Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Ольга Зайцева: «Особенности адаптации обучающихся к условиям военного вуза»

Ольга Зайцева: «Особенности адаптации обучающихся к условиям военного вуза»

Ольга Зайцева: «Особенности адаптации обучающихся к условиям военного вуза»

Ольга Зайцева: «Особенности адаптации обучающихся к условиям военного вуза»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд ведущего психолога отдела идеологической работы Университета гражданской защиты МЧС Ольги Зайцевой на особенности адаптации вчерашних школьников к условиям военизированного учреждения высшего образования.

Поступление в вуз можно рассматривать как вступление в самостоятельную жизнь. В этот момент в психологии вчерашнего школьника происходят изменения, затрагивающие его сознание, связанные с расставанием со школьным коллективом, уходом из семьи, осознанием трудностей, связанных с обучением в вузе в целом и многое др. Успешность обучения во многом зависит от возможностей, обучающихся освоить новую среду, в которую они попадают, поступив в вуз. Начало занятий, устройство быта, вхождение в новые отношения и коллектив означают включение студентов в сложную систему адаптации.

Адаптация определяется как процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Адаптация — это динамический процесс, обеспечивающий возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Это общее определение применимо и к процессу адаптации в образовательной среде.

Основное содержание процесса адаптации обучающихся к условиям вуза рассматривается как формирование нового отношения к профессии, освоение новых учебных форм, оценок, способов и приёмов самостоятельной работы, приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям, обучение новым видам научной деятельности, приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени и др.

Именно адаптация является тем механизмом, обеспечивающим дальнейшее включение в профессиональную среду. Период профессиональной адаптации объективно включает в себя и принятие новых социальных ролей, функций профессионального характера и включение в структуру межличностных отношений при решении профессиональных задач. В результате профессиональной адаптации достигается оптимальное соотношение между требованиями, предъявляемыми обществом к выбранной профессии в целом.

  Адаптация студентов к вузу - это сложный и многофакторный процесс. Проблема адаптации остаётся единой для всех подсистем образования. Факторами, оказывающими влияние на адаптацию к обучению в вузах, объединяют в три блока: социологический, психологический и педагогический. Социологический блок включает такие факторы, как возраст, социальное происхождение, тип образования. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок в свою очередь имеет следующие факторы: уровень педагогического мастерства, организация среды, материально-техническая база, ТСО и др.

В процессе адаптации к вузам студенты сталкиваются с трудностями, которые включают в себя: большие объёмы информации и неподготовленность к новым способам восприятия и её переработки; недостаточные базовые знания, неспособность к систематизации знаний, высокий уровень самостоятельности обучения, недостаточная мотивация и неудовлетворенность обучением, неспособность выдерживать новый высокий темп жизни, низкие коммуникативные способности и плохие коммуникации с новым коллективом. Поэтому  адаптация к вузу требует мобилизации психических, физических сил и возможностей обучающихся.

Условия адаптации курсантов к обучению в военных вузах характеризуются тем, что они гораздо сложнее условий гражданских вузов. Это обусловлено тем, что курсанты с первых дней нахождения в военном вузе обязаны наряду с обучением выполнять профессиональные обязанности службы.

Психическое развитие курсанта в процессе обучения в военном вузе представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов, своеобразие которых обусловлено не столько последовательностью овладения образовательным процессом и служебной деятельностью, сколько динамикой интеграции в новую среду, усвоения всех ее требований.

Адаптация курсантов к условиям жизнедеятельности военных вузов является наиболее трудной с точки зрения изменения условий и организации всего жизненного уклада, знакомства обучаемых со спецификой обучения в вузе, осмысливания мотивов выбора профессии, включением в новые межличностные отношения, отрыва от родных, привычного круга общения и т.д. На данном этапе курсантам необходимо усвоить требования образовательного процесса, научится преодолевать все тяготы и лишения служебной деятельности и стремится выработать у себя навыки, необходимые для успешного выполнения задач образовательного процесса и служебной деятельности.

С первых же дней поступления в военное высшее учебное заведение молодым людям предъявляются требования, не имеющие аналогов в их прежней, школьной жизни. Они в корне отличны и от требований в гражданских вузах. Это главная особенность и трудность в процессе адаптации. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе имеет несколько видов:

1. Физиологическая адаптация. Она связана с большими психическими и физическими нагрузками, с регламентацией труда и отдыха в условиях военного вуза. К этому же виду относится и климатическая адаптация, имеющая место в случае перемены курсантом привычной климатической зоны.

