Закупки

Все закупки
Ольга Зайцева: «Особенности адаптации обучающихся к условиям военного вуза»

Ольга Зайцева: «Особенности адаптации обучающихся к условиям военного вуза»

Ольга Зайцева: «Особенности адаптации обучающихся к условиям военного вуза»

Ольга Зайцева: «Особенности адаптации обучающихся к условиям военного вуза»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд ведущего психолога отдела идеологической работы Университета гражданской защиты МЧС Ольги Зайцевой на особенности адаптации вчерашних школьников к условиям военизированного учреждения высшего образования.

Поступление в вуз можно рассматривать как вступление в самостоятельную жизнь. В этот момент в психологии вчерашнего школьника происходят изменения, затрагивающие его сознание, связанные с расставанием со школьным коллективом, уходом из семьи, осознанием трудностей, связанных с обучением в вузе в целом и многое др. Успешность обучения во многом зависит от возможностей, обучающихся освоить новую среду, в которую они попадают, поступив в вуз. Начало занятий, устройство быта, вхождение в новые отношения и коллектив означают включение студентов в сложную систему адаптации.

Адаптация определяется как процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Адаптация — это динамический процесс, обеспечивающий возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Это общее определение применимо и к процессу адаптации в образовательной среде.

Основное содержание процесса адаптации обучающихся к условиям вуза рассматривается как формирование нового отношения к профессии, освоение новых учебных форм, оценок, способов и приёмов самостоятельной работы, приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям, обучение новым видам научной деятельности, приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени и др.

Именно адаптация является тем механизмом, обеспечивающим дальнейшее включение в профессиональную среду. Период профессиональной адаптации объективно включает в себя и принятие новых социальных ролей, функций профессионального характера и включение в структуру межличностных отношений при решении профессиональных задач. В результате профессиональной адаптации достигается оптимальное соотношение между требованиями, предъявляемыми обществом к выбранной профессии в целом.

  Адаптация студентов к вузу - это сложный и многофакторный процесс. Проблема адаптации остаётся единой для всех подсистем образования. Факторами, оказывающими влияние на адаптацию к обучению в вузах, объединяют в три блока: социологический, психологический и педагогический. Социологический блок включает такие факторы, как возраст, социальное происхождение, тип образования. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок в свою очередь имеет следующие факторы: уровень педагогического мастерства, организация среды, материально-техническая база, ТСО и др.

В процессе адаптации к вузам студенты сталкиваются с трудностями, которые включают в себя: большие объёмы информации и неподготовленность к новым способам восприятия и её переработки; недостаточные базовые знания, неспособность к систематизации знаний, высокий уровень самостоятельности обучения, недостаточная мотивация и неудовлетворенность обучением, неспособность выдерживать новый высокий темп жизни, низкие коммуникативные способности и плохие коммуникации с новым коллективом. Поэтому  адаптация к вузу требует мобилизации психических, физических сил и возможностей обучающихся.

Условия адаптации курсантов к обучению в военных вузах характеризуются тем, что они гораздо сложнее условий гражданских вузов. Это обусловлено тем, что курсанты с первых дней нахождения в военном вузе обязаны наряду с обучением выполнять профессиональные обязанности службы.

Психическое развитие курсанта в процессе обучения в военном вузе представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов, своеобразие которых обусловлено не столько последовательностью овладения образовательным процессом и служебной деятельностью, сколько динамикой интеграции в новую среду, усвоения всех ее требований.

Адаптация курсантов к условиям жизнедеятельности военных вузов является наиболее трудной с точки зрения изменения условий и организации всего жизненного уклада, знакомства обучаемых со спецификой обучения в вузе, осмысливания мотивов выбора профессии, включением в новые межличностные отношения, отрыва от родных, привычного круга общения и т.д. На данном этапе курсантам необходимо усвоить требования образовательного процесса, научится преодолевать все тяготы и лишения служебной деятельности и стремится выработать у себя навыки, необходимые для успешного выполнения задач образовательного процесса и служебной деятельности.

С первых же дней поступления в военное высшее учебное заведение молодым людям предъявляются требования, не имеющие аналогов в их прежней, школьной жизни. Они в корне отличны и от требований в гражданских вузах. Это главная особенность и трудность в процессе адаптации. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе имеет несколько видов:

1. Физиологическая адаптация. Она связана с большими психическими и физическими нагрузками, с регламентацией труда и отдыха в условиях военного вуза. К этому же виду относится и климатическая адаптация, имеющая место в случае перемены курсантом привычной климатической зоны.

