Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Евгений Чумила: «Применение физических упражнений СДК «АТЛЕТ» для подготовки спасателей»

Евгений Чумила: «Применение физических упражнений СДК «АТЛЕТ» для подготовки спасателей»

Евгений Чумила: «Применение физических упражнений СДК «АТЛЕТ» для подготовки спасателей»

Евгений Чумила: «Применение физических упражнений СДК «АТЛЕТ» для подготовки спасателей»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен коллектив авторов Университета гражданской защиты МЧС в составе: доцента кафедры физической подготовки и спорта, кандидата педагогических наук, доцента Евгения Чумилы, начальника кафедры специальной подготовки кандидата технических наук, доцента Виталия Бабича, старшего преподавателя кафедры физической подготовки и спорта Игоря Маркача, преподавателя кафедры пожарной аварийно-спасательной подготовки Виталия Федьковича и курсанта Ильи Шашка на повышение уровня общей и специальной физической подготовленности спасателей на основе применения упражнений спортивно-диагностического комплекса «Атлет».

В статье представлены нормативные требования и порядок выполнения упражнений, входящих в состав разработанного СДК «Атлет», а также проведен педагогический эксперимент, заключающийся в определении эффективности влияния упражнений, входящих в состав комплекса, на уровень общей и специальной физической подготовленности курсантов Университета гражданской защиты МЧС.

Кроме того, разработана методика повышения уровня общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовленности будущих спасателей, основанная на применении упражнений СДК «Атлет».

Введение. Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в период своей профессиональной деятельности оказываются в обстоятельствах, требующих оперативного принятия решения, повышенной концентрации внимания, максимального задействования физических и психологических ресурсов.

Немаловажную роль в своевременном оказании помощи людям, решении других задач играет высокий уровень физической подготовленности специалистов спасательного ведомства. В связи с этим особое внимание со стороны руководства МЧС Беларуси уделяется повышению уровня общей и специальной физической подготовленности как обучающихся [1], так и работников министерства.

В исследованиях ряда авторов (А.И. Каранкевич, В.Я. Борисов, С.А. Гайдук, Б.М. Динаев, М.Н. Жигалова и другие) представлены модели, методики, рекомендации, направленные на совершенствование технико-тактических действий. Однако они не исчерпывают проблемы повышения уровня общей и специальной физической подготовленности и психологической готовности будущих специалистов МЧС для решения задач в экстремальных условиях. Кроме того, недостаточное внимание уделяется совершенствованию профессионально-прикладной физической подготовки, необходимой спасателям-пожарным для выполнения аварийно-спасательных работ и обеспечивающей повышение уровня общей физической подготовленности и психологической готовности путем использования интегральной методики комплексного совершенствования двигательных способностей [1–6].

Результаты проведенных исследований позволяют определить степень влияния специальных физических упражнений на уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности будущих спасателей.

Спортивно-диагностический комплекс «Атлет». На основе изучения опыта подготовки личного состава подразделений специального назначения и порядка организации испытаний по специальной подготовке, проводимых среди работников силовых структур Республики Беларусь и Российской Федерации, а также мнений ведущих специалистов в области подготовки военнослужащих к профессиональной деятельности авторским коллективом в составе Е.А. Чумилы, И.И. Маркача, И.А. Радькова и Д.С. Неханя разработан СДК «Атлет».

СДК «Атлет» состоит из шести упражнений, использование которых в процессе учебных и тренировочных занятий позволит повысить уровень общей и специальной подготовленности обучающихся и работников силовых структур (табл. 1) [4, 7].

Порядок выполнения упражнений:

1.    Подтягивание на перекладине с грузом 10 кг.

Выполняется из виса на прямых руках хватом сверху (положение виса неподвижное); груз зафиксирован при помощи ремня. Подтянуться без маховых и рывковых движений, при подтягивании подбородок должен быть выше грифа перекладины. Выполнение упражнения засчитывается в тот момент, когда тело занимающегося вернулось в исходное положение. Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.

Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч (плюс расстояние ширины кисти), руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе, груз зафиксирован при помощи ремня.

Участник подтягивается так, чтобы подбородок был выше грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с исходное положение, продолжает выполнение упражнения. Во время выполнения упражнения участнику запрещено:

– наносить на ладони или гриф клеящие вещества, включая канифоль;

– отталкиваться от пола и касаться других предметов;

– делать рывки, взмахи, волны ногами или туловищем;

– сгибать руки поочередно;

– осуществлять вис на одной руке;

– применять накладки;

– отпускать хват, раскрыв ладонь;

– перехватывать руки вдоль или поперек грифа перекладины, раскрыв ладонь.

