Закупки

Все закупки
Сергей Бордак: «Особенности управления гражданской обороной на местном уровне с возникновением военной угрозы»

Сергей Бордак: «Особенности управления гражданской обороной на местном уровне с возникновением военной угрозы»

Сергей Бордак: «Особенности управления гражданской обороной на местном уровне с возникновением военной угрозы»

Сергей Бордак: «Особенности управления гражданской обороной на местном уровне с возникновением военной угрозы»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд старшего преподавателя кафедры гражданской защиты Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Сергея Бордака на проблему подготовки и организации управления гражданской обороной на местном уровне. Автором изучен советский и зарубежный опыт функционирования органов управления гражданской обороны, проведен анализ требований, предъявляемых к штабам гражданской обороны содержащихся в отечественных нормативных правовых актах. В статье выявлены противоречия и обозначены перспективные направления дальнейших исследований в рассматриваемой области.

Специфика ведения гражданской обороны (ГО) в населённых пунктах, характеризуется тем, что зачастую в ходе военных конфликтов объектами ударов на их территориях становятся гражданская инфраструктура, объекты жизнеобеспечения и др. объекты, необходимые для выживания населения и устойчивого функционирования экономики. Как свидетельствует статистика, удельный вес жертв среди мирного населения в Первой мировой войне составил 5 % от всех погибших, во Второй мировой – 50 %, в войне в Корее уже – 84 %, а во Вьетнаме – около 90 % [1]. Анализ военных конфликтов последних десятилетий также показывает систематические нарушения существующих норм международного гуманитарного права. Поэтому защита мирного населения как одна из основных задач ГО становится все актуальнее.

В соответствии с Законом ГО является составной частью оборонных мероприятий Республики Беларусь по обеспечению военной безопасности [2]. Действующим законодательством регламентировано, что подготовка государства к ведению ГО должна осуществляться заблаговременно в мирное время с учетом совершенствования, с одной стороны, средств вооруженной борьбы, с другой – средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий. Так, в Военной доктрине Республики Беларусь отмечается, что «…одной из мер по обеспечению военной безопасности государства в мирное время является поддержание системы ГО в готовности к развертыванию в установленные сроки и эффективное выполнение задач по предназначению». Следовательно, в мирное время проводится ряд подготовительных мероприятий для ведения ГО. В связи с этим особое значение имеет перевод ГО на работу в условиях военного времени. Проводимые мероприятия непосредственной подготовки ГО должны обеспечить своевременное приведение в готовность объектов, сил и средств ГО, необходимую защиту населения, объектов, имеющих важное оборонное и экономическое значение, а также объектов, необходимых для жизнеобеспечения населения в условиях ведения военных действий.

Другими словами, уже сейчас должен быть спланирован и реализован ряд мероприятий по подготовке органов управления ГО, созданы формирования, входящие в состав сил ГО, резервы материальных ресурсов, необходимые для ликвидации ЧС, подготовлены объекты ГО и др. Учитывая требования, изложенные в [2–4], подготовка мероприятий ГО возлагается на органы управления по ЧС, а их выполнение в ПНВУ и военное время на органы управления ГО.

Противоречия в системе управления ГО. С момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения (ВП) для обеспечения защиты населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий, спланирован комплекс мероприятий уже в рамках ГО.

При перечисленных в Законе [2] условиях система законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС трансформируется и дополнительно включает в себя систему законодательства в области ГО, так как комплекс мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от ЧС в военное время, в том числе от опасностей, возникающих (возникших) при ведении или вследствие военных действий, реализуется в рамках проведения мероприятий ГО страны. В работе [5] детализируется переход органов управления и элементов государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в ГО на различных уровнях, приводится сравнительная таблица.

Ведение ГО, согласно [2], осуществляется в соответствии с планами ГО. Там же указывается, что «… планы ГО могут вводиться в действие на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях полностью или частично». Вместе с этим, согласно Закону Республики Беларусь «О военном положении», ВП может быть введено только на всей территории Республики Беларусь. Отсюда следует, что и планы ГО должны вводиться на всей территории страны. Поэтому необходимо устранить юридическую коллизию между нормативными правовыми актами и уточнить вопрос о введении в действие планов ГО в отдельных местностях, а также их частичного введения.