2. Профессиональная адаптация. Возникает на уровне практического усвоения целого ряда новых образовательных и военных дисциплин, чередуемых с выполнением служебных обязанностей.

3. Социальная адаптация. Приспособление к новой среде делового и личного общения. Юношам, поступившим в военный вуз, с первых же шагов необходимо осознать и стараться усваивать основные положения уставов и внутренних требований распорядка в части, нормы поведения, принятые среди курсантов, стиль их взаимоотношений с командованием и преподавательским составом учебного заведения.

Организация учебного процесса в военных вузах имеет свою специфику т.к. является ведущим типом деятельности, связанным с необходимостью и сложностью усвоения большого объема учебной информации в ограниченное время, с новыми формами обучения, отсутствием систематического контроля за самостоятельной работой со стороны родителей, домашнего комфорта и т.д. Помимо учебной программы гражданского вуза, курсантам необходимо освоить целый ряд военных дисциплин. Все это вызывает у молодёжи большое внутреннее напряжение, требует от них постоянного самоконтроля и самооценки результатов деятельности, достижения ее оптимальности. Поэтому адаптация будущих офицеров связана с преодолением трудностей, непривычных форм и методов обучения, психических состояний напряженности, неуверенности, сомнения в своих возможностях по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями.

Следует признать, что военно-профессиональная адаптация курсантов военных вузов представляет собой целый комплекс мероприятий, призванных сформировать у обучающейся военной молодежи множество качеств, важных в профессии, теоретических и практических навыков, опыта и умения работать по соответствующей военной специальности.

Из трудностей, возникших при прохождении процесса адаптации в условиях военного вуза можно отметить следующие: совмещение учебы и службы, строго регламентированный распорядок дня, выполнение требований нормативных правовых актов, большие моральные и физические нагрузки, казарменный тип проживания, самоподготовка; содержание и специфичность преподаваемых дисциплин; регулярные построения, занятия строевой подготовкой, наряды, караулы, отсутствие хорошо сформированных навыков самообслуживания, ограничение контактов, трудности в построении отношений в новом коллективе.

Успешность адаптации к условиям военных вузов во многом зависят от таких факторов как:

- интеллектуальный потенциал (развитие интеллекта, исходный уровень общеобразовательной подготовки, мировоззрение),

- личностный потенциал обучающихся (тип, свойства нервной системы, личностные качества, направленность личности курсанта, активная жизненная позиция и др.)

- мотивация обучения и служебной деятельности (информированность о будущей профессии и готовность личности обучающихся к выполнению задач, особенности мотивации при поступлении: было ли решение принято самостоятельно или с настойчивой «подсказки» родителей, был ли это сознательный выбор или выбор обусловлен случайными факторами; направленность на учебу, мотивация к обучению, приобретению новых знаний и навыков).

- волевой компонент (поведенческая регуляция),

- возраст и социальное происхождение,

- морально – нравственный компонент (общий уровень воспитанности и культуры, нормативность),

- коммуникативный потенциал (взаимодействие с окружающими).

Таким образом, адаптация курантов к условиям высших военных учебных заведений - сложный, динамичный, многоуровневый и многосторонний процесс взаимодействия курсантов с новой средой, требующей от обучающихся перестройки их потребностно-мотивационной сферы, имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.

Особенности военных профессий предъявляют повышенные требования к личности обучающихся, поступающих в военные вузы. Именно для того, чтобы в рядах военных специальностей не появилось «случайных людей», не способных работать при повышенных психофизиологических и психоэмоциональных нагрузках, принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях и многое другое, необходим профессиональный отбор. Важная задача профотбора – подбор кандидатов наиболее соответствующих по своим физическим и психофизиологическим качествам требованиям военных профессий. Профотбор в военные вузы предполагает разные мероприятия. Он включает проверку общеобразовательного уровня абитуриента, физическую подготовленность, медицинскую комиссию, в которую входят различные специалисты - медики. Именно состояние здоровья часто становится решающим фактором для отбора абитуриентов. Также профотбор в военные вузы обязательно включает в себя проведение психологического исследования кандидатов на обучение, которое позволяет устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности. Неудовлетворительные данные по результатам профотбора, могут стать причиной отказа абитуриенту в приеме в тот или иной военный вуз.

 


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Декабрь 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30
14 15
17 18 20 21 22 23
24 25 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by