Участник имеет право использовать магнезию или подтягиваться с чистыми руками, а также использовать опору для принятия исходного положения. Каждому спортсмену предоставляется одна попытка. При совершении любых трех ошибок подряд упражнение считается законченным.

2.    Челночный бег 10 × 20 м со сгибанием-разгибанием рук в упоре лежа (20 повторений). Исходное положение – упор лежа с выпрямленными перед собой руками, которые располагаются вдоль линии старта, голова и тело выпрямлены (как при команде «Смирно»). При выполнении данного движения необходимо коснуться грудью сигнальной кнопки, а затем, полностью разогнув руки, зафиксировать тело в исходном положении. Выполнив 20 повторений, необходимо подняться и пробежать 20 м, пересекая ногой линию поворота, развернуться для движения в противоположном направлении, занять первоначальное положение и таким же образом сделать еще 4 аналогичных повтора.

3.    Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях с грузом 16 кг.

Начальное положение – упор на брусьях, руки выпрямлены, груз зафиксирован при помощи ремня; сгибая руки, опуститься в упор до полного их сгибания; разгибая руки, выйти в упор до полного их выпрямления. Положение упора фиксируется.

4.    Жим штанги собственного веса от груди.

Исходное положение – лежа на горизонтальной скамье, руки на штанге на ширине 55–60 см. Стопы ног касаются пола. По команде опустить штангу до касания грифом груди; произвести жим штанги до исходного положения.

5.    Приседание со штангой собственного веса в течение 3 мин.

После того, как штанга оказалась на плечах, необходимо отойти на 1–3 шага назад и занять исходное положение. По команде приступить к выполнению упражнения, приседая до угла в 90º между бедренными и берцовыми костями.

6.    Бег на 10 км с преодолением водных преград.

По команде приблизиться к линии старта, занять исходное положение. По команде начать движение. Дистанция проходит по пересеченной местности, включающей водные преграды.

Выполнение упражнений осуществляется в один день по круговому принципу и в соответствии с жеребьевкой. Каждому участнику между упражнениями предоставляется отдых продолжительностью не менее 10 минут.

Участник, который не выполнил минимальные требования в конкретном упражнении, имеет право продолжить участие, однако считается не прошедшим испытания СДК «Атлет».

Методика повышения уровня физической подготовленности на основе использования упражнений данного комплекса базируется на применении метода максимальных усилий. Тренирующее воздействие метода направлено преимущественно на увеличение мощности механизмов энергообеспечения мышечных сокращений. Оно обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы.

Организационная составляющая методики предполагает рациональное построение учебных занятий с целью наиболее эффективного их проведения. Для совершенствования техники выполнения упражнений СДК «Атлет» и эффективности учебных занятий в целом необходимо вначале обучить курсантов правильно выполнять подводящие упражнения.

В процессе обучения предполагается осуществление контроля за уровнем развития физических качеств, состоянием функциональных систем организма, владением техникой выполнения профессиональных технических действий.

Проведение анкетирования. Перед началом эксперимента проведен анкетный опрос среди 278 обучающихся и 22 специалистов. Анкета для обучающихся состояла из 30 вопросов, для специалистов – из 10.

Анкетный опрос среди обучающихся проводился с целью определения мотивационно-ценностного компонента, отражающего отношение респондентов различных курсов Университета гражданской защиты МЧС Беларуси (УГЗ МЧС) к занятиям по дисциплине «Физическая культура» и получения информации об удовлетворенности содержанием учебной программы и организацией учебных занятий.

Анкетирование среди специалистов проводилось с целью получения информации о влиянии упражнений, входящих в состав СДК «Атлет», на уровень общей и специальной физической подготовленности обучающихся, а также определения оптимального порядка выполнения упражнений.

Вопросы, входящие в анкету, касались системы подготовки спасателей, качества организации занятий по физической подготовке, содержания упражнений СДК «Атлет», структуры учебных занятий. В дополнение к этому участникам анкетирования предлагалось высказать свои предложения по повышению качества организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».

В результате обобщения данных анкетного опроса было установлено, что совершенствование процесса физической подготовки возможно посредством создания современной научно-методической базы и разработки индивидуальных планов проведения учебно-тренировочных занятий, основанных на применении комплексного подхода. Помимо этого, включение специальных упражнений должно привести к повышению уровня общей и специальной физической подготовленности, развитию основных физических качеств, необходимых спасателям-пожарным при выполнении боевых задач.

