Закупки

Все закупки
Андрей Врублевский: «Новое поколение – новые подходы в обучении»

Андрей Врублевский: «Новое поколение – новые подходы в обучении»

Андрей Врублевский: «Новое поколение – новые подходы в обучении»

Андрей Врублевский: «Новое поколение – новые подходы в обучении»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд старшего методиста отдела стандартизации и методического обеспечения учебно-методического центра Университета гражданской защиты МЧС Андрея Врублевского на современные подходы преподавателя к обучению с учетом особенностей мышления нового поколения студентов.

Нередко от многих преподавателей можно услышать сокрушенные отзывы об обучающихся, что те не хотят учиться, не слушают на лекциях, не хотят заниматься самоподготовкой. Но можно ли сказать, что проблема однозначно в нежелании обучающихся? Не может ли быть так, что проблема в том, что они затрудняются воспринимать знания в том виде, в котором преподаватели привыкли их преподносить? Чтобы ответить на этот вопрос, можно рассмотреть некоторые особенности нынешнего поколения молодежи.

Сегодня в учебные заведения приходят молодые люди, которые родились в начале 2000-х годов. Это молодое поколение имеет значительные отличия от поколений предыдущих. Еще в 1991 году исследователи Нейл Хоув и Вильям Штраус предложили «Теорию поколений» и отмечали, что поколение формирует сходство ценностей, а «конфликт поколений» связан не с возрастными противоречиями, а с конфликтом ценностей. Для России «Теория поколений» была адаптирована в процессе разработки проекта «Rugenerations» командой исследователей под руководством Евгении Шамис. Согласно этой теории поколения подразделяются следующим образом:  

поколение «Бэби-бумеров» (1943-1963 гг.);

поколение «Х» (1963-1984 гг.);

поколение «Y» (1984-2000 гг.);

поколение «Z» (с 2001 г.).

У каждого поколения были свои ценности. Например, для поколения «Бэби-бумеров» были характерны: оптимизм, коллективизм и командный дух, культ молодости, личностный рост. Поколение «Х» отличалось: готовностью к изменениям, желанием делать выбор, глобальной информированностью, технической грамотностью, индивидуализмом, стремлением обучаться в течение жизни, неформальностью взглядов, нацеленностью на поиск эмоций, прагматизмом, надеждой на себя и равноправием полов. Последующее поколение «Y» имело своими ценностями: свободу, нацеленность на результат как таковой, гражданский долг и мораль, ответственность, и желание в немедленном вознаграждении.

У нынешнего же поколения «Z» (Generation Z), которое еще называют «Сетевое поколение» (Net Generation) и «Поколение Интернета» (Internet Generation), ценности находятся в процессе формирования. Это поколение, которых мы видим сегодня в качестве обучающихся учреждений высшего образования, выросло в период бурного развития компьютерных технологий. В совсем юном возрасте они еще не умели читать, но уже разбирались в мобильных телефонах. Это про них говорили, что они «родились с пальцем на кнопке». И еще в процессе их взросления технологии шагнули еще дальше: появилось много новых устройств, «девайсов» и «гаджетов», стало меньше кнопок, но больше сенсорных экранов. Познание окружающего мира у этих молодых людей происходит через экран компьютера, общение с другими осуществляется через социальные сети, зачастую в ущерб живому общению. Им трудно поделиться своими проблемами и переживаниями с родителями или друзьями вживую, но намного проще делать это с виртуальными собеседниками, что негативно влияет на развитие их коммуникативных навыков. Так, первокурсники часто не могут формулировать и выражать в слух свои мысли [1]. У поколения «Z» четко заметны и другие  особенности. Они запоминают не содержание информации, а место, где находится информация. Удержание их внимания, по сравнению с вниманием представителей других поколений, сократилось в десятки раз. Характерной их чертой является способность к многозадачности.

В 2011 году некоторые авторы отмечали, что у представителей поколения «Z», которые в том году были еще детьми и подростками, преобладает «клиповое» мышление (М. Сандомирский, 2011). Под «клиповым» мышлением понимают процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. Для обладателей такого мышления окружающий мир представляется как мозаика разрозненных, мало связанных между собой явлений, как калейдоскоп постоянно сменяющихся ситуаций с постоянным требованием новых. У обладателей «клипового» мышления есть как позитивные, так и негативные стороны. К негативным  сторонам можно отнести: непоседливость и гиперактивность; некоторую потерю способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек; предпочтение быстрого получения необходимой, но зачастую некачественной информации (информационного фаст-фуда); предпочтение визуальных символов логике. Среди позитивных сторон «клипового» мышления можно перечислить следующие: способность к удержанию нескольких контекстов (гипертекст); использование разных тактик мышления – широкого и неглубокого или узкого и углубленного; наличие защитной реакции на информационную перегрузку; динамизм познавательной деятельности.