Особое место при реализации законодательства в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС отводится местным исполнительным и распорядительным органам (МИРО), которые на своем уровне регулируют общественные отношения в сфере защиты от ЧС и ГО на соответствующих территориях. При этом они осуществляют постоянное взаимодействие с органами военного управления, органами управления территориальной обороны (ТерО) при решении задач ГО на территории административной единицы. Однако сам порядок такого взаимодействия нормативными правовыми актами не регламентируется. Поэтому существует необходимость в его определении и прежде всего между органами управления ГО и ТерО. Это обусловлено территориальным принципом их построения, наличием общей задачи, а также тем, что они будут объединены общим руководителем в лице председателя районного (городского) исполнительного комитета, который на определенном этапе развития военно-политической обстановки будет являться и начальником ГО, и начальником ТерО района.

Важную роль в системе управления, ее эффективности играют органы управления ГО В соответствии с [6] для руководства ГО определены должностные лица и органы управления. Управление силами ГО на местном уровне осуществляется начальником ГО через подчиненный штаб ГО, который предназначается для непосредственного руководства деятельностью по защите от ЧС и опасностей, возникающих (возникших) при ведении или вследствие военных действий. В настоящее время в нормативных правовых актах [6–7] определены функции и задачи только для штабов ГО республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (госорганов). Вместе с тем наряду со штабами ГО госорганов Законом [2] установлено, что в военное время органами управления ГО на территориальном и местном уровне являются штабы ГО, создаваемые на базе областных и Минского городского управлений МЧС, а также районных (городских) отделов по чрезвычайным ситуациям областных и Минского городского управлений МЧС (ГРОЧС). При этом функции и задачи указанных штабов ГО не регламентируются, что не позволяет унифицировать их организационно-штатную структуру и организовать работу по предназначению.

Проведенный анализ в работе [8] показывает, что для управления ликвидацией ЧС мирного времени ряд нормативных правовых актов регламентирует создание различных управленческих структур. Так, в настоящее время на местном уровне при возникновении ЧС основным органом, координирующим деятельность по защите от ЧС мирного времени, является комиссия по ЧС (КЧС). Для обеспечения работы КЧС в ее состав входит рабочий орган, формируемый из должностных лиц ГРОЧС. От КЧС для организации управления непосредственно на месте ЧС может назначаться (и как правило, назначается) оперативная группа в которую также входят работники ГРОЧС. Оперативное управление и информационное обеспечение осуществляется посредством информационно-управляющей системы ГСЧС. Помимо этого, при возникновении ЧС на местном уровне создается районный ситуационный штаб ликвидации ЧС, а в отдельных ГРОЧС для непосредственного управления боевыми подразделениями функционируют оперативные штабы ликвидации ЧС. В каждом отделе организовано еженедельное дежурство нештатных оперативных групп. На местном уровне это приводит к дублированию функций. Кроме того, в ряде случаев в указанные управленческие структуры входят одни и те же должностные лица ГРОЧС. Все это обуславливает необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности создания указанных управленческих структур на местном уровне и создание единого органа управления для ликвидации последствий применения противником оружия и ЧС. В целом, обозначены проблемные вопросы, обуславливающие оптимизацию структуру органов управления ГО. Для их решения обратимся к военно-историческому опыту.

Анализ опыта организации органов управления ГО в советское время. Изучение теории и практики ведения ГО в советское время показывает, что она строились с учётом существующих взглядов на ведение войны с применением ядерного оружия. ГО входила в состав Вооруженных Сил СССР. В основу планирования ГО была положена вероятная модель будущей войны, которая предусматривала, что непосредственному ведению боевых действий предшествует так называемый «особый период», в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев. В соответствии с этим все мероприятия ГО делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в ПНВУ; в третью группу были включены мероприятия, проводимые в военное время. На основе опыта функционирования местной противовоздушной обороны для реализации мероприятий ГО в городах создавались соответствующие службы: связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.

Руководство ГО в административно-территориальных единицах, государственных органах, объектах экономики осуществлялось непосредственно через штабы и службы ГО. Штабы ГО были основными органами управления. Штаб ГО имел строгую организационно-штатную структуру, которая соответствовала службам ГО. Должностные лица, входящие в состав штаба, имели конкретные обязанности и алгоритмы работы, пункты управления оборудовались необходимыми техническими средствами. Были нормативно определены временные показатели выполнения мероприятий штабом ГО, которые разделялись на три группы в зависимости от складывающейся военно-политической обстановки.

ГО СССР была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и ряд зарубежных специалистов. Была создана государственная всенародная система. Четкая организационная структура и всенародный характер ГО ‒ её главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.