Организация эксперимента. В исследовании приняли участие 132 курсанта УГЗ МЧС (66 человек в контрольной группе и 66 – в экспериментальной). Главной особенностью занятий с обучающимися экспериментальной группы являлось использование методики, основанной на выполнении упражнений СДК «Атлет» (исследования проводились в период с 1 марта по 30 ноября 2018 г. на базе УГЗ МЧС).

Цель проведения эксперимента заключалась в определении эффективности влияния методики применения упражнений СДК «Атлет» на уровень общей и специальной физической подготовленности курсантов УГЗ МЧС. Влияние упражнений комплекса на показатели общей и специальной физической подготовки оценивалось на основе анализа результатов контрольных тестов, анкетирования и измерений.

Контрольная группа занималась по общепринятой методике, а экспериментальная – по разработанной нами методике, суть которой заключалась в том, что курсанты в течение 20 минут до окончания основной части учебного занятия выполняли комплекс подготовительных упражнений, направленных на выполнение квалификационных требований СДК «Атлет». Упражнения выполнялись по круговой системе, отдых между ними составлял не более 1 мин. За время эксперимента проведено 32 занятия, каждое из которых длилось около 80 мин.

Результаты экспериментальных исследований приведены в таблицах 2–3.

Анализ и обработка экспериментальных данных методами математической статистики заключалась в вычислении средней ошибки среднего арифметического, коэффициента вариации и среднего арифметического. Для оценки достоверности различий для попарно зависимых выборок использовался t-критерий Стьюдента.

Лучшие показатели результатов экспериментальной группы по сравнению с контрольной как по отдельным упражнениям, так и в целом свидетельствуют об эффективности предложенного подхода совершенствования системы физической подготовки курсантов и работников различных силовых структур на основе упражнений СДК «Атлет». Различия между экспериментальной и контрольной группами в конце педагогического эксперимента оказались статистически достоверными (Р < 0,05).

Выводы:

1. Изучение нормативной и научно-методической литературы в области теории и методики физического воспитания и спорта, а также организации профессиональной подготовки специалистов различного профиля позволяет утверждать, что высокие показатели уровня общей и специальной физической подготовки оказывают существенное воздействие на все компоненты профессиональной деятельности работников спасательных подразделений МЧС.


2. По всем показателям, определяющим уровень общей и специальной физической подготовленности, курсанты экспериментальной группы превзошли курсантов контрольной группы, что указывает на эффективность методики, основанной на использовании упражнений, входящих в состав СДК «Атлет». Разница в показателях контрольной и экспериментальной групп статистически достоверна (Р < 0,05).

3. Ценность данного исследования заключается в разработке и последующем использовании в образовательном процессе по физической подготовке курсантов УГЗ МЧС, а также внедрении в систему обучения спасателей подразделений МЧС методики повышения уровня общей и специальной физической подготовленности.

4. Основное содержание методики повышения уровня общей и специальной физической подготовленности основывается на выполнении по круговому принципу комплекса подготовительных упражнений СДК «Атлет». Эффективность методики обеспечивается целенаправленным и активным задействованием основных групп мышц обучающихся в заданный промежуток времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каранкевич, А.И. Психофизическая готовность курсантов учреждений образования МВД Республики Беларусь к эффективной профессиональной двигательной деятельности / А.И. Каранкевич, В.А. Барташ. – Могилев: Могилев. ин-т МВД, 2016. – 200 с.

2. Динаев, Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.М. Динаев. – Шуя, 2009. – 157 л.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.; М., 2004. – 160 с.

4. Самсонов, Д.А. Теоретико-методические аспекты совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки пожарных: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Д.А. Самсонов. – М., 2005. – 201 л.

5. Коледа, В. А. Основы физической культуры: учеб. пособие / В.А. Коледа, В.Н. Дворак. – Минск: БГУ, 2016. –191 с.

6. Легкая атлетика: учебник / М.Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред.: М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. – 2-е изд. – Минск: Тесей, 2011. – 336 с.

7. Коледа, В.А. Тесты по физической культуре: пособие для студентов БГУ / В.А. Коледа, В.Н. Дворак. – Минск: БГУ, 2012. – 111 с.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
18 19 21 22 23 24
25 26 28 29 30 31