Университет гражданской защиты

Екатерина Гермацкая: «Взаимосвязь уровня профессиональной самореализации и синдрома эмоционального выгорания личности».

Екатерина Гермацкая: «Взаимосвязь уровня профессиональной самореализации и синдрома эмоционального выгорания личности».

Екатерина Гермацкая: «Взаимосвязь уровня профессиональной самореализации и синдрома эмоционального выгорания личности».

Екатерина Гермацкая: «Взаимосвязь уровня профессиональной самореализации и синдрома эмоционального выгорания личности».

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд инспектора-психолога Центра кризисной психологической помощи Университета гражданской защиты МЧС Екатерины Гермацкой на связь между самореализацией и эмоциональным выгоранием личности.

 

Эмоциональное (профессиональное) выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.  В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Современные исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть связано с формированием синдрома хронической усталости.  С.Cherniss в 1980 г. определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации к работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении.

С.Maslach обнаружила, что эмоциональное возбуждение и потеря интереса к работе в сочетании с негуманным отношением к окружающим  оказывали  влияние на профессиональную самоидентификацию и поведение человека на работе. Позже она определила эмоциональное выгорание как потерю интереса и осторожности в работе. В дальнейшем к этим симптомам были добавлены эмоциональная истощенность, деперсонализация и снижение общей работоспособности.

Таким образом, были выделены три основные группы проявлений данного состояния: эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция личных профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением обычно понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Деперсонализация в данном случае трактуется не как классическое психиатрическое понимание данного термина, а скорее как снижение личностной вовлеченности в профессиональную деятельность. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношения к объектам своей деятельности (пациентам/ клиентам): холодности, формализации контактов, черствости, цинизме. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция личных профессиональных достижений – занижение профессиональных успехов, возникновение чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере.

Выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением». C.Maslach отметила, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации и дегуманизации, а женщинам – более выраженное эмоциональное истощение. При этом необходимо сказать, что выгоранию больше подвержены  мужчины, не состоящие в браке.

В.В.Бойко определяет данное состояние как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия. В этой связи выгорание представляется приобретенным стереотипом эмоционального, чаще всего профессионального поведения, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе эмоциональное выгорание В.В.Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными – его последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.

Данному состоянию наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи, продавцы, адвокаты, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов. Являясь одним из последствий профессионального стресса, СЭВ представляет собой хронический, долговременный процесс.

Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Как правило, это те люди, которые достигли максимального уровня профессиональной самореализации, состоялись в выбранной профессии.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

Само понятие самореализации по своей сути является акмеологическим понятием, т. к. под акмеологией понимается наука о самореализации творческих потенциалов личности на пути к вершинам созидательной деятельности. Самореализуясь в профессии и в жизни, человек достигает вершин — акме профессионального и личностного.

В самом общем виде самореализацию можно понимать как процесс реализации себя, утверждение самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый определенный момент времени. Самореализация достигается только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста.

Высший уровень самореализации встречается достаточно редко. Однако нельзя утверждать, что человек может совсем не реализовать себя: самореализация происходит у всех людей, только в разной степени, т. е. самореализация происходит на разных уровнях. Успешнее самореализоваться могут те работники, у которых есть сильный побудительный мотив для личностного роста, например, потребность в признании, уважении, самоуважении, стремление к достижению высшего уровня мастерства и профессионализма, а также к осознанию своей компетентности, своей миссии.

Л.А.Коростылева, исследуя затруднения самореализации в профессиональной сфере, отмечает, что феномен профессионального «выгорания» в большей мере присущ людям с невысоким уровнем самореализации в профессиональной деятельности. Человек не может реализовать себя в профессиональной деятельности вследствие каких-либо непреодолимых препятствий, реальных или кажущихся ему. При этом человек испытывает неудовлетворенность своей жизнью, разочарование, фрустрацию, у него появляется чувство потери смысла жизни. Множество причин, препятствующих самореализации, приводят к эмоциональному выгоранию.