Таким образом, опыт организации органов управления ГО в советское время показывает, что для решения задач ГО, видится обоснованным, что в случае введения ВП управленческую функцию при реализации мероприятий ГО должен выполнять единый орган управления – штаб ГО. Состав и структура штаба должна быть такой, чтобы в полном объеме обеспечить управление АСДНР в зонах возможных ЧС, и ликвидации последствий применения противником оружия. Перечисленные рабочие органы, ситуационные штабы, оперативные групп и др. с формированием штаба ГО должны быть интегрированы в единый орган управления, как уже получившие опыт практических действий при ликвидации ЧС мирного времени. В свою очередь штаб ГО должен находиться в постоянной готовности, иметь строгую организационно-штатную структуру, высокую степень живучести, быть способным обеспечить непрерывное и устойчивое управление ГО при выполнении задач.

Анализ зарубежного опыта организации органов управления ГО. В целях защиты от ЧС государств Европейского союза (ЕС), выполнения мероприятий ГО в 2001 году создан Механизм гражданской защиты ЕС. Механизм охватывает 32 государства-участника, в том числе все страны Европейской экономической зоны, а также Хорватию и бывшую югославскую Республику Македонию. Основным органом управления Механизма гражданской защиты ЕС является Центр координации чрезвычайного реагирования (ЦКЧР). Он располагает всеми средствами для обеспечения мониторинга и координации реагирования на стихийные бедствия 24 часа в сутки 7 дней в неделю. ЦКЧР занимается сбором информации в реальном масштабе времени и информации о раннем предупреждении о стихийных бедствиях, проводит мониторинг факторов риска ЧС, разрабатывает планы по развертыванию сил и средств, задействованию необходимых ресурсов. ЦКЧР осуществляет координацию деятельности органов управления в зоне ЧС. Непосредственное управление на месте ЧС, координация действий спасателей и властей пострадавшей страны осуществляется международной командой экспертов. Данная команда формируется из реестра экспертов (добровольный пул) в области гражданской защиты. Команда экспертов выдвигается на место ЧС и свою работу осуществляет в полевом штабе.

Наряду с общими подходами по координации и управлению ликвидацией последствий ЧС в европейских странах существуют и национальные особенности, так, например, в Германии для оперативного реагирования на ЧС развертываются кризисные штабы. Кризисный штаб включает в себя представителей местных органов власти, аварийных и спасательных служб, других специалистов и экспертов. В зависимости от масштаба ЧС кризисный штаб может осуществлять управление ликвидацией ЧС от федерального до местного уровня. Основную роль в кризисных штабах выполняют местные органы власти. Другие специалисты и эксперты министерств и ведомств направляются в кризисный штаб по запросу местных властей для обеспечения оперативного взаимодействия.

В США управление ГО осуществляет подразделение Министерства внутренней безопасности – Федеральное агентство по управлению в ЧС (FEMA), на базе которого развертываются органы управления, схожие по кругу решаемых задач с ситуационными штабами Республики Беларусь.

Организация органов управления гражданской защиты в западных государствах осуществляется на различных уровнях. Для этого в отдельных странах предусматривается деление их территорий на округа, подокруга, зоны, сектора, районы и участки. В США имеется 10 округов (в каждом от 4 до 8 штатов), в Канаде – 10 округов чрезвычайной готовности (по числу провинций), в Германии – 15 округов (по количеству земель).

Во всех рассматриваемых странах созданы и функционируют органы управления гражданской защиты, системы связи и оповещения, защитные сооружения, разработаны планы эвакуации и рассредоточения населения, обеспечен запас средств защиты, ведется обучение личного состава сил гражданской защиты и населения, осуществляется информирование и взаимодействие с общественностью по вопросам защиты от ЧС.

Отдельная роль отводится планированию и координации деятельности всех служб, осуществляемой на уровне мэрий, которые реализуют наибольший объем защитных мероприятий в случае возникновения ЧС на местном уровне. Они обеспечивают подготовку планов, правовых документов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, осуществляют контроль готовности к выполнению задач всех элементов системы, что имеет некоторую схожесть в организационном плане с ГСЧС Республики Беларусь. В случае возникновения ЧС мэрии обеспечивают взаимодействие между спасательными, аварийными и силовыми службами, в том числе воинскими формированиями, находящимися на соответствующей территории для выполнения совместных аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Функции и задачи штабов ГО местного уровня. Для уточнения организационно-штатной структуры штаба ГО, формализации его алгоритма работы, обязанностей должностных лиц штаба прежде всего необходимо определить его функции и задачи, которые следуют из задач ГО и планируемых мероприятий ГО. Анализ законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО проведенный в рамках работ [8,9] показывает, что к мероприятиям ГО относятся:

оперативное обнаружение угроз проявления источников ЧС. Использование совокупности систем наблюдения для анализа, оценки состояния и изменения, выявленных и потенциальных источников ЧС. Создание банка данных по источникам ЧС. Использование расчетных методик и программных средств для оценки складывающейся обстановки и прогнозирования ЧС;

своевременное оповещение руководства ГО, должностных лиц органов управления ГО и других заинтересованных, а также информирование населения о способах защиты и необходимых действиях в складывающейся обстановке;

приведение в готовность защитных сооружений ГО, сооружений двойного назначения и укрытие в них населения;

мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;

эвакуация из зон воздействия опасных факторов ЧС и зон применения противником оружия пострадавших в места временного размещения;

оказание медицинской помощи пострадавшему населению, организация и осуществление их лечения, реализация комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, контроль состояния внешней среды при применении современных средств поражения;

мониторинг радиационной и химической обстановки, проведение дозиметрического и химического контроля;

обеспечение средствами индивидуальной защиты населения;

осуществление мероприятий санитарной обработки людей, дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, средств защиты и одежды, обеззараживания (обезвреживания) территории и сооружений, продовольствия, воды, а также ветеринарную обработку животных;

защита людей, зданий и сооружений от опасных факторов пожара. Тушение отдельных и массовых пожаров в населенных пунктах, подвергшихся воздействию современных средств поражения;

организация и проведение АСДНР в зонах ЧС и применения противником оружия по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, снижению размеров вреда, причиняемого окружающей среде, а также по локализации ЧС и ликвидации или уменьшению уровня воздействия опасных факторов, характерных для нее, проводимые в условиях, угрожающих жизни и здоровью людей, для выполнения которых требуются специальная подготовка, экипировка и оснащение спасателей.

проведение информационных мероприятий, снабжение пострадавших водой, продуктами. Обеспечение их жильем, коммунально-бытовыми услугами;

финансовое обеспечение мероприятий ГО.

Указанные мероприятия реализуются силами ГО, к которым относятся службы ГО, сеть наблюдений и лабораторного контроля ГО, гражданские формирования ГО. Кроме того, к выполнению мероприятий ГО в соответствии со своей компетенцией, определенной законодательством Республики Беларусь, привлекаются Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования [2].

Таким образом, опираясь на проведенный анализ законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, учитывая требования, изложенные в отечественных нормативных правовых актах, а также изученный опыт работы штабов ГО в советское время и опыт зарубежных стран по организации работы органов, осуществляющих управление в рассматриваемой области, для управления силами ГО и выполнения возложенных на ГО задач целесообразно к функциям штабов ГО районов, городов отнести следующие:

1. Разработка и представление соответствующему начальнику ГО:

плана ГО;

предложений по защите населения, сохранению материальных и историко-культурных ценностей на соответствующей территории;

специальных донесений об угрозе или о возникновении ЧС, о ходе ликвидации ЧС, а также о завершении ликвидации ЧС;

решения на проведение АСДНР.

2. Координация:

работы подчиненных штабов ГО;

проведения АСДНР и выполнение других мероприятий ГО силами ГО;

3. Организация:

обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оповещения населения об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оперативного управления силами ГО и обеспечения их готовности к ликвидации ЧС, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий;

проведения мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий;

наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов;

системы управления силами ГО, ее охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления противником;

изучения, обобщения и доведения боевого опыта до нижележащих штабов ГО, сил ГО;

оперативного планирования мероприятий ГО;

сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

учета доз облучения личным составом сил ГО (при ликвидации ЧС, связанных с радиоактивным загрязнением);

взаимодействия с органами военного управления, ТерО при выполнении мероприятий ГО.

4. Осуществление:

обеспечения бесперебойной работы системы управления силами ГО;

непрерывного добывания, сбора, изучения и оценки данных обстановки, подготовки необходимых расчетов и предложений для принятия решений начальником ГО;

постановки задач силам ГО, подчиненным, приданным и поддерживающим подразделениям;

поддержания постоянной готовности штаба, сил и средств специальных формирований и других подразделений по ЧС к действиям в случае возникновения ЧС;

боевой и мобилизационной готовности подразделений по ЧС;

ведения учета личного состава, вооружения, горючего и других материальных и технических средств, предназначенных или привлекаемых для выполнения мероприятий ГО.