2. Профессиональная адаптация. Возникает на уровне практического усвоения целого ряда новых образовательных и военных дисциплин, чередуемых с выполнением служебных обязанностей.

3. Социальная адаптация. Приспособление к новой среде делового и личного общения. Юношам, поступившим в военный вуз, с первых же шагов необходимо осознать и стараться усваивать основные положения уставов и внутренних требований распорядка в части, нормы поведения, принятые среди курсантов, стиль их взаимоотношений с командованием и преподавательским составом учебного заведения.

Организация учебного процесса в военных вузах имеет свою специфику т.к. является ведущим типом деятельности, связанным с необходимостью и сложностью усвоения большого объема учебной информации в ограниченное время, с новыми формами обучения, отсутствием систематического контроля за самостоятельной работой со стороны родителей, домашнего комфорта и т.д. Помимо учебной программы гражданского вуза, курсантам необходимо освоить целый ряд военных дисциплин. Все это вызывает у молодёжи большое внутреннее напряжение, требует от них постоянного самоконтроля и самооценки результатов деятельности, достижения ее оптимальности. Поэтому адаптация будущих офицеров связана с преодолением трудностей, непривычных форм и методов обучения, психических состояний напряженности, неуверенности, сомнения в своих возможностях по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями.

Следует признать, что военно-профессиональная адаптация курсантов военных вузов представляет собой целый комплекс мероприятий, призванных сформировать у обучающейся военной молодежи множество качеств, важных в профессии, теоретических и практических навыков, опыта и умения работать по соответствующей военной специальности.

Из трудностей, возникших при прохождении процесса адаптации в условиях военного вуза можно отметить следующие: совмещение учебы и службы, строго регламентированный распорядок дня, выполнение требований нормативных правовых актов, большие моральные и физические нагрузки, казарменный тип проживания, самоподготовка; содержание и специфичность преподаваемых дисциплин; регулярные построения, занятия строевой подготовкой, наряды, караулы, отсутствие хорошо сформированных навыков самообслуживания, ограничение контактов, трудности в построении отношений в новом коллективе.

Успешность адаптации к условиям военных вузов во многом зависят от таких факторов как:

- интеллектуальный потенциал (развитие интеллекта, исходный уровень общеобразовательной подготовки, мировоззрение),

- личностный потенциал обучающихся (тип, свойства нервной системы, личностные качества, направленность личности курсанта, активная жизненная позиция и др.)

- мотивация обучения и служебной деятельности (информированность о будущей профессии и готовность личности обучающихся к выполнению задач, особенности мотивации при поступлении: было ли решение принято самостоятельно или с настойчивой «подсказки» родителей, был ли это сознательный выбор или выбор обусловлен случайными факторами; направленность на учебу, мотивация к обучению, приобретению новых знаний и навыков).

- волевой компонент (поведенческая регуляция),

- возраст и социальное происхождение,

- морально – нравственный компонент (общий уровень воспитанности и культуры, нормативность),

- коммуникативный потенциал (взаимодействие с окружающими).

Таким образом, адаптация курантов к условиям высших военных учебных заведений - сложный, динамичный, многоуровневый и многосторонний процесс взаимодействия курсантов с новой средой, требующей от обучающихся перестройки их потребностно-мотивационной сферы, имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.

Особенности военных профессий предъявляют повышенные требования к личности обучающихся, поступающих в военные вузы. Именно для того, чтобы в рядах военных специальностей не появилось «случайных людей», не способных работать при повышенных психофизиологических и психоэмоциональных нагрузках, принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях и многое другое, необходим профессиональный отбор. Важная задача профотбора – подбор кандидатов наиболее соответствующих по своим физическим и психофизиологическим качествам требованиям военных профессий. Профотбор в военные вузы предполагает разные мероприятия. Он включает проверку общеобразовательного уровня абитуриента, физическую подготовленность, медицинскую комиссию, в которую входят различные специалисты - медики. Именно состояние здоровья часто становится решающим фактором для отбора абитуриентов. Также профотбор в военные вузы обязательно включает в себя проведение психологического исследования кандидатов на обучение, которое позволяет устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности. Неудовлетворительные данные по результатам профотбора, могут стать причиной отказа абитуриенту в приеме в тот или иной военный вуз.

 

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
21 22 23 24
25 26 28 29 30 31