Р.З.Сабанчиевой проводились исследования по изучению эмоционального выгорания преподавателей высшей школы. Для этой цели была разработана программа и подобран диагностический комплекс методик, позволяющий выявить факторы, содействующие и препятствующие успешной самореализации преподавателя в профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание рассматривалось в аспекте самореализации, как один из факторов, мешающих самореализации. Был проведен сравнительный анализ результатов исследования деятельности преподавателей по уровням мастерства. На основе экспертных оценок преподаватели были разделены на три группы: в первую группу вошли преподаватели высокого уровня мастер-ства — мастера, во вторую группу — преподаватели со средним уровнем мастерства, в третью группу — с низким уровнем мастерства (немастера).

Сравнив результаты исследования эмоционального выгорания по группам преподавателей с разным уровнем мастерства, мы обнаружили, что в группе мастеров синдром эмоционального выгорания отсутствует, ни одна фаза не сформировалась в отличие от других групп, но складываются такие симптомы, как неадекватное эмоциональное реагирование, психосоматические и психовегетативные нарушения. В группе преподавателей со средним уровнем мастерства эмоциональное выгорание более выражено, сложились отдельные фазы и симптомы. В группе преподавателей-немастеров оказалось, что эмоциональное выгорание выражено недифференцированно.

Также было замечено, что во всех группах чаще оказывались сложившимися такие симптомы, как неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей.

Сравнение результатов исследований преподавателей разных уровней мастерства показало, что наименее развиты симптомы эмоционального выгорания в группе преподавателей-мастеров, где не сложился ни один симптом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что высокий уровень мастерства, высокая удовлетворенность профессией, положительные эмоции от работы помогают преодолевать трудности, неизбежные в профессиональной деятельности, противостоять неблагоприятным воздействиям. Тем не менее, в группе мастеров наблюдались неадекватное эмоциональное реагирование, психосоматические и психовегетативные нарушения. Можно предположить, что, несмотря на высокий уровень мастерства и профессионализма, преподавателю трудно противостоять неблагоприятным факторам, о которых мы говорили выше и которые отрицательно влияют на деятельность преподавателя.

То, что в группе немастеров эмоциональное выгорание менее выражено по сравнению с группой преподавателей среднего уровня мастерства, но в большей степени выражено по сравнению с преподавателями высокого уровня мастерства, можно объяснить их безразличием к своей профессии, равнодушием к предмету и объекту своего труда.

В группе преподавателей со средним уровнем мастерства выявлен самый высокий уровень выгорания, что можно объяснить их неравнодушным отношением к своей профессии, к студентам; однако невысокий уровень мастерства не позволяет справляться с профессиональными трудностями, что приводит к депрессии.

Выявление причин и дальнейшее исследование проблемы выгорания позволяют утверждать, что если преподаватель не может самореализоваться в профессии, нет для этого соответствующих условий, ему препятствует социальное окружение, то у него может сформироваться эмоциональное выгорание, несмотря на высокий профессионализм. На на-чальной стадии выгорания человек находится в состоянии напряжения, затем — в состоянии сопротивления неблагоприятным воздействиям, после чего, вследствие того, что организм не справляется со сложившейся ситуацией, наступает истощение, т. е. формируется окончательная стадия синдрома эмоционального выгорания.

Описанное выше исследование проблемы эмоционального выгорания в аспекте самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности позволяют сделать важный вывод о том, что эмоциональное выгорание и самореализация взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоциональное выгорание является фактором, препятствующим успешной самореализации, вследствие блокирования творческих потенциалов личности. В свою очередь, успешная реализация этих самых потенциалов, достижение высокого уровня профессиональной самореализации являются профилактическим фактором, значительно уменьшающим вероятность возникновения симптомов эмоционального выгорания личности.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
20 21
22 23 24 25 26 28
29 30 1 2 3 4 5