зоны.  Милиция эвакуировала жителей переулка вплоть до улицы Харьковской. 

Температура в эпицентре достигла почти двух тысяч градусов. Огненный столб поднимался в небо на 100 метров. Каждый следующий баллон добавлял огня.  Пожарные из-за бомбежки свои машины первоначально смогли поставить не ближе, чем на расстоянии 400 метров. Но, несмотря на естественный страх и опасность, никто не отступил: командиры отделений вели бойцов за собой. Тушили водой: компактно и распыленно. Были созданы 4 боевых участка. В 22.55,  наконец,  удалось локализовать огонь. Ещё через час пожар был полностью ликвидирован.

Его последствия впечатляли:  была уничтожена погрузочно-разгрузочная рампа, повреждены огнем 120 м2 здания наполнительного цеха, 6541 баллон объемом 50-55 литров и 4462 от литра до пяти, а также трактор, 10 машин с прицепами и 7 других автомобилей. Убытки составили 159 тысяч рублей.   Суд по делу о пожаре на станции состоялся  в сентябре 1972 года. Несмотря на убытки, он закончился достаточно лояльно: 4 должностных вынужденно перешли на другую работу.  Спасло от серьезного наказания то, что никто из рабочей смены благодаря регулярно отрабатываемым на станции тренировкам «по тревоге» не пострадал.  Вторым, косвенным фактом снисходительности суда,  стала трагедия на цехе футляров «Горизонта», произошедшая несколькими месяцами позже. На фоне массовой гибели людей в марте, пожар на станции перестал иметь первоначальный резонанс. Но менее мужественными и героическими действиями участников его ликвидации не стали.

Источник: МЧС Беларуси

Галерея

Факультеты и филиалы


d4c2f613dc19043e201544ec89792a77  

Календарь мероприятий

Январь 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
4
5
6
14
23 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by