5. Контроль:

проведения мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования организаций, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения;

подготовки безопасных районов для размещения в них временно отселяемого населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей;

отселения населения и предоставление ему временных жилых помещений,

эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы;

проведения мероприятий по первоочередному обеспечению пострадавшего населения;

использования, восполнения соответствующих резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

выполнения поставленных задач силами ГО.

В соответствии с предлагаемыми функциями, возлагаемыми на штабы ГО районов, городов целесообразно для их реализации определить следующие основные задачи:

разработка оперативных, распорядительных и планирующих документов по вопросам ГО и организация их выполнения;

управление силами ГО и обеспечение их готовности к ликвидации ЧС, проведению АСДНР;

организация и осуществление защитных мероприятий;

организация выполнения мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;

организация сбора и представления оперативной информации об обстановке при угрозе и возникновении ЧС в военное время;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов;

прогнозирование ЧС;

контроль за созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организация взаимодействия с органами военного управления, в том числе с органами управления ТерО по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС и ГО;

организация и обеспечение мобилизационной готовности подчиненных подразделений;

организация системы связи;

ведение учета сил и средств в зоне ЧС, уточнение потребности в силах и средствах организаций, степени их готовности к ликвидации последствий ЧС, а также создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;

выработка предложений для рассмотрения и принятия решений МСО подготовка к его заседаниям информационных материалов по ГО, принимаемых мерах по ликвидации последствий ЧС, а также представление оперативной информации в соответствии с законодательством;

выполнение иных задач, возложенных на органы и подразделения по ЧС в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Заключение. Таким образом, на местном уровне с возникновением военной угрозы для обеспечения управления мероприятиями ГО, взаимодействия с другими элементами военной организации государства и оперативного решения задач по предназначению необходимо формирование единого органа управления – штаба ГО. Штаб ГО позволит объединить в себе организационно-управленческие структуры, имеющие практический опыт управления силами ликвидации ЧС в мирное время и исключить дублирование управленческих функций. Изложенные в статье положения позволят:

унифицировать организационно-штатную структуру штабов ГО;

определить необходимые службы и должностных лиц, которые должны входить в их состав;

сформировать перечень специалистов (экспертов) органов, учреждений и организаций не входящих в состав штабов, но которые в случае необходимости могут быть привлечены для работы в их составе;

разработать формализованный перечень документации необходимой для работы штаба;

установить нормативное время подготовки и принятия решений штабом ГО;

разработать алгоритм работы штаба ГО;

обеспечить подготовку должностных лиц, входящих в состав штаба для качественного выполнения задач по предназначению.

Учитывая возможное воздействие противника начиная с ПНВУ, при организации работы штаба ГО требует отдельного исследования вопрос повышения его живучести и, в частности, порядок его охраны.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воробьев, Ю.Л. Современные войны и гражданская оборона / Ю.Л. Воробьев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2012. – №1. – С. 791–810.

2. О гражданской обороне: Закон Респ. Беларусь, 27 ноября 2006 г. № 183-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

3. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141- З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 401-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

4. О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2001 г., № 495 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

5. Бордак, С.С. Гражданская оборона в период нарастания военной угрозы / С.С. Бордак, М.Н. Субботин // Вестник воен. академии Респ. Беларусь. – 2017. – № 2 (55). – С. 3–11.

6. Об утверждении примерного положения о штабе гражданской обороны республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной правительству Республики Беларусь: Постановление МЧС Респ. Беларусь, 28 мар. 2008 г., № 27 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 8/18576.

7.  Положение о порядке создания штабов гражданской обороны: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 янв. 2008 г., № 135 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – 5/26721.

8. Оптимизация административно-процессуального законодательства и практики его применения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, о чрезвычайном и военном положении: отчет о НИР (заключ.) / Ун-т гражд. защиты МЧС Респ. Беларусь; рук. Е.Ю. Пасовец; исполн.: С.С. Бордак. – Минск, 2017. – 202 с.

9. Разработать и внедрить в учебный процесс программное обеспечение для тактической подготовки членов комиссии по ЧС: отчет о НИР (заключ.) / Ун-т гражд. защиты МЧС Респ. Беларусь; рук. М.М. Тихонов; исполн.: С.С. Бордак и др. – Минск, 2017. – 116 с.

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Ноябрь 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31
20 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by