Что может предложить такому поколению современное учреждение образования для его эффективного обучения? На сегодняшний день техническое оснащение учебных аудиторий оставляет желать лучшего. Многие способы предоставления информации обучающимся используются уже десятилетиями и даже веками (рис. 1).


Рис. 1. Чтение лекции профессора обучающимся

Кто-то из преподавателей скажет, что к таким способам обучения они уже привыкли, а сами способы хорошо себя зарекомендовали за это долгое время. Но отвечают ли эти методы передачи знаний запросам и возможностям современного обучающегося? Как уже отмечалось выше, у современного молодого человека совершенно иной способ мышления и восприятия окружающего мира, иная информационная среда (рис. 2).


Рис. 2. Информационная среда современного обучающегося и предложение современного учреждения образования

Очень многое молодежь поколения «Z» понимает и делает по-другому. Даже записи на занятиях они делают не в конспектах, а в ноутбуках, планшетах и смартфонах (рис. 3).

Такие способы преподнесения информации часто не удобны и не привычны современным обучающимся. Поэтому у последних появляются затруднения в восприятии учебного материала. Обучающиеся вряд ли не имеют желания учиться, как могут подумать некоторые преподаватели, они не могут этого делать в силу перечисленных причин. Справедливости ради, стоит отметить, что это не исключает и некоторой степени лени отдельных представителей учащейся молодежи, но не стоит делать такой вывод в отношении всех. Для поколения «Z» классическая форма обучения, при которой преподаватель рассказывает, а обучающийся заучивает материал дома, затем на следующем занятии повторяет и закрепляет его, становится неактуальной и малоэффективной. Как отмечет основатель бизнес-инкубатора IT House А. Мелещенко, имеющий за плечами 12-летний стаж преподавания ИТ-дисциплин в ведущих учреждениях высшего образования Беларуси, «студенты-то знают, что такое обучение малоэффективно, и сачкуют. Тогда система сопротивляется и грозит им отчислением. Знаете, что они делают в ответ? Под партой открывают на коленях ноутбук и программируют на Java. То есть делают именно то, что нужно, чтобы выучиться и стать успешным специалистом!» [2].


Рис. 3. Как обучающиеся XXI  века делают записи на лекциях

Для решения этой проблемы, преподаватель, как настоящий профессионал своего дела, может предпринять определенные усилия со своей стороны. Оставим в стороне трудности учреждения образования по поиску финансовых средств для закупки и обновления оборудования в учебные аудитории. Эта проблема, безусловно, играет большую роль в повышении качества обучения поколения «Z», но она не в компетенции преподавателя. Учитывая особенности своего обучающегося, представителя поколения  «Z», и его «клипового» мышления, преподаватель может предпринять следующее:

предоставлять информацию для переработки короткими порциями;

делать учебный материал легким, доступным и наглядным;

текстовую информацию предоставлять в формате мини-новостей, твитов и статусов в социальных сетях;

осуществлять динамичную смену видов учебной деятельности;

разрозненные, кратковременные знания и открытия, обучающихся подкреплять практическими заданиями (подготовкой тематических докладов, дискуссий, решением ситуационных задач).

Кроме того, от преподавателя потребуется изменение подхода к форме обучения. Для такого обучающегося более эффективной будет форма обучения, при которой преподаватель задает вопрос или ставит задачу, а обучающийся ищет в литературе или в Интернете ответ, после чего вместе на занятии обсуждают найденный материал и находят решение [1].

В существующей ситуации будет немаловажным изменить подход к роли самого преподавателя, который часто представлен как стоящий в центре «транслятор» учебного материала, вокруг которого собрались обучающиеся. В работе с обучающимися поколения «Z» преподавателю необходимо играть роль менеджера его персональной образовательной среды, в которой основной фигурой является обучающийся, а преподаватель обращает его внимание на нужные образовательные ресурсы и направляет работу с ними.  В такой роли менеджера преподаватель будет и консультантом, оказывающим помощь в процессе обучения, и фасилитатором содействующим и упрощающим понимание материала, и ментором, который помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой, и мотиватором, направляющим деятельность обучающегося на успех, и тренером, который обеспечивает деятельность по инструкции и  контролирует результаты.

Развитие современных технологий идет стремительными темпами и оказывает большое влияние на подрастающее поколение. Это требует от преподавателя постоянной работы над собственным умением использовать в учебном процессе технические новинки, а также повышения профессионального мастерства с учетом особенностей нового поколения обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15).

2. Мелещенко А. Проблемы белорусского ИТ-образования: кто виноват, что делать и куда поступать / А. Мелещенко // [Электронный ресурс] – https://dev.by/lenta/main/problemy-belorusskogo-it-obrazovaniya. – 2016. – дата доступа 15.06.2018.


Факультеты и филиалы


83eee8bf5cb8310150bcbd0e586bea54  

Календарь мероприятий

Ноябрь 2018

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31
20 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь logo
Республика Беларусь, г. Минск 220118 ул. Машиностроителей, 25
+375 (17) 340-35-57 +375 (17) 340-35-57 mail@ucp.by