Владимир Маханько: «Пожарным аварийно-спасательным автомобилям – зелёный свет!»

Владимир Маханько: «Пожарным аварийно-спасательным автомобилям – зелёный свет!»

Владимир Маханько: «Пожарным аварийно-спасательным автомобилям – зелёный свет!»

Владимир Маханько: «Пожарным аварийно-спасательным автомобилям – зелёный свет!»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен взгляд авторского коллектива кафедры пожарной аварийно-спасательной техники Университета гражданской защиты МЧС в составе: Владимира Маханько, доцента кафедры и Евгения Казутина, старшего преподавателя кафедры на безопасность дорожного движения на служебном транспорте ОПЧС.

Важнейшим условием успешной деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее - ОПЧС) является высокая оперативность их прибытия к месту проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, которая в свою очередь складывается из множества составляющих. Так как в нашей стране в подавляющем большинстве случаев в качестве мобильных технических средств МЧС используются пожарные аварийно-спасательные автомобили (ПАСА), то сокращение времени следования к месту ЧС зависит в основном от трёх факторов: технико-эксплуатационных свойств ПАСА, профессионального мастерства водителей и дорожных условий.

Хочется более подробно остановиться на  последнем факторе влияния на эффективность функционирования ОПЧС, непосредственно связанного с аварийностью на служебном транспорте.  К сожалению, уровень дорожно-транспортным происшествий (ДТП) с участием ПАСА остается достаточно высоким, требующим  значительного снижения не только по экономическим составляющим служебной деятельности, но и что более важно - морально-этическим аспектам, исходя из высокого общественного статуса Службы спасения.

Следует отметить, что высокая аварийность среди автомобилей оперативного назначения наблюдается во всех экономически развитых странах. Согласно исследованиям, проведённым в Норвегии, Швеции и США при выполнении спасательных операций риск участия в ДТП для транспортных средств данной категории в 10-20 раз выше, чем для других автомобилей, участвующих в дорожном движении. (Froyland,1983; Fosser,1986).

США, штат Виргиния

Во многом это объясняется объективной необходимостью оперативного прибытия к месту вызова, так как для выполнения своих функциональных задач подразделения МЧС, следующие к месту вызова на транспортных средствах должны иметь возможность быстрого и безопасного перемещения в сложных дорожных условиях, особенно в крупных городах. Однако эти требования не всегда совместимы на практике, о чём свидетельствует статистика ДТП. Анализ дорожно-транспортных происшествий в крупных городах показывает, что  наиболее распространенном видом происшествий является столкновения ПАСА с другими транспортными средствами на перекрестках, в том числе - на регулируемых. Помимо недисциплинированности участников дорожного движения, которые по правилам должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд автомобилям оперативного назначения с включенными маячками синего цвета, имеются и другие объективные причины таких происшествий.

Могилев. 18.04.2016


Минск. 02.03.2012

В условиях интенсивного городского дорожного движения водителям зачастую не хватает превентивной информации для правильной оценки ситуаций, особенно когда в машине включены и работают другие источники звуковой (речевой) информации. Поэтому водители могут дезориентироваться и ошибиться в своих действиях по управлению автомобилем.

Решение этой проблемы обеспечения безопасности на служебном транспорте ОПЧС без ущерба в оперативности и мобильности возможно с использованием современных технологий.

В настоящее время во многих городах Беларуси успешно эксплуатируются интеллектуальные системы управления дорожным движением. В Минске, например, успешно используется автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) отечественного производства «АГАТ», предназначенная для управления движением транспортных и пешеходных потоков.

Структурная схема АСУДД «АГАТ»

Зал управления программно-технического комплекса 
центрального управляющего пункта АСУДД «АГАТ»


Подсистема приоритетного движения 
трамвайного движения  АСУДД (проходит тестирование в г. Минске)

Считаем, что при определенной технической доработке данная система позволяет обеспечить своевременное переключение  «умных» светофоров, включенных в общую компьютерную сеть АСУДД, на зеленый сигнал, разрешающий движение со стороны приближающихся автомобилей оперативных служб путем подачи из них управляющих сигналов на дорожные контроллеры системы.


«Умный светофор» с дорожным контроллером АСУДД


Визуализация проекции сигналов «Умного светофора»

Таким образом, достигается задача своевременного прибытия подразделений по чрезвычайным ситуациям к месту проведения аварийно-спасательных работ при достаточно высоком уровне безопасности.

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Март 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28
21 22 23 24
25 26 28 29 30 